Лабиринты Эрмитажа

Лет в 10 я читала книгу про девочку - исследовательницу подвалов и тайных ходов Эрмитажа - и мечтала, когда стану постарше, устроиться работать в Эрмитаж и посмотреть все своими глазами, что называется. Но на момент издания этой книги автор не подозревал о строительстве Реставрационно-хранительского центра на Старой Деревне. Вот тут-то, оказалось, гулять гораздо интересней, чем по каким-то темным котельным (хотя там котики милые, хм…).

Все мы думали сначала, что туда отправлялись исторические ценности, которым не нашлось места в имевшихся выставочных залах. Но нет же, главная цель руководства Эрмитажа заключалась в том, чтобы улучшить пространство для реставрационных работ и пересадить людей из каморок-мастерских в большие, светлые помещения. Мощные объемные лампы, пылесосы, сушилки, скелеты для каких-нибудь пятидесятиметровых скульптур ни в одно здание комплекса на Дворцовой не засунешь. Так что, подружившись со спонсорами, тем самым обеспечив новое качественное оборудование, Эрмитаж с 2003 года начал обосновываться на Старой Деревне.

Почему я начала с лабиринта? Потому что план Центра им и является. Собственно, чтобы сотрудники не путались при поиске своего рабочего места, каждый отдел занимает один этаж, а стены каждого этажа покрашены разными цветами радуги (всего их семь). Цвет стен продумали, камеры повесили, проходные поставили так, что внутри вы скорее почувствуете себя как в здании химической лаборатории: при входе сотрудник чуть ли не отпечатки пальцев сдает. Сами понимаете, вещички, датированные II в до н.э., иначе храниться не могут. За такую безопасность Эрмитажу, безусловно, большое спасибо.

К слову, к египетскому саркофагу или к елизаветинской карете отношение одинаково трепетное. А, поскольку, исследовательско-восстановительные работы с одним объектом могут затянуться на десятилетия, то не удивительно, что в некоторых отделах работают целые династии мастеров-реставраторов.

Вообще, отдаленно работа специалистов похожа на производство, только очень изысканное и сверхинтеллектуальное. Поэтому в мастерских атмосфера царит творческая, а в курилке (к которой через тридцать новомодных электронных замков крайне сложно пробраться) всегда ведутся разговоры «о высоком».

Достопримечательность: то самое окошко, которое бросается в глаза на черной стене – это специальная смотровая площадка на уровне 100 с лишним метров со стеклянным полом.

Директор Центра даже при таких суперсовременных технологиях не перестает мечтать о будущем. Он планирует обустроить большие близлежащие метры под парк и прорыть канал от корпуса до самой матушки Невы! Только посмотрите на карту города: где находится Центр, а где - Нева… и они правда собираются протянуть почти километровый ров. Ну, что ж, удачи!

Больше из жизни Петербурга

Поддержать проект