"Куда скажем, туда она и поступит"

Знакомая обратилась с вопросом, не могу ли я порекомендовать кого-то из репетиторов по информатике и физике. Дочка у нее учится в 10-м классе. А скоро ЕГЭ и надо уже вовсю готовиться к тому, чтобы набрать как можно больше баллов и поступить в хороший вуз.

-У нас семейный бюджет не выдержит платного отделения, - сказала Люба, - так что бюджет - наш единственный шанс получить вышку. И так оторопь берет: сколько всего надо. Общагу нам не дадут, потому что в Подмосковье живем, так что и на дорогу, и с собой перекусить, и одеться.

-Люба, - говорю, - у тебя же Кристинка все время в художку ходила, ты же так гордилась, что ее работы на выставках дипломы получают и вдруг: физика с информатикой?

-Да Кристинка, конечно, ноет, - отмахнулась Люба, - но мы с отцом против всяких творческих профессий. Понимаешь, ну кем она будет? Дизайнером? Художником? Да ни о чем это. А репетитор нам нужен срочно. У нее трояки по этим предметам, да и те с большой натяжкой.

Фото из публичного доступа сети Интернет
Фото из публичного доступа сети Интернет

Представила себе состояние Кристины. Девочка вполне нормально учится, тройки у нее только по самым нелюбимым предметам, два названных плюс алгебра. А вот гуманитарный блок и даже биология с химией идут вполне себе хорошо.

Но папа с мамой решили, что нужнее физика и информатика, за этими науками будущее, а литературу с историей - на свалку, как и живопись, и рисунок, и дизайн. А химия с биологией нужны в медицинском, но туда, по мнению Любы, поступить шансов вообще мало, и учиться долго, и заочки нет: а вдруг замуж выйдет и родит?

-Я не смогу, я не хочу, - пыталась бунтовать Кристина, - даже, если меня надрессируют по этим предметам, я все равно их терпеть не могу, даже не представляю, как смогу этим заниматься. Не могу донести до родителей, что все равно брошу институт.

-Да что может понимать ребенок в 16-17 лет? - возмущается Люба, - Куда она денется. Все равно нам кормить и содержать, значит, нам и решать. Потом спасибо скажет. Заниматься надо тем, что потом будет приносить деньги, что будет востребованным, где карьеру можно сделать.

А я вспоминаю умничку Дашу из класса моего младшего сына. Ее призовые места на областных олимпиадах по точным наукам, но все в ее семье - потомственные врачи. И Дашу уломали поступать в медицинский. И поступила: умничка же. И цели там были благие: у нас имя, с карьерой поможем, у тебя наследственная склонность, послушай, потом спасибо скажешь.

-Дашка институт бросила, - рассказал сын несколько лет тому назад, - нет, не стала вообще учиться больше. Сказала, что ей это не интересно. Живет с какой-то тусовочной коммуной. В магазин работать устраивалась вроде бы, а что теперь - не знаю. Отношений ни с кем она не поддерживает, все странички в соцсетях удалила.

И с родственниками не поддерживает, Даша же теперь - позор и разочарование своей респектабельной семьи.

И другой пример знаю. Парень поступил туда, куда хотел: на юриста. Служить в органах здоровья не было, пошел было в адвокатуру, потом юристом на крупное предприятие, потом бросил все, работал грузчиком в магазине и упрекал родителей.

-Мало ли, что я хотел, - говорил, - все хотели быть юристами, а работа скучная, бумажки задолбали. Хочется дела, а делать ничего не умею. Могли бы и переубедить меня, у вас же больше опыта.

В этом случае, правда, все удачнее закончилось: парень научился-таки работать руками, такую обувь шьет на заказ - закачаешься. Сапожник с дипломом юриста. Бывает и так.

Где она, золотая середина: не мешать? Пытаться советовать и наставлять на путь истинный? Или жестко настаивать, ведь что может понимать юный человек в 16-17 лет? Как думаете?

Обсуждение в комментариях и в группе.