Статьи
18 минут назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 11 Продолжаем рубрику, после первых и запоминающихся книг о РЯВ, подошли книги, которых после 1995-2000 годов стало не мало. Выбор теперь основываться не на хронологии приобретения, а на пожеланиях и значимости. Так что если хотите вспомнить книгу - называйте. 2-6. Свидетели Цусимы. Дж.Вествуд Как сейчас помню свои сомнения по поводу того, покупать эту книгу или нет. И сомнения о том насколько эта книга вообще ценна. Мне она попалась в руки почти 20 лет назад, в 2005 году, и к тому времени количество литературы на полках книжных магазинов было не малым. А тут английский автор, причем относительно современный - точно не Б.Норригаард, и не Н.Сеппинг Райт, и уж конечно не Нирутака. Сразу начинаешь сомневаться - а что такого интересного он сможет рассказать, причем того, что не знает русский читатель, то есть я? Но как выяснилось - я не пожалел. Вествуд довольно неплохо подошел к изучению темы, хотя избавиться от некоторой англосаксонской предвзятости ему не удалось. Чего стоит только заявления о том, что Цусима "не тянет" на Трафальгар или "Саламин"! Странное заявление, которое не учитывает то преимущество которое получила Япония от этой победы. Если считать русский флот "испанским при Трафальгаре" - то вполне себе аналогия, как и по последствиям. Уж точно не Лисса, и даже не Коронель, и не Фолкленды - как бы Вествуд не хотел найти там аналогии. В целом признаем - Вествуд не плохо поработал с базой и с источниками, в первую очередь с письмами и воспоминаниями участников Цусимы, отсюда и название книги. Если говорить по структуре, то Вествуд - подвел к теме через три своих параграфа, где рассуждает от морской политики России вообще (в тот период) и о русском флоте в частности. Затем он только представлял воспоминания моряков, дополняя их для связки своими комментариями, причем довольно элегантно и деликатно. В итоге - не плохая книга, если конечно у читателя нет оригиналов (их перечень - в списке используемой литературы, часть из которых нами даже рассмотрена, другие - ждут очереди). 3-6. Крейсер "Аскольд". В.Крестьянинов, С.Молодцов. 1993/2012 года. Представлять крейсер "Аскольд" и пояснять его роль в боевых действиях у Порт-Артура и далее вряд ли надо. Значимость этого корабля, его боевые качества заслуженно снискали СЛАВУ для его и его экипажу. Действия против японского флота, прорыв при бое у Шантунга, действия в Средиземном море в Первую мировую - этого не забыть. Не забыть и горечь революционных проявлений и волнений на крейсере и их последствий. Что тут сказать - это было! Поэтому, я не сомневался - сразу купил первую книгу в 1993 году в Питере, в один из своих посещений этого города и "экскурсии" по его книжным магазинам. Тогда это было издание от издательства "Велень". Интересно, что через 20 лет, уже в издательстве "Галея-принт" будет выпущена новая книга этих же авторов, или можно сказать - перевыпущена с дополнениями и пояснениями. Так что можно считать эти две книги не "Дублерами", а достойными "продолжателями дела друг друга". Интересно, что обе книги начинаются одинаково эффектно: в 1993 году - со слов "21 декабря 1898 года управляющий морским министерством адмирал П.П.Тыртов достал из папки с тремя тисненными на коленкоре золотыми буквами "ГМШ"...", а в 2012 - 13 июля 1894 года британский пароход "Коушинг", зафрахтованный для перевозки китайских войск в Корею", спокойно резал форштевнем волны Желтого моря...". Но по разному, оказывая что это книги разные, но одних авторов, которые решили "усилить" первый вариант - за что им большое спасибо. В любом случае книги оказались интересными, и для 1993 года, и далее -для 2012 года. Содержание первой более детализировано и подробно - содержание второй: представлено главами (которых не мало), но по тексту мы находим те же самые знакомые названия глав и параграфов, во втором случае дополненных подробностями. Так и пользуюсь, и первым "карманным" вариантом, и вторым - "энциклопедическим", в зависимости от задачи и работы. Кстати разница в переплетах тоже играет роль.
