«Здравствуй и прощай» - о том, что любить ей некого

19 January

Великолепно снятая и — чудесно сыгранная мелодрама «Здравствуй и прощай» относится к тем кинофильмам 1970-х, где активно страдает баба. Таких кинокартин — разной степени талантливости — в эпоху брежневской стабильности делали по двадцать штук в год. Не все оставались в памяти, а вот «Здравствуй и прощай» - вещь отличная. И — страшная. О том, что «...удивительное — рядом, но нам оно запрещено», как пел Владимир Высоцкий, правда, по иному поводу.

Перед нами — красивая и статная женщина Александра (Людмила Зайцева), брошенная непутёвым супругом...
Перед нами — красивая и статная женщина Александра (Людмила Зайцева), брошенная непутёвым супругом...

Перед нами — красивая и статная, невероятно активная женщина Александра (Людмила Зайцева), брошенная непутёвым супругом, которого, несмотря на его возраст по сию пору кличут Митькой (Михаил Кононов). То есть она-то Александра, а он — Митька. Это изначальный мезальянс, который произошёл по молодости, когда тот самый Митька, судя по всему, слыл симпатичным деревенским балагуром. Обаятельный, говорливый, нагловатый.

Но беда этих «первых парней» в том, что они навсегда привыкают к своему имиджу и остаются в нём очень надолго...
Но беда этих «первых парней» в том, что они навсегда привыкают к своему имиджу и остаются в нём очень надолго...

Но беда этих «первых парней» в том, что они навсегда привыкают к своему имиджу и остаются в нём очень надолго. Если не навсегда. А бывший певун-хохотун, которого любили девки за шуточки, в 35-40 годам превращается в свою противоположность — в слизня. Вообще, Михаил Кононов умел, как немногие артисты воплотить на экране и высокодуховную личность, и тотальное ничтожество. Здесь он просто гениален в роли придурка, не ведающего о своём убожестве.

По сюжету Митька сбежал в город «за впечатлениями», за неким смыслом жизни - о чём и говорится в этом диалоге. Рядом - такой же вечный мальчик и увлекающаяся натура.
По сюжету Митька сбежал в город «за впечатлениями», за неким смыслом жизни - о чём и говорится в этом диалоге. Рядом - такой же вечный мальчик и увлекающаяся натура.

По сюжету Митька сбежал в город «за впечатлениями», за неким смыслом жизни и — за другими, более изысканными женщинами. Но — потянуло обратно к Шуре. К тому же, к ней стал проявлять внимание местный участковый — Григорий Степанович (Олег Ефремов). Вот он — вроде бы пара Александре. И это ощущается. Он, конечно, не такой симпатяшечка, как Митька, но он — нормальный взрослый мужчина, а не вечный мальчик, у которого в голове — мякина и немного ветра.

К тому же, к ней стал проявлять внимание местный участковый — Григорий Степанович (Олег Ефремов).  Вот он — пара Александре.
К тому же, к ней стал проявлять внимание местный участковый — Григорий Степанович (Олег Ефремов). Вот он — пара Александре.

Но нельзя разрушить семью — советскую ячейку общества, и милиционер даёт честное слово Митьке, что не будет смотреть в сторону «мужней жены». Которую уже один раз кинули. Характерно, что Митька, услышав от Шуры: «Я тебя не люблю... а раньше не знала, что не любила», наутро же от неё сваливает обратно в город. В его движениях — некоторое облегчение. До этого он метался, что-то выбирал, стеснялся того, что оставил детей, но теперь можно — окончательно «на волю».

Характерно, что Митька, услышав от Шуры: «Я тебя не люблю... а раньше не знала, что не любила», наутро же от неё сваливает обратно в город.
Характерно, что Митька, услышав от Шуры: «Я тебя не люблю... а раньше не знала, что не любила», наутро же от неё сваливает обратно в город.

А вот любовь Александры с Григорием остаётся за кадром, и финал — открытый. Есть надежда, что вот теперь наконец-то будут вместе. Но. Быть может, женщина вообще захочет остаться в одиночестве. Ибо в этом суровом и мудром дяде-участковом она тоже вроде как разочарована. Почему? А он сдался, сдулся, не захотел побороться за неё. Дал слово трепачу Митьке. Испугался? А тогда — к чему они все? «Здравствуй и прощай» - название само говорит.

Zina Korzina (c)