Пиллау (Балтийск)

11k full reads
18k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 61% of the total page views
5 minutes — average reading time

В самой западной области России, очевидно, находится и самый западный её город - Балтийск (Пиллау). Этот город - главная база Балтийского флота, поэтому он очень милитаризирован, и флот - можно сказать, его градообразующее предприятие.

Пиллау располагается на узком полуострове-продолжении Балтийской косы, менее известного и обустроенного аналога Куршской, у судоходного пролива, соединяющего Калининградский залив и Балтийское море, так что это ещё и крупный гражданский порт. От Пиллау до Кёнигсберга также ведёт аналогичный петербургскому Морской канал, фарватер для крупных судов.

Город достаточно развит и ухожен, даже по сравнению с курортными Раушеном и Кранцем, а его историческим центром является крепость Пиллау, основанная шведами в 1626 году.

О других местах Кёнигсбергской области можно почитать здесь: Гердауэн (Железножорожный)Инстербург (Черняховск)Тильзит (Советск)Фридланд (Правдинск)Гумбиннен (Гусев)Даркемен (Озёрск)Тапиау (Гвардейск)

О курортах области здесь: Кранц (Зеленоградск)Куршская косаРаушен (Светлогорск), Пальмникен (Янтарный), Нойкурен (Пионерский)

О столице региона: Кёнигсберг (Калининград). Часть 1Кёнигсберг (Калининград). Часть 2Кёнигсберг (Калининград). Часть 3

1. Я вышел из автобуса на проспекте Ленина, вдоль которого вытянут весь город и включённые в черту города посёлки Мечниково (Нойхойзер) и Павлово (Лохштедт). Здесь на перекрёстке с Кронштадтской улицей здание реальной гимнизии 1906 года, занятое какими-то учреждениями Балтийского флота.

Пиллау (Балтийск)

2. А это - здание пехотных казарм 1904 года, ныне тоже занятое Флотом. До 2000-х годов Пиллау был закрытым для гражданских лиц городом.

Пиллау (Балтийск)

3. Здание городского суда Пиллау, ныне Музей Балтийского флота. Был очень жаркий день (около 30 градусов), что чувствуется на фото. К тому же это был День военно-морского флота, так что в городе было огромное количество моряков и туристов, а также расслабленная праздничная атмосфера.

Пиллау (Балтийск)

4. Я поддался этому ленивому знойному настроению и не прошёл лишних 50 метров до такой же кирпичной неоготической кирхи Пиллау 1866 года, ныне Георгиевскому морскому собору. Приведу фото с сайта Prussia39.ru.

Пиллау (Балтийск)

5. Далее - цитадель Пиллау, с которой начался город.

Вообще на месте города с древних времён была рыбацкая деревушка, которая развилась в крупное поселение после шторма в 1510 году, когда в Балтийской косе образовался пролив, и следовательно, началась интенсивная торговая деятельность.

Шестиугольная крепость была основана по указу шведского короля Густава II в рамках длительных Польско-шведских войн 1600-1629 годов.

Кратко вся суть проблемы была в том, что польский король Сигизмунд III через родственные связи претендовал на шведский престол и развязал войну, а шведский король Карл IX и его сын Густав II хотели завоевать территории нынешних балтийских стран и Пруссии.

Всё закончилось тем, что Швеция не получила (пока) Прибалтику, а в 1635 году после мирного договора отдала Пруссии все завоёванные территории, в том числе Пиллау с недостроенной крепостью.

Польский король Сигизмунд и его сын Владислав, в свою очередь, отказывались от претензий на шведский престол.

Как всегда больше всех пострадали жители региона, перенесшие разруху, голод и болезни.

Швеция ещё сто лет воевала по всей Северной Европе за земли и влияние, но после к счастью для них (как оказалось позже) проигранной войны с Россией 1700-1721 годов занялась обустройством своих исконных внутренних земель и достигла в этом огромных успехов. Польша в XVIII веке вовсе потеряла независимость под натиском соседних Германской и Российской империй и вступила на трудный и длительный путь к восстановлению независимости. Война - это зло!

Пиллау (Балтийск)

6. После завершения следующей Польско-шведской войны 1655-1660 годов ("Шведский потоп"), также, конечно, затронувшей и Пруссию, в Пиллау установился мир. В 1697 ("Великое посольство"), 1711 и 1716 годах здесь бывал Пётр I.

Пиллау (Балтийск)

7. Крепость, окружённая рвом, хорошо сохранилась до наших дней за исключением гарнизонной кирхи и пары хозяйственных построек и используется по назначению с самого основания, что редкий для России случай. Она представляет собой пятиконечную звезду и имеет, соответственно, пять бастионов: Альбрехт, Пруссия, Кёниг, Кёнигин, Кронпринц. Также у крепости есть и вспомогательные равелины. С земли она не очень впечатляет, но на карте или с воздуха - вполне. Говорят, что существует возможность попасть на территорию крепости в составе организованной экскурсионной группы.

Пиллау (Балтийск)

8. Я не пошёл к площади Балтийской Славы, а повернул на Морской бульвар вдоль пролива. Тут в честь праздника выстроились военные корабли.

Пиллау (Балтийск)

9. Отсюда видна Балтийская коса, куда можно попасть из Пиллау на регулярно ходящем катере. Она отнюдь не похожа на Куршскую косу (хотя по происхождению такая же): там нет никакой туристической инфраструктуры, а только заброшенный аэродром, депрессивные отдалённые районы Пиллау и пограничная зона.