23 прочтения · 3 часа назад
Новинки на книжных прилавках: "Уязвимые, но незаменимые"
Уже длительное время меня беспокоит мысль, что у читателей канала может сложиться мнение, что я делаю обзоры на отдельные категории книг, издаваемые только одним-двумя издательствами, тем самым показываю определенную предвзятость или заинтересованность. И для этого есть основания - большинство последних книг, которые были на обзоре - они или от Эксмо/Яуза, или от Моркниги/Арбузова. Хотя конечно попадались и другие - но реже. Но что тут поделать, если так сложилось, что в последнее время, после "книжного...
3,2K прочтений · 1 день назад
"Когда заканчивается даже "НЗ"/Самый продолжительный боевой поход в исполнении С-12
В настоящее время сложилось мнение, что советские подводные лодки Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны оказались бесполезными и часть из них просто простояла в гаванях Кронштадта и Ленинграда, а часть погибла в бесплодных попытках прорваться через заграждения в Финском заливе и так и не выполнив задач по нарушению вражеских коммуникаций. Да, обстановка на Балтике в 1941-1943 годах была крайне сложная и операции советских подводных лодок на коммуникациях противника были крайне сложными, практически невозможными, да, и боевого опыта у советских подводников было не много...
112 прочтений · 2 дня назад
[Holiday] 9 мая 2024 года Друзья! Поздравляю Вас с нашим великим, святым праздником! С Днем Победы! Мы уже более 70 лет празднуем этот праздник, привыкли к его особенностям, и даже начали как то более обыденно к нему относиться. Может потому, что уверились в собственной безопасности и неуязвимости. Может потому, что поддались на "ласки" наших "замаскированных" противников внутренних и внешних. Может потому, что поверили в то, что с теми кто столетиями желал нам гибели ранее теперь удастся жить в дружбе и строить соседские взаимоотношения. Но как оказалось - мы ошибались. И эта ошибка страшнее из-за того, что то святое дело, ради которого погибли наши деды и прадеды, оказалось под угрозой. На наших границах снова иностранная (в том числе и немецкая) речь, на танках противника - снова кресты, как и на униформе пехоты. В Москве снова выставка подбитой вражеской техники. Поэтому сейчас, поздравляя друг друга, и главное - немногих живых ветеранов Великой Отечественной, с Великой Победой надо не просто желать здоровья и счастья. Надо желать новой Победы над новым врагом, ждать новых капитуляций, как тогда ночью с 8 на 9 мая в Карлсхорсте. Надо рассказывать детям и молодежи то, что рассказывали нам наши деды и прадеды, которых уже нет, то что мы сами читали в детстве, потому что если не расскажем мы - расскажут "другие". Давайте сделаем нашу жизнь такой, чтобы она была благодарностью за подвиг наших дедов и прадедов, чтобы нам не было стыдно перед павшими за то, что не смогли уберечь то, ради чего они отдали жизни. Наши деды и прадеды живы до тех пор - пока мы помним о них! Достойно встретим этот праздник, вспомним прошлое и не забудем поздравить ветеранов, именно им мы благодарны за нашу жизнь! Поучаствуем в параде, шествии "Бессмертного полка", посетим памятники, помолчим в "минуту молчания", помянем... Счастья, здоровья, мира и единства! Будем достойны памяти наших дедов и прадедов! Будем помнить и беречь нашу память! Не отдадим наш праздник! Без прошлого - нет будущего! Всех с праздником, друзья!
