Принцессы крови. Реальные факты о жизни дочерей османских султанов

Дочери первых османских Султанов назывались хатун, а титул Султан появился у них со времен правления Мехмеда Завоевателя. Этот титул распространялся на сыновей, дочерей, матерей Султанов и даже членов их семей. Это звание было именем и внуков султана любого пола. Султан Селим, Султан Ахмед, Айше Султан, Фатьма Султан и т. д. Если бы Султаны использовали этот титул в одиночку, то дочери Султана никак не выделялись бы от других девушек. Дочери Султанов назывались Ханым Султан. Как только Султанша рождалась, о ней впервые сообщали Дарюссааде Аге. Ага, через обслугу комнат отправлял новости охране, и заявлял, что у Султана во Дворце появилась дочь. По этой новости, каждая комната праздновала рождение Султанши, убивая трех жертв в честь ее рождения. В то же время, береговые пушки Дворца пять раз в день делали по три выстрела в ее честь, так что о ее рождении объявлялось народу и государству.

На следующий день Великий визирь приходил во дворец и поздравлял Султана. К празднику бывали поданы изысканные шербеты в посуде из всевозможных материалов, золотых, серебряных и хрустальных емкостях.

Колыбельная церемония

При рождении Султанов был устроен ряд обрядов. Два из них-люльки, одеяла и матрасы, присланные валиде султан и великим визирем с особой церемонией. Когда ребенок рождался, колыбель с одеялом, которая была подготовлена валиде, должна была быть перенесена из старого дворца в новый. Приглашения на церемонию отправлялись кетхуде Бею и Дарюсааде аге за день до церемонии, и, как сообщалось, они присутствовали в Эскисарае в определенное время.

На следующий день, когда гости были готовы, церемониймейстер давал знак для начала церемонии. При этом люлька с постелью, подготовленные Валиде Султан, передавалась Валиде Султан Кетхюде из Старого дворца. Кехтуда доставлял кроватку, прислужницы валиде одеяло и матрас.

Прислужницы (кахведжи) забирали вещи, которые были переданы им и передавали их поверх их голов. После этого полк, который был мобилизован для этого передавал подарки вдоль по Диванйолу. Окружающая шествие толпа аплодисментами провожала подарки и молилась о долгих годах ребенка и отца.

Вещи везли аги на лошадях до средней двери, где они спускались со своих лошадей и выстраивались в два ряда к стоящей у передней двери кареты гарема. Валиде Султан ждала перед дверью и с почетом передавала колыбель и постель прислужницам и аге. Позже агам и чиновникам, присутствовавшим на церемонии, вручались подарки от имени Султана в соответствии с их рангом.

На шестой день после рождения устраивалось шествие великого визиря. Эта церемония была более ослепительной и многолюдной, чем процессия валиде Султан. Во время нее, династия приглашалась чтобы увидеть ребенка. Как только Султанша рождалась, великий визирь делал кроватку и постель, и все они были оснащены жемчугом, бриллиантами и изумрудами. На пятый день рождения были разосланы Приглашения на церемонию, на которой попросили присутствовать в течение определенного времени. На следующий день, перед Пашакапы, церемония начиналась, когда великий визирь давал подготовленные подарки Кетхюде. Кехтуда Бей подавал через голову колыбель главе янычар. После того, как они взяли подарки с уважением и положили их на головы, команда играла гимны и торжественно несла их к месту.

Цветные тюрбаны, меха и кафтаны, желтые и красные сапоги на ногах, и колыбель, превращенная евнухами в цветник, который шел с процессией. Сахарные и цветочные коробки, которые также были подготовлены тысячами усилий, делали эту красочную сцену еще более яркой и великолепной. Ритм музыки сопровождал процессию. Участвующие в ней оруженосцы внушительного внешнего вида, шествующие под громкие марши, навевали воспоминания о победах на Косовом поле, при Мохаче и Варне.

Как и в шествии колыбели валиде, дорога проходила через ворота Бабы Хумаюн и останавливалась перед каретой у дверей. Ага показывал колыбель непосредственно султану. После того, как Султан ее увидел, колыбель посылали в гарем.

В комнате, где спала Валиде Султан, наполнялась женщинами: фаворитками, служанками и другими приглашенными. Валиде Султан восседала на высоком диване вместе с другими статусными женщинами. Гости располагались вокруг на подушках. Когда колыбель, посланная великим визирем, прибывала в гарем, они всегда вставали.

Когда колыбель устанавливали в центре комнаты, валиде Султан бросала горсть золотых монет, а остальные следовали ее примеру. Акушерка читала молитвы, укладывала ребенка в новоприбывшую колыбель и трясла три раза. Затем она вытаскивала ребенкака из кроватки и держала его. Затем приглашенные женщины клали на кроватку драгоценные камни и ткани. Все это доставалось акушерке за труды.

Приглашенные женщины были гостями в течение трех дней в гареме, и с участием наложниц устраивались различные забавы, где все хорошо проводили время. Также была процедура, в которой подарки гостям отправлялись султаном.