Недавно по поводу этой косы вышел конфликт с Польшей. Проблема в том, что пролив, соединяющий залив с морем, находится в Пиллау, то есть в российских территориальных водах, и это очень неудобно для портов Эльблонга и Фромборка, польских городов на берегу Калининградского залива. Поляки захотели прорыть в косе новый канал, через который их суда смогут уже беспрепятственно следовать в открытое море, но русские запротестовали, что мол "это нарушит экосистему косы и Калининградского залива". Но я думаю, что здесь чисто политический подтекст: по кайфу доставить неудобство «западным партнёрам», прикрываясь заботой о природе, и при этом не перерабатывать мусор и разливать тысячи тонн нефти в реки у себя в стране.

Пиллау (Балтийск)

10. Традиционное берегоукрепление из беспорядочно разбросанных бетонных тетраподов.

Пиллау (Балтийск)

11. Общий вид Морского бульвара, где в такой день не протолкнуться.

С погодой мне очень повезло, потому что в Пиллау морской климат, предполагающий дожди, облачность, частую перемену погоды, высокую влажность, сильные ветры, но при этом и отсутствие сильных морозов.

Пиллау (Балтийск)

12. Пиллау затронула ещё одна война - Семилетняя война 1756-1763, которая по факту была мировой - сражения происходили как в Европе, так и в колониях в Америке и Азии. Россия была втянута в войну из-за союзнических обязательств перед Саксонией (часть нынешней Германии), захваченной прусским королём Фридрихом II. И в течение войны Россия завоевала всю восточную Пруссию, но после внезапной смерти императрицы Елизаветы Петровны её племянник Пётр III, фанат Фридриха II, заключил мирный договор с возвращением всех завоёванных территорий. Хотя и до того такие действия имели место в этой войне, например, после Гросс-Егерсдорфского сражения неподалёку от Инстербурга, которое Россия выиграла, командующий армией Апраксин тоже отступил.

Памятник Елизавете Петровне (2004):

Пиллау (Балтийск)

13. В 2019 году для отвлечения внимания публики от насущных проблем чиновники решили выбрать имена аэропортов по всей стране путём голосования. В Кёнигсберге лидером был вариант "имени Иммануила Канта", но власти (вероятно из-за позиции Балтийского флота) назвали Храброво в честь Елизаветы Петровны, которая, мягко говоря, имела меньшее отношение к великому городу.

Пиллау (Балтийск)

14. В такой день я не мог отказать себе позагорать и искупаться на пляже. Кстати, он в Пиллау довольно приличный.

Пиллау (Балтийск)

15. Проведя несколько часов на пляже, я прошёлся по второстепенным улицам города. Застройка здесь, в основном, двух-трёхэтажная. Пиллау - один из многих городов (кроме столицы области), чьё население и значение выросло после 1945 года.

Пиллау (Балтийск)

16. Как я говорил, город очень приличный на вид и кажется даже зажиточным по меркам российского уездного города. Здесь есть несколько крупных заводов, порт, база военного флота, так что с работой, думаю, всё в порядке. Хотя и есть феерические проблемы с газопроводом.

Пиллау (Балтийск)

17. Довольно красивый комплекс зданий Балтфлота с водонапорной башней. Надо заметить, что и при немцах город с 1921 года был закрытым.

Пиллау (Балтийск)

18. Конкретно это здание понравилось больше всего, но я не могу сказать, что это.

Наполеоновские войны тоже не обошли город: 1 июня 1807 года, за день до Тильзитского мира, французские войска пытались взять Пиллау, но у них не получилось этого сделать.

Пиллау (Балтийск)

19. Школа Пиллау 1903 года постройки. 8 августа 1945 года здесь открылась первая на территории Кёнигсбергской области школа.

Пиллау (Балтийск)

20. На улице Чехова, ведущей через симпатичный советский район Балтийска к морю, располагается католическая церковь в бывшем доме пастора при разрушенном костёле.

Пиллау (Балтийск)

21. Вид от церкви на проспект Ленина. Пиллау - действительно уютный и очаровательный город, несмотря на милитаризацию. Могу даже сказать, что я вполне согласился бы здесь жить, если бы была работа.

Пиллау (Балтийск)

22. Улица Чехова ведёт к стадиону "Балтиец", вместимостью примерно 100 человек. Почему-то я очень люблю стадионную архитектуру.

Пиллау (Балтийск)

23. Интересно, "Искра" Балтийск - сильная команда?

Пиллау (Балтийск)

24. Отсюда я уже пошёл к вокзалу, чтобы отправиться обратно в Кёнигсберг на поезде, поданном дополнительно по случаю Дня ВМФ. Обычно этот поезд ходит неудобно для туриста: утром из Пиллау в Кён, а вечером - обратно. В этой области отлично организованы автобусные перевозки, пользующиеся большой популярностью.

К сожалению, я не дошёл до новодельного, но симпатичного храма Александра Невского, а вот часовню неподалёку от вокзала сфотографировал.

Пиллау (Балтийск)

25. В этом здании - библиотека имени писателя Валентина Пикуля.

Пиллау (Балтийск)

26. Пиллау был взят Красной армией после кровопролитного штурма 26 апреля 1945 года, через 17 дней после взятия Кёнигсберга и за 12 дней до Победы. Теперь это самая западная железнодородная станция в России.

Пиллау (Балтийск)

27. Пассажирское движение здесь исчерпывается упомянутым поездом (Калининградская железная дорога находится в упадке и склонна к "оптимизации"), а вот грузовое - вполне интенсивное. Пиллау для Кёнигсберга - примерно как Кронштадт для Петербурга, то есть важный перевалочный порт.

Подытоживая, скажу, что город хоть и не изобилует достопримечательностями, но имеет минимальный их набор (церкви, крепость, гражданская застройка, рекреация) и в целом очень приятен и уютен. В хорошую погоду здесь очень неплохо, и я съездил бы сюда ещё раз, особенно хотелось бы попасть в крепость Пиллау.

Пиллау (Балтийск)