Статьи
АФИША КОНЦЕРТОВ БОЛЬШОГО ЗАЛА с 13 по 19 мая 13 мая Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, дирижёр и солист Сергей Стадлер. В программе: Моцарт, Мендельсон, Пуччини, Верди и др. 14 мая Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», симфония № 3. Прокофьев, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. Академический симфонический оркестр, дирижёр — Павел Бубельников, солистка — Елизавета Украинская (фортепиано). 15 мая «Ленинградский пломбир: концерт-открытие фестиваля «Ленинградская музыкальная весна». Симфонический оркестр Ленинградской области, дирижёр — Михаил Голиков. Солисты: Михаил Крутик (скрипка), Николай Мажара (фортепиано). 17 мая Гайк Казазян (скрипка), Борис Березовский (фортепиано). Вечер камерной музыки из произведений композиторов трёх веков: Моцарта, Бетховена, Равеля, Франка. 18 мая Ночь музеев! С 18 часов вечера до утра следующего дня. 19 мая «Великий бал полнолуния» — концерт абонемента «Мастер и Маргарита». В программе: Гуно, Сен-Санс, Мусоргский, Вьетан, И.Штраус-сын. Академический симфонический оркестр под управлением Максима Алексеева, солист — Андрей Зубенко (скрипка). Художественное слово — Александр Галибин, Ирина Савицкова.
С Днём Победы! О блокаде и музыке, о блокадной книге Петербургской филармонии, о военных афишах из нашего архива, в том числе афише концерта 9 мая 1945 года, рассказывает Юлия Кантор — заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. В Большом зале 79 лет назад звучала торжественная увертюра «1812 год» Чайковского  — она прозвучит и в праздничном концерте 11 мая, который мы покажем в прямом эфире, подключайтесь в 20:00. Военная летопись филармонии. Блокадная книга. С праздником!
4 мая 2024 года исполнилось 100 лет со дня рождения пианистки Татьяны Петровны Николаевой «У Николаевой была удивительная энергия — человеческая, биологическая и музыкальная. У неё не было усталости от музыки. Она так и говорила: „А как можно устать от музыки?“ В общем-то, от музыки почти любой знакомый мне музыкант всё-таки может устать, если Вы слушаете в жюри по много часов, в разном, иногда не самом великом исполнении… Татьяна Петровна ухитрялась и в такой же день немножко позаниматься, послушать записи и получить удовольствие»! — так в интервью сайту «100-летие Петербургской филармонии» вспоминал ученик Татьяны Петровны Николай Луганский.  Биографию пианистки, афиши и фотографии Татьяны Николаевой в Большом зале филармонии смотрим тут. #100летие_филармонии
АФИША КОНЦЕРТОВ БОЛЬШОГО ЗАЛА с 7 по 12 мая 7 мая Брамс: Концерт № 1 и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Заслуженный коллектив России, дирижёр — Феликс Коробов, солист — Пётр Лаул (фортепиано). 8 мая Два века русского вальса: Глинка, Чайковский, Рубинштейн, Глазунов, Свиридов, Прокофьев, Шнитке, А. Петров, Хачатурян. Академический симфонический оркестр, дирижёр — Ярослав Забояркин. 10 мая «Ко Дню Победы». Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева, дирижёр — Дмитрий Хохлов. 11 мая Все билеты проданы, но могут появляться входные — следите за сайтом. Дню Победы посвящается: шедевры русской классики в исполнении Оркестра штаба Ленинградского военного округа. Дирижёры: Григорий Велько, Павел Гернец. Солисты: Олеся Петрова (меццо-сопрано), Евгений Никитин (баритон). 12 мая Симфонический оркестр «Классика», дирижёр — Александр Канторов. В программе: вальсы и увертюры к опереттам – И. Штрауса-сына, Зуппе, Вальдтейфеля, Оффенбаха.
В филармонической книге автографов собраны восторженные слова в адрес зала, оркестра, публики от многих знаменитых музыкантов. Но не только слова! Оставляя записи в альбоме, исполнители нередко вписывают сюда нотные строчки, а есть в «Золотой книге» даже автошарж! Вот несколько таких страниц: - С  первыми звуками симфонической пьесы про паровоз. - Со строкой «Праздничного полонеза» Свендсена. - С «Прогулкой» Мусоргского. -  С автошаржем. -  Просто с нотой. #100летие_филармонии
АБОНЕМЕНТЫ МАЛОГО ЗАЛА уже можно приобрести Всего абонементов семнадцать, рассказываем кратко о каждом. № 1. В кругу великих имен 9 монографических концертов, посвящённых юбилеям композиторов: от Баха и Генделя, Шумана и Шопена до Шнитке и Дунаевского. № 2. Вечера камерной музыки 10 концертов вокальной, хоровой и инструментальной музыки. № 3. Вокальные вечера. Метафизика пения 8 концертов, в которых прозвучат романсы, фрагменты из опер, популярные песни. Ведущая — Ирина Шарапова. № 4. Фортепианные вечера 10 сольных концертов выдающихся пианистов современности. № 5. