Васильевский остров — чудо-остров, но так ли все радужно на самом деле?


Сегодня поговорим о его насущных проблемах с кандидатом наук, доцентом кафедры архитектуры Санкт-Петербургской Академии художеств имени И. Е. Репина, историком архитектуры, градостроительства и ландшафта Кондратьевой Юлией Олеговной.

— Расскажите, пожалуйста, о неблагополучных, с точки зрения градостроительства, проблемах Васильевского острова. Как с ними бороться?


— Градостроительные проблемы здесь, как и во всём городе, довольно существенные. Во-первых, это огромные территории, занятые деградирующей промышленно-жилой застройкой. Не столько их наличие, сколько отсутствие стратегического градостроительного планирования их реконструкции. Вторая проблема — недостаток озеленённых рекреационных территорий, делающих жизнь комфортной. Без них качество жизни в новых жилых кварталах недостаточно высоко. Третье — недостаточное развитие общественного транспорта, прежде всего метро. Думаю, борьбу с этими проблемами стоит поручить администрации.

Как жилая застройка портила планы на развитие острова и мешала инфраструктуре и мешала ли вообще?


— Вопрос немного непонятен. По-моему, никак не мешала. Просто жильё строится быстрее, чем развивается инфраструктура, но эта беда не только Васильевского острова, она общая для всего нашего градостроительства, причём наследственная.

— Какие существуют варианты развития Васьки, и есть ли у него возможность стать со временем центром города?


— Центром города В. О. никогда не станет, центр останется там, где он есть. Возможность стать одним из второстепенных городских центров у острова есть, если правильно реконструировать ту часть, что находится в районе Балтийского завода и построить там метро. Второй важный участок для реконструкции - между ЗСД и Шкиперским каналом и Галерной гаванью. Третий - берег Малой Невы и Уральская улица. Там может быть прекрасное жильё при условии развития транспорта и озеленения.

— Какие есть преимущества у Васильевского?
— Преимущества В. О. в том, что он имеет свой собственный островной характер, «дух места», в наличии большого количества учебных заведений, в том, что сохраняется преимущественно жилой характер исторической застройки. С одной стороны - он непосредственно примыкает к центру, с другой стороны - отделен.

И последний вопрос: Как Вы думаете, появление новых общественных пространств для молодежи типа «Порт Севкабель» (общественное пространство у воды на базе исторической части завода Siemens&Halske), DOT (культурное пространство на крыше здания бывшей кожевенной фабрики) и парк «Взморье» (общественная зона на территории бывшего завода "Прибой" вдоль Шкиперского канала) сможет ли привлечь на остров молодежь, и способствуют ли они социальному развитию острова. На Ваш взгляд, хорошая ли это идея — создавать лофт-проекты на территории старых заводов?


— Общественные зоны на старых заводах — это прекрасно. Но явно недостаточно для этих территорий. Как я уже говорила, не хватает стратегического подхода к реконструкции таких территорий в целом, и нет средового подхода к их реконструкции. Отдельные объекты сохраняются, а среду в целом никто не ценит, в результате фоновая застройка сносится, строятся уродливые монстры и безликие "стекляшки", в результате чего старые промышленно-жилые районы утрачивают свой особенный характер, городская среда в целом становится беднее.

— Спасибо большое, Юлия Олеговна за столь содержательные ответы.
— Да пожалуйста, обращайтесь.


В целом, можно сделать вывод, что Васильевский остров — настоящее городское сокровище, которое, конечно, развивается, но явно не во всю силу. И до кого бы докричаться с лозунгами типа: "Хватит издеваться над островом, долой уродских мутантов, даешь развитие инфраструктуры, сохранение памятников и среды!"? Я пойду в первых рядах!