112 прочтений · 2 дня назад
[Quiz, 17/2024, итоги] Подводим итоги мини-викторины. Предпраздничные и праздничные дни все таки сказались на активности наших читателей. Приходится это признать, но праздники заканчиваются, а надежда на активность остается, )) Надеемся на дальнейшие победы наших читателей. Традиционно подводим итоги и объявляем правильные варианты. Вопрос 1: Начало ХХ века подтвердило желание Германии строить большой флот, который в Британии стал рассматриваться как вражеский. В свете этого по словам британского политика Э.Грэя это событие после 1900 года уже никак не вписывалось в схему "двухдержавного стандарта", который предполагал в качестве противников только Францию и Россию. Выходом из этой ситуации, по мнению Э.Грэя, стало заключение англо-японского и англо-французского договоров 1902 и 1904 годов. Дешево и элегантно, согласитесь. Вопрос 2: Имеются ввиду работы над итальянским радаром EC3 Gufo и немецкий аналог - Seetakt Вопрос 3: В упомянутом мультфильме предлагалось наполнить трюм затонувшего корабля мячиками для пинг-понга. В реальности речь идет о французском линкоре "Франс". После гибели корабля, командование флотом отдаёт контракт на подъём судна фирме Pasquet & Bons de Paris. Специалисты фирмы попытались наполнить корпус корабля воздухом. Попытки оказались неудачными и линкор пролежал на прежнем месте до 1935 года. Ключевые части ответа: линкор "Франс", шарики для пинг-понга, заполнение корпуса воздухом. Такие вот итоги. Спасибо всем, кто нашел в себе силы и время для участия в викторине. Надеюсь всем было интересно! Фотография - линкор "Франс" в гавани Тулона
171 прочтение · 2 дня назад
Заметки боттлхантера: LAGAVULIN, 8 years Limited Edition 200th anniversary; № 103
Господа, мы люди совершеннолетние, разумные, понимаем, что здесь не рекламируется алкоголь (это запрещено). Я, как и вы, согласен с тем, что "алкоголь- это зло"! И лучше обойтись без него, но если все же выпивать, то лучше пить хорошие напитки, не злоупотребляя. Да, эти напитки и раньше были очень дороги, а сейчас цены стали просто космическими , кстати, это лишний повод задуматься о том насколько вам это "надо" и насколько "по карману". Культура виски сама по себе достаточно интересна, частично...
149 прочтений · 3 дня назад
[Holiday] Друзья! Поздравляем Вас с Днем Радио! Так получается, что это и мой лично профессиональный праздник, и я не мог мимо него пройти. И к тому же - это праздник напрямую связан с флотом - так как именно радио и радиосвязь, и технологии на их основе (радиопеленгация, радиоперехват, радиоподавление, радиолокация, радиолокационные станции и т.д.). Так именно с флотом связаны первые примеры использования радио для передачи информации, именно с флотом связаны и примеры боевого использования средств радиосвязи. Именно с флотом и радио связаны такие имена как крейсер "Африка", "Генерал-адмирал Апраксин", "Ермак", "Урал", "Магдебург", "Челюскин", "Красин" и так далее. Поэтому разрешите поздравить всех кто непосредственно связан с этим праздником, и конечно тех, кто является пользователем данных технологий (смартфон есть - значит пользователь, )). Пожелать Вам удачи, счастья, связи без помех, "чистых" каналов, хорошего распространения радиоволн, здоровья! И на помнить слова великого русского изобретателя Александра Степановича Попова: "Я русский человек, и все мои знания могу отдать только своей Родине! Я горд тем, что родился Русским! И если не современники то может быть потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом. а в России открыто новое средство связи!" По моему лучше и не скажешь. Вполне современно! С праздником! P.S. Да, Маркони тоже молодец!
79 прочтений · 3 дня назад
[Library] "РЯВ на книжной полке", 10 Продолжаем рубрику - книг к 120-й годовщине начала РЯВ не мало. После первых и запоминающихся книг, прочитанных давно, подошли книги, которых после 1995-2000 годов стало не мало. Выбор теперь основываться не на хронологии приобретения, а на пожеланиях и значимости. Так что если хотите вспомнить книгу - называйте. 1-9. От Либавы до Цусимы. Письма к жене флагманского корабельного инженера 2-й Тихоокеанской эскадры. Е.С.Политовский - СПб.: ИПК "Гангут", 2010. Пятнадцать лет назад издательство "Гангут" взяло на себя труд поиска, отбор и публикации воспоминаний начала ХХ века. И эта книга одна из них. По моему мнению - это не просто книга, это литературный памятник подвигу русских моряков ушедших к Цусиме. Как уже понятно, вся книга - это последовательно собранные письма одного человека, который шел на флагманском эскадренном броненосце "Князь Суворов", и погиб вместе с броненосцем. Этот человек - флагманский корабельный инженер Евгений Сигизмундович Политовский (эх сейчас бы Ю.Дискант порадовался бы). Совсем мирный человек, кораблестроитель, участник спасения "Апраксина" с камней острова Гогланд, участник строительства броненосца "Бородино" (помощник строителя). Письма практически писались каждый день, иногда через день-два. Первое ушло 28 августа 1904 года - последнее 10 мая 1905 года, почти ровно 119 лет назад. Интересно, что каждое письмо - описание простой рядовой работы по устранению технических неисправностей, причем не только на "Суворове", а на ВСЕХ кораблях эскадры! Уникальный случай. Также нельзя не отметить, что в книге мало размышлений и бесед с офицерами штаба и броненосца, раздумий о великом, чего так много у В.