Скрытые особенности портрета прекрасной дамы авторства Ван дер Вейдена

Небольшой портрет неизвестной прекрасной дамы, созданный около 1460 года голландским художником Рогира ван дер Вейденом, веками привлекал внимание исследователей своей необъяснимой и даже чуть ли не сверхъестественной притягательностью, тайна которой была разгадана лишь относительно недавно.

Но какие же неожиданные секреты мог скрывать в себе этот художественный образ?

Девушка, которая, вероятно, находится в позднем подростковом возрасте, изображена на двумерном темном сине-зеленом фоне.

Подобный плоский и лишенный деталей фон вполне свойственен для религиозных произведений Ван дер Вейдена, но это к ним явно не относится и является скорей исключением из правил.

Девушка одета в элегантное платье достаточно с большим вырезом, подвязанное ярким красным кушаком под самую грудь, что лишь подчеркивает привлекательность форм и высокие готические идеалы.

Но наибольшего внимания, разумеется заслуживать лицо.

Удлинение, с приподнятыми бровями и веками.

Волосы плотно прижатые ободком и удлиненный головной убор придают внешности скульптурный вид.

Вуали обычно носили для подчеркивания скромности и сокрытия чувств.

Но в этой картине она имеет абсолютно противоположный эффект, лишь привлекая внимание к красоте.

При всей кажущейся идеальности черт лица, это далеко не так. Что особенно заметно по левому уху, которое изображено неестественно высоко и далеко, параллельно глазам, а не носу.

Сами глаза и нос вытянуты, зрачки увеличены, а нижняя губа кажется неестественно полной.

Кроме того, контуры ее лица выделены таким образом, что выходит за пределы обычных пространственных ограничений.

Портрет дамы был нарисован на цельной дубовой доске. Примечательно, что первоначально доска была загрунтована левкасом, на который был нанесен монохромный рисунок.

Цветное изображение было наложено поздней, с использованием масляных пигментов, что позволило получить тонкие и прозрачные тональные градации.

Инфракрасные рефлектограммы показывает, что Ван дер Вейден не делал никаких набросков на доске перед созданием произведения.

Первоначально дама была изображена более стройной, чем в итоговом варианте. Густо нанесенная краска демонстрирует, что первоначальный силуэт был значительно расширен.

Но особенно эти изменения видны на рентгеновских снимках.

Сравнение картины с ее рентгенограммой показывает, что талия была поначалу узкой, а грудь более выраженной.
Сравнение картины с ее рентгенограммой показывает, что талия была поначалу узкой, а грудь более выраженной.

Сложное композиционное построение и художественное устройство картины привлекает внимание на психологическом уровне.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.