51 984 subscribers

Почему ФТС могут упразднить?

12k full reads
19k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 63% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Почему ФТС могут упразднить?

Развитие таможенной службы в нашей стране шло очень яркими, но странными шагами. За 30 лет не было более-менее стабильного периода, чтобы всё работало как часы. Вечно какие-то пертурбации, реформы и крутые развороты. Тенденции последних лет немного настораживают, поскольку могут привести к печальным итогам.

Наиболее громкие слухи о новом будущем таможенных органов ходили примерно в 2015-2016 году, когда из каждого угла кричали о том, что ФНС и ФТС могут слить в одно ведомство. Более реалистичные пейзажисты рисовали поглощение таможни налоговой службой. Это явно не хотели таможенники, но, по некоторым данным, ещё больше от этого открещивались налоговики.

Таможня - весьма масштабный государственный монстр, который взвалил на себя огромное количество функций. Ещё более запутанной выглядит структура таможни, не говоря уж про разные особые подразделения с интересными должностными инструкциями. Люди из других правоохранительных органов с трудом понимают иерархию ФТС, не говоря уже про обывателей.

Стоит остановиться и на том, что во многих вопросах таможня стала передовым ведомством, у которого многим стоит поучиться. Особенно по части исполнительности, контроля за подчинёнными подразделениями и предоставляемом сервисе. На фоне других ведомств таможня выглядит более чем выгодно. Передовые технологии тоже не обошли ФТС стороной, таможенники оснащены супер-программами и разными вундервафлями. Правда, они не всегда работают, но уже вопрос другой.

Ох уж эти ЦЭДы
Ох уж эти ЦЭДы
Ох уж эти ЦЭДы

С развитием таможни начали расти полномочия и обязанности. Правда, законодательство явно не успевает за целями и намерениями ведомства. Это, правда, не мешает отчитываться о достигнутых результатах, которые имеют весьма косвенное отношение к её прямым обязанностям.

Таможня поставила перед собой амбициозные задачи по очищению страны от товаров, которые оказываются на Садоводах левыми путями. Там и контрафакт, и сигареты без акцизов, и обувь без QR-кодов, и много чего ещё интересного и дешёвого. Это всё косвенно подрывает сборы таможенных платежей на границе, из которых формируется государственный бюджет.

Бизнес считает деньги и совсем не стремится выпрыгивать из штанов и оформлять "как положено", когда есть шёлковые пути. Тем более, когда в странах ЕАЭС создан настоящий плацдарм для накопления таких товаров для отправки в Россию. Что самое интересное, прохаванные схематозники всё делают по закону, используя более простой подход к таможенному оформлению в союзных странах.

Даже здесь таможня придумала контр-меру, расставив у границ мобильные группы, которые шерстят транспорт и гневно расправляются с контрафактом и польскими яблоками. Чем не сказка-песня? Но в этом деле нужно осознавать меру в своих действиях.

Дело в том, что многие товарные потоки внутри страны (да и в рамках дружбы-жвачки со странами ЕАЭС) контролируются немного другими структурами. Таможня своим вмешательством наступает на пятки соседним ведомствам, в руках которых, в отличие от таможни, мощные и, что немаловажно, легальные инструменты. Регулярные прогулки ФТС по чужим полянам постепенно будет накалять градус раздражения.

Дави их, Кравчук!
Дави их, Кравчук!
Дави их, Кравчук!

Никто не спорит с тем, что намерения таможни благие: ей хочется добиться добропорядочного оборота товаров внутри страны. Но никто не будет просто так сдавать сферу влияния, тем более такую вкусную. Если раньше таможня лишь периодически влезала в чужой огород, то сегодня это вмешательство стало постоянным.

К чему приводит такая политика партии? Перед глазами встаёт замечательный пример жизни и кончины Налоговой полиции. Ведомство постепенно набрало обороты, научилось бороться с налоговыми преступлениями. Дальнейшее развитие могло превратить Налоговую полицию в одно из самых ключевых звеньев правоохранительной системы.

С течением времени ФСНП стала путать берега, залетая на чужие аэродромы и мешая работать серьёзным дядькам. Тогда ведомство ликвидировали одним указом без объяснения причин. На их базе сделали ФСКН, который также постепенно набрал обороты и снова был ликвидирован. Сделали это под предлогом дублирования функций в других ведомствах, но что-то подсказывает, что были и другие причины. Последствия ликвидации самостоятельного органа по борьбе с оборотом запрещённых веществ мы сегодня наблюдаем: картина печальная.

Это всё к чему? А дело в том, что Таможенный союз (ЕАЭС) создавался явно не для того, чтобы все честно играли. Многие темы и товарные потоки курируются на очень высоких уровнях. Одно дело, когда в это вмешивается контора или хотя бы полиция, и совсем другое, когда свой нос суёт таможня, позиции которой были сильно ослаблены за последние 20 лет.

Думайте, мужики, думайте...
Думайте, мужики, думайте...
Думайте, мужики, думайте...

Рано или поздно может встать вопрос: "Что эти зелёные себе позволяют". Если сильно припечёт, могут забежать в кабинет к человеку, который уже принимал жёсткие судьбоносные решения один росчерком пера. История обычно развивается по спирали, не так ли?

Упразднение ФТС, с точки зрения претворения такого замысла в реальность, очень трудно осуществить. Сегодня нет ведомства, которое полностью сможет проглотить таможню за один присест, сделав её своим департаментом или ещё чем-нибудь. Монстр получился действительно крупным и неповоротливым. Плюс ко всему мало кто понимает, как этот монстр существует и живёт. Сфера влияния, тем не менее, весьма лакомая, поскольку традиционно считается, что это очень прибыльное дело.

Куда более вероятным выглядит сценарий расчленения таможни по кускам, которые раздадут двум-трём федеральным ведомствам. Это будет серьёзным ударом по существующей системе и участникам ВЭД. Последние навсегда позабудут поговорку "чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники". Взвоют и будут вспоминать добрым словом МихалИваныча со склада. Имея - не ценим, а потерявши - плачем.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что подобный сценарий будет губителен для многих сфер и, в первую очередь, для экономики страны. Таможня действительно нарастила мощь, которую можно использовать во благо государства. Уроки истории нужно учитывать. Мы живём в реалиях, когда, преследуя благие цели, можно получить несовместимые с жизнью травмы. Да и очень грустно будет стать свидетелем кончины ещё одного шедеврального ведомства...

© Злой таможенник