Чем отличаются шехзаде от султанзаде, султан от хатун и прочие тонкости титулов Османов

Тюркские народы вообще славятся образной речью, но это проявлялось не только в литературе, но и в быту. А если речь идет о жизни во дворце, где требуется еще больше понимания кто есть кто, тут старались изобретать побольше разновидностей статусов и званий, чтобы в огромной системе ухватить и свой кусок.

Султанши империи

Хатун по сути означает женщина, и пока женщины для мужчин значили не особенно много, не имело значения, дворцовая ли это девушка или свободная гражданка. Довольно долго даже статус самой близкой женщины к султану не имел здесь решающей роли - султанши-жены, матери детей и даже дочери падишахов, казалось бы, кровные принцессы звались хатун.

Ситуацию изменил Мехмед Фатих. Он вообще очень много чего изменил, включая мир. Завоевав Константинополь, Мехмед справедливо решил, что теперь он является самым важным правителем мира, а значит, и жизнь должна строиться по-другому. Фатих внес существенные изменения в законы, правила церемоний султанов и в том числе членов их семей.

Когда появились шехзаде

Теперь девушки дочери получили право на титул султан, хотя в истории по привычке их еще долго называли по старому. Но уже его внучки, дочери сына Баязида с полным правом назывались новым титулом - народ перестроился. Например Хюма-султан, мать знаменитого Балибея, которая вышла замуж за его отца-полководца.

Интересно появление титула шехзаде, который известен всем. Однако так сыновья падишаха назывались не сразу и не всегда. Первое время Османы вообще немного по-другому строили отношения с детьми. Никаких санджаков еще в помине не было, их надо было еще завоевать.

Челеби

Да и следующий султан выбирался справедливым голосованием совета племени, а не грубой силой борьбы с родней. В те времена султанские принцы звались Челеби, что означало всего лишь благородное происхождение. Через время оно снова вернулось к своему значению, став приставкой к именам ученых, поэтов и просто образованных людей.

Орхан Челеби
Орхан Челеби

Поэтому один из падишахов даже имеет такое официальное имя. Речь идет о Мехмеде Челеби, сыне Баязида Молниеносного. Однако так звали и всех его братьев, которые делили между собой отцовское наследство.

Кто такие султанзаде

Мустафа, Иса, Муса, Сулейман, Касым, Хасан и многие другие - все они были именно Челеби. А вот своих сыновей Мехмед называл уже шехзаде, по всей видимости желая утвердить их преимущества перед другими отпрысками. Долгое время в Византии оставался один из них Орхан-челеби, который мог претендовать на трон.

Для тех, кто еще не запутался, уточним также и значение титула султанзаде. Оказывается, есть те, кто считает, что это название внуков султана. но это не имеет никакого отношения к реальности. Это всего лишь сыновья дочерей падишаха, сыновья сыновей также носили титул шехзаде. Султанзаде - по сути "сын султанши".

Валиде

У Сулеймана была только одна дочь Михримах и сыновей у нее не было. Эти мальчики не могли претендовать на престол, зато их не касался закон, призывающий устранять соперников. Султанзаде Кесе Хюсрев был сыном дочери Селима и Нурбану Шах-султан, сыном Эсмехан был султанзаде Ибрагим, а Гевхерхан произвела на свет султанзаде Мехмеда-бея.

О титуле валиде тоже все знают. Его возникновение связывают с матерью Сулеймана Айше-Хафсой, но само слово возникло раньше, однако не применялось к матерям падишахов. Они носили обычный титул хатун или мехд-и ульа - колыбель. Романтично.

Девлет

А вот о титуле "девлет" мало кто слышал. Собственно это и не титул, а некое имя, по которому женщину султана отличали от других. Поскольку девлет - это государство, то и девушек, приехавших невестами падишахов из чужих краев, могли просто назвать Девлет, или Девлетшах. По этой причине до сих пор не могут понять, было ли у Баязида 1-го две жены с таким именем, или это одна и та же наложница.

Начиная с Сулеймана 2-го и Ахмеда 2-го - последних сыновей Ибрагима, доживших до трона, в титулах снова все изменилось. Времени прошло немало, да и Европа становилась все прогрессивнее, в дворце понимали, что невозможно веками держаться за отжившие свое традиции.

Кадын Эфенди

Жены Сулеймана приняли титул кадын (женщина) - Хатидже кадын, Бехзад кадын и прочие. Возможно дело было в том что детей женщины не родили, поэтому и султаншами не стали.

Одна из последних кадын династии Атие Мехисти
Одна из последних кадын династии Атие Мехисти

У Ахмеда было сложнее. Хасеки Рабия была матерью мальчиков, а Шаесте - девочек. Рабия осталась султан, а Шаесте была просто ханым. Очевидно, система еще четко не установилась. При этом девочки дочери все равно оставались султаншами.

Ханым Эфенди

После титул султан оставался только за матерями султанов, прочих уравняли до статуса кадын, добавив правда еще уважительное эфенди. Некоторые все же могли называться и просто хатун.

Филизтен никогда не была женой Мурада 5-го, она носила титул ханым
Филизтен никогда не была женой Мурада 5-го, она носила титул ханым

Еще позже султана ограничили в женах, имеющих статус, остальным предлагались позиции любимиц - икбаль. Икбаль называли ханым, только главной фаворите доставался тот же статус, что и жене - кадын.

Из шехзаде в эфенди

Омер Фарук Эфенди, последний шехзаде
Омер Фарук Эфенди, последний шехзаде

Последними принцами именовавшимися шехзаде были сыновья Махмуда 2-го. После мальчикам присваивался титул Эфенди. Только дочери султанов сохранили за собой статус подаренный им Мехмедом Фатихом, и пользуются этим титулом даже сейчас, когда самих султанов давно нет.