Как росли султанши

С рождением Султанш формировался круг обслуживания, ей были даны няня, кормилицаЭ калфа и наложницы. Образованием занималась мать, няня и калфа. С самого начала она выходила в сады и играла под присмотром своей няни с маленькими наложницами или детьми того же возраста. Султанши никогда не могли выйти без няни и калфы.

Когда султанши вступали в пятилетний или шестилетний возраст, они начинали занятия и брали уроки у назначенных для них учителей. Первый урок начинался с церемонии, к которой Султаншу тоже готовили. Иногда уроки читались вместе с шехзаде. Первый вопрос, которому уделяли внимание, заключается в том, чтобы дети Султана правильно читали Коран. Их чтение Корана в соответствии с Кораном очень радовало отцов. По этому случаю существовала церемония и вручались подарки султаншам и их учителям. Кроме Корана султанши также брали уроки турецкого языка, математики, истории, географии, арабского и Персидского языков.

Мы видим, что в письмах Султанш, дошедших до нас сегодня, используются очень правильные и литературные выражения, а грамматические ошибки были практически ничтожны. Когда султанши достигали возраста, в котором мужчины не должны были их видеть, они носили соответствующую одежду, когда выходили.

Венчанья

Первые оттоманские султаны отдавали своих дочерей Анатолийским беям или их сыновьям, а также господам в своем окружении. Собственно говоря:

1. Дочь Мурада с Мелек выдали за Аладдина из Караманов, дочь Челеби Мехмеда Сельджук-Хатун за Джандароглу ; дочь Фатиха дочери Гевхерхан Султан за Аккоюнлу;. дочь Баязида Айнишах Султан за Угурлу.

Однако, когда Османы обеспечили единство Анатолии, они начали выдавать их за визирей, капитанов Пашей и великих государственных деятелей, потому что не осталось династий, чтобы отдать своих дочерей.

Поскольку султаны отдавали своих дочерей Анатолийским главам, их браки государственными деятелями был скорее политическими, чем эмоциональными. Потому что большинство государственных деятелей выросли из школы Эндерун по системе девширме. Они смотрели на Султана как на отца. Когда они женились на дочерях Султана, они присоединялись к членам династии и увеличивали свое влияние. Утверждения некоторых иностранных писателей, что дочери султана выходили замуж за пашей, потому что султаны боялись или не могли привлечь их богатство, было полностью вымышленным и творческими.

Когда Султан хотел выдать замуж свою дочь, Великий визирь приказывал отправить к жениху указ. Если кандидат вступал в брак сразу же после получения Указа, он разводился со своей женой. Также до вемен Махмуда Султана не было принято согласие султанш в качестве формальности. Но после Махмуда ситуация изменилась, и, по крайней мере, по фотографии будущие супруги уже знали друг друга.

Свадьбы Султанш иногда проходили в новом дворце, а иногда в воротах Паши. Заместителем Султана был Дарююсаде ага. Жениха представлял визирь. Брак заключал Шейхульислам. До конца шестнадцатого века на свадьбу тратилось более ста тысяч золотых монет.

После свадьбы Султанша одевалась в меха, которые были признаком членов династии. Свадьба Султанш курировалась отцом невесты, если он был жив или его любимой сестрой или племянницей. Конечно, свадебные обряды Султанш, которые имели отца, совершались с приданным. Жених много платил за свадьбу, и все свадебные расходы он оплачивал, начиная с подарка на помолвку всех видов украшений (кольца, серьги, браслеты, жемчуг, зеркала для будуара, а также фату невесты и хамам), которые он отправлял во дворец. Были и свадьбы, которые длились пятнадцать-двадцать дней. Шествие Султанши, которая была невестой, планировалось из старого дворца или из нового дворца. Султанша была перевезена в карете в красном атласе - признаком Османской династии.

В свадебном шествии участвовали Великий визирь, министры, государственные служители, построенные по случаю свадьбы султанши.

Приданое Султанши было выставлено во Дворце перед тем, как она отправлялась в особняк своего мужа. Великий визирь и другие государственные деятели присылали туда свои Свадебные подарки, а потом это приданое выставляли в особняке жениха.

Когда Султанша приходила в дом своего мужа, там ее с удовольствием встречал ага гарема, и ее доставляли на кресле к дверям ее покоев. В доме жениха проводились отдельные банкеты для мужчин и женщин, а после постельной молитвы гости покидали особняк. Жених Паша дарил каждому из гостей подарок в соответствии с их степенью.

Между тем, зять одевался в меха и его представляли султанше. После этого жених молился в углу комнаты, целовал юбку жены и не вставал, пока султанша не садилась.

Если жених не был в Стамбуле, его вызвали в Стамбул на свадьбу, строили особняк, женили на Султанше, а затем оставляли в Стамбуле на должности. Султанша жила в особняке своего мужа в Стамбуле.

Их жизнедеятельность

Султанши имели кетхюду назначенного по приказу Султана. Все работы, покупки и так далее всегда были видны через этих кетхюда. Овдовевшая Султанша за свои благотворительные дела отчитывалась по закону. Султаншам иногда давали зарплату из казны.

По материалам доктора Ахмета Ширшингиля.