Семенова. Инженеру просто не было время на рассуждения - от него требовалась физическая работа, когда "господа офицеры" могли и подискутировать на разные темы. Как то пару недель назад встретился комментарий читателя, который высказал, что механиков и инженеров 2ТОЭ нужно было отдать всех под суд, так как из-за них эскадра не смогла в бою дать больше 9 узлов. Могу порекомендовать этому человеку почитать эти письма, возможно ему удастся (а может и нет) понять какую гигантскую, просто титаническую работу приходилось делать инженерно-техническому составу кораблей, чтобы довести корабли до Цусимского пролива и они смогли вступить в бой. Судьба автора трагично - в ходе боя он руководил устранением повреждений "внизах" "Суворова" и когда штаб командующего "покидал" броненосец, спасаясь про инженера не вспомнили. 3-5. Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". С.В.Сулига - Морская коллекция - 1/1995. Долго размышлял, стоит ли к категории книг причислять выпуски "МК", решил, что стоит. Эта монография в журнальном варианте, по сути, стала одной из первых "капитальных" книг об этом крейсере, да и вообще о кораблях РИФ после серии "Замечательные корабли" - если что поправьте меня. Вообще, с середины 90-х годов в отечественной военно-морской истории началась "эпоха С.Сулиги", кто помнит - тот поймет, да простите меня за категоричность. И эта книга для меня стала одной из первых про этот крейсер. Затем лет через пять, в 2000 году В.Арбузов в БКМ издаст свой вариант, скоро говорят ЭКСМО что то представит, но ... - эту книгу помню. Помню как читал ее с карандашом в руке, разноцветными ручками подчеркивая отдельные строки - и не удивительно. Это знаменитый корабль русского флота, с ним связаны наиболее важные и громкие дела и походы, он как "старый воин-ветеран", всю жизнь провел в строю. И погиб в бою с противником. Это корабль называют "первым башенным крейсером" (кто -то считает что это спорно), он стал первым боевым кораблем в продольной водонепроницаемой переборкой, был самым большим парусным бригом РИФ и имел преимущество в артиллерийской мощи над большинством современников. Он был "фрегатом" по рангу и "бригом" по оснастке, и стал "броненосным крейсером" в итоге. Но он был не "идеальным", а к 1905 году - уже устаревшим "старичком". Он погиб, но память о нем сохранилась Ждем новые книги про этот крейсер.
126 прочтений · 4 дня назад
[Ships] Б-396, № 7 Перешли в пятый отсек, причем через выгородку: мы двигается по отсекам подводной лодки с носа на корму так что это выгородка сразу после экспозиционного зала (выставочного зала с моделями), где были прошлый раз. Основа пятого отсека - три дизеля 2Д42М, входящие в состав главной энергетической установки подводной лодки проекта 641Б. Компоновка отсека значительно изменена в целях удобства посетителей, площадку для прохода смонтировали так, чтобы можно было оценить как размер отсека, так и то, что он был двух этажным. Особенно это подчеркивается высотой размещения переходного люка из отсека в отсек. Между тем один из дизелей все же оставлен, как без него. Если двигаться в сторону кормы он - слева, а так он расположен "по правому борту", как говорится, "Фланги при поворотах не меняются", )). К основанию дизеля можно спуститься, по трапу, но думаю это не рекомендуется правилами. Это дизель 2Д42М с турбонаддувом производства Коломенского машиностроительного завода, его мощность -1900 л.с., шесть цилиндров, масс 14 тонн. Согласно информационной панели: "... эти дизеля в свое время были признаны самыми лучшими в мире в своем классе не только по мощности, компактности, надежности, но и по экономичности". Если кто "занимался" с такими дизелями - прошу высказать свое мнение. Интересно, что над частью верхней крышки дизеля сделали вырез - это конечно нарушает аутентичность, зато добавляется информативности - видны внутренние элементы двигателя - необычно! Подводные лодки проекта 641Б имели на борту запас топлива 410-420 т, усиленный запас топлива - 487 тонн. При стандартном расходе этого количества топлива обеспечивало подводной лодке дальность плавания 10000-15000 миль (в зависимости от скорости хода). Надводная скорость хода - 14-15 узлов. Работа дизелей обеспечивала движение субмарины в надводной положении и в подводном положении на перископной глубине с использованием шахты РДП, через которую в пятый отсек подавался воздух для работы дизелей. Интересно, что дизеля имели подводный выхлоп, обеспечивающий их работу на глубине до 3 метров. В принципе, как на большинстве дизель-электрических подводных лодках. Дизеля лодки имели систему дистанционного управления ДАУ-2Д42, которая и была смонтирована в той самой выгородке "Выгородка дистанционного управления дизелями" (см.фото) Конечно, если бы отсеке сохранили все три дизеля - было бы более "атмосферно", но крайне тесно, )) Даже не знаю как лучше. По мне так не хватает фото материалов именно по внешнему виду данного отсека. Как раз вдоль ограждения дизеля можно было бы что то разместить. В целом - интересный отсек, сейчас мы осмотрели то, что находится по "правому борту", там где дизель. В следующий раз рассмотрим поподробнее механизмы и устройства по "левому борту".
