Любовные треугольники петербургских поэтов (Часть 1)

10.03.2018

Мережковский - Гиппиус - Философов


Гиппиус и Мережковский планировали создать Царства Третьего Завета, что на житейском уровне означало некую миникоммуну, завязанную на интимной и духовной связи ее участников.
Между супругами была платоническая любовь. Мережковский искал утешенья в объятиях других женщин. Гиппиус же влекла недостижимость гомосексуальных мужчин. Так что, Дмитрий Философов, считавший свою гомосексуальность большой «трагедией пола», вполне соответствовал вкусам четы Мережковских.
Втроем они совершили своеобразный венчальный обряд: читали молитвы перед образами, пили вино из одной церковной чаши, вкушали хлеб, пропитанный вином, как кровью Господней, трижды менялись нательными крестами, целовали друг друга крестообразно, читали Евангелие. Так продолжалась ежегодно, на протяжении более 16 лет, вплоть до эмиграции основных участников «священного действа».


Блок - Менделеева - Белый

Блок, свято веривший в идеи о Мировой душе и Вечной женственности, воспринял свою женитьбу исключительно мистически. После этого брака должен был наступить новый теократический период в мировом развитии.
Конечно, союз носил исключительно платонический характер. Низменную любовь Блок находил в соответствующих заведениях. Но Менделеевой было мало одних чувственных и возвышенных стихов.

В 1905 году она получает любовную записку от Андрея Белого, ближайшего сподвижника мужа. Белый в отличие от Блока питал к ней вполне себе человеческие чувства. Дальнейшее можно охарактеризовать как «весы страсти». Менделеева уезжала к Белому, Блок впадал в депрессию. Когда она возвращалась, Белый, терзаясь угрызениями совести, угрожал покончить с собой, посылал «ливни писем» Менделеевой, Блоку и его матери, морил себя голодом и неделями бродил по своей квартире, не снимая черную дамскую маску и с кинжалом в руке.

Однако к концу 1907 года все завершилось: Любовь Дмитриевна вернулась к мужу, а отношения между поэтами были возобновлены.


Кузмин — Князев — Глебова-Судейкина


Актрису Ольгу Глебову-Судейкину и поэта Михаила Кузмина связывали отношения соперничества — за мужа актрисы, художника Сергея Судейкина, испытывавшего чувства к ним обоим. В сентябре 1912 года Кузмин провел несколько недель в Риге в компании приятного молодого поэта и юнкера Всеволода Князева. Вскоре в эти отношения вмешалась коварная Глебова-Судейкина, соблазнившая Князева, а затем бросившая его. Все эти страсти оказались излишне губительны для впечатлительного 18-летнего юноши, и в марте 1913 года он застрелился. Кузмин будет впоследствии часто прибегать к образу «гусарского мальчика с простреленным виском».


Больше из жизни Петербурга