Каков был Зимний дворец до Эрмитажа

14.04.2018

Часть первая.

Сегодня для нас между бывшей императорской резиденцией и главным музеем страны стоит знак равенства. Первая ассоциация со словами “Зимний Дворец” (даже и не “Эрмитаж”) - искусство, живопись, музей.
И мы принимаем как данность, что нам в наследство досталось нечто огромное и роскошное, что не только полностью изучить невозможно, но и выйти-то оттуда не всегда сумеешь.
И мы вряд ли часто задаемся вопросом, а зачем, в самом деле, нужно было создавать нечто столь сложное? Как так вышло?
Самое время разобраться.

Давайте сделаем вид, что перед нами не музей, а только лишь царская резиденция.
Ведь Зимний Дворец сам по себе был задуман как нечто огромное еще до всякой коллекции Екатерины II, которая послужила поводом к постройке новых зданий.
То есть в этом дворце, где 1500 комнат, места для коллекции искусства не нашлось.
Спрашивается: а чем это они были заняты и как использовались?

Путь от домика Петра I к Зимнему дворцу с огромным музейным комплексом корпусов - ойой, не близкий.
Почти век понадобился Романовым, чтобы как следует обосноваться на Неве и заставить своих верноподданных забыть совсем, что столицей была какая-то там Москва.
Это большой срок, но, помимо времени, нашим обществом еще был пройден длинный путь от княжества с боярами и всякими там кремлями, через состояние маленького европейского деревянного городка, в котором монаршая особа живет в двухэтажном домике, к Империи, центр которой - дворцовый комплекс, где жили и работали десятки тысяч человек.

Вот как мы себе обычно это представляем: пришел Петр I, основал тут все, согнал народ на земляные работы, выдрессировал, переодел, побрил, на лодки посадил, вином напоил - и умер. Дальше незаурядные женщины-императрицы очаровали известные полки, подхватили инициативу, понаставили везде дворцов, зажгли иллюминацию, вся Европа ахнула, - и вот мы уже великая европейская столица с самым масштабным в мире дворцовым комплексом (кроме Пекина, пожалуй, но где тот Пекин!).
Так, что ли?!
Ну, вообще-то, примерно так.
Но посложнее немного.

Для того, чтобы расставить все по полочкам (комнаткам?), нам нужно вернуться почти к самому началу, когда все было просто и понятно.

Сначала была избушка. Ну, то есть, милейший домик Петра.
Потом Петр воспроизвел в Петербурге старинную схему московских царей: Летний дворец - летом, Зимний дворец , вы не поверите, - зимой.
Царь ведь тоже человек, невозможно отринуть вообще все привычки. Особенно вполне разумные и удобные: нужно же обстановку менять периодически, на один и тот же дворец глаза бы не смотрели уже после долгой питерской зимы. А кроме того, наверняка, в Зимнем дворце летом было прохладно и неуютно.

В Летнем дворце Петра комнаты распределялись таким образом: вестибюль, приемная, кабинет, личные покои царя (опочивальня, кабинет, нужник + денщицкая, покои царицы с детьми, (опочивальня, детская, нужник +фрейлинская), Токарня царя (она же, судя по всему, Кофейня, она же Чертежная), Зеленый кабинет, в котором царь хранил коллекции искусства (и те самые “курьезы”, что положили начало коллекции Кунсткамеры), столовая, две “поварских”, то есть, кухни, “мыльня” (ванная). Ни одной комнаты, которой нет в домах среднего класса в наше время. Кроме, разве что, Токарни, но и то не факт.
В Зимнем (первом его каменном варианте) все было устроено не сильно сложнее: большие “сени”, то есть холл, от которого отходят две анфилады парадных залов и личных покоев (обратите внимание, в Летнем дворце вообще никаких парадных комнат не было, только одна приемная). Всего около 40 помещений. Все технические помещения (кухни, мыльни и так далее) располагались во флигелях позади дворца, которые даже не сразу пристроили.
В целом этот маленький комплекс можно было бы назвать домом зажиточного купца, а не императорским дворцом. И Петр был этим очень доволен.

Петр I четко разделял (или, вернее, хотел разделять) свою частную жизнь и официальную. Церемоний он не любил и старался избегать как мог.
Мы привыкли удивляться, что он хотел жить просто и без роскоши, а ассамблеи и всякие важные приемы устраивал во дворцах своих соратников. Казалось бы, построил бы себе большой дворец и приглашал бы всех туда. Но если посмотреть на это дело, скажем, с точки зрения обычного чиновника, то все более чем логично: работа и общество - отдельно, частная жизнь - отдельно.
Это, между прочим, удивительно современный подход не только для XVIII века, но и для нашего времени.

Петр явно хотел полностью разделить свою жизнь и работу всех официальных институтов, включая Двор. Контролировать - да, но вот выбирать, с кем ужинать и сколько человек будет прислуживать, это уж я сам, голубчики.
Мысль здравая, но прогрессивный царь с ней поспешил примерно на три столетия.
Даже у Николая II ничего с этой идеей не вышло и кончилось очень плохо для всех нас.

Так вот, у Петра явно ничего не получилось, как он ни старался. Дворец все равно начал разрастаться.
Сначала это был небольшой домик на “углу” набережной Невы и будущей Зимней канавки. Затем, когда места перестало хватать, к нему пристроили большой кусок, протянувшийся вдоль набережной Невы в сторону Летнего сада. Причем “небольшой домик” стал правым ризалитом дворца, а слева от нового центрального ризалита здания выстроили точно такой же “домик”, как бы отзеркалив его. Изящный ход! Потом дворец начал прирастать служебными помещениями вглубь от Невы, уже вдоль Зимней канавки.
И, наконец, Екатерина I достроила этот сравнительно небольшой комплекс до прямоугольника, своеобразно положив начало традиции больших замкнутых дворцовых комплексов с внутренним двором.

Анне Иоанновне показалось, что как-то это все слишком скромно, зато дом Апраксина, доставшийся ей в наследство (тот был родственником Петра II), ей нравится гораздо больше, хотя и его надо бы перестроить. И вот мы наконец оказались в нужной точке, ибо дом этот стоял как раз на месте будущего Зимнего. (Больше мы отсюда не сдвинемся, разве что будем захватывать постепенно всю территорию, которую успели пройти: обратно до Зимней канавки.)
И вот тут-то на сцену выходит главная фигура - Анна Иоанновна приглашает Растрелли.

Больше из жизни Петербурга

Поддержать проект