160 прочтений · 5 дней назад
Как «Дюге Труэн» избежал "Катапульты"/Часть 2. Атлантика- Александрия
Продолжаем вспоминать историю создания и боевой службы французских крейсеров типа "Дюге Труэн". Первые статьи по истории этих французских крейсеров вы можете найти ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ1 или ВОТ ЗДЕСЬ, а также - ТУТ. Также вашему вниманию предлагается две статьи, посвященные авиационному вооружению КР типа "Дюге Труэн". Кому интересно, про основное вооружение читать вот ТУТ и ВОТ ТАМ, )). Что касается авиации - то вам СЮДА Продолжение, начало ТУТ. ... Итак, с началом Второй мировой войны при нейтралитете Италии на Средиземном море, в ведении Франции все было относительно спокойно...
63 прочтения · 5 дней назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №147
Продолжаем рубрику, которая близится к завершению. Уточняем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны, по возможности добавляем особенности гибели боевых единиц. В рассматриваемый период (осень 1918 года) большинство погибших боевых единиц - миноносцы, ПЛ, тральщики, мелкие и вспомогательные корабли и суда, для данного периода характерно отсутствие и точных дат гибели некоторых единиц, особенно мелких и действующих вне основного ТВД. Практически имеем только дату и место гибели, больше данных нет...
163 прочтения · 6 дней назад
[Quiz, 17/2024] Очередной выходной день, причем праздничный - для тех кто чтит христианские традиции и не только. Надеемся, что пасха, крашенные яйца, куличи и кагор не будут серьезным препятствием для интеллектуальной разминки, и найдутся желающие (сегодня-завтра-послезавтра) проверить свои знания по военно-морской истории и не только. Так что начинаем мини-викторину. Новая попытка для читателей, )), надеемся их эрудицию и сообразительность! Итак, начинаем. Вопрос 1: Понятие "двухдержавный стандарт" британского флота известен многим, однако события начала ХХ века, когда на арену "битвы за море" вышла Германия серьезно подорвали данный принцип Великобритании. Однако по мнению британских политиков Великобритания в первое десятилетие ХХ века достаточно "элегантно" решила данную проблему и разрешила опасную ситуацию В чем заключалось данное решение? И да, вопрос не так очевиден, как может показаться, )) Вопрос 2: Первые исследования Италии в этой области были начаты еще в 1935 году. Самая успешная установка была уже представлена в конце 1939 года, которая имела вполне неплохие для своего времени показатели 70/30... . Но, к сожалению, эти результаты были не оценены по достоинству, что и привело к горькому "поражению". Потом, как водится, спохватились, вспомнили о работах Тиберио, но было уже поздно. Да и сами наработки уже устарели - немецкие разработки выглядели куда перспективнее! ...О чем идет речь? Вопрос 3: Как это часто бывает, сначала руководство французского флота попыталось скрыть эту трагедию, но затем попыталась спасти корабль методом, СХОЖИМ с тем, который придумал Карл Баркс для одного из мультфильмов про Дональда Дака. Вопрос: назовите корабль, способ, который предлагался в мультфильме и как поступили на самом деле. Обратите внимание на состав правильного вопроса, )) Такие вот вопросы, и они не сложные. Надеемся на полные, точные и правильные ответы! Всем удачи! Подведение итогов как всегда - в среду.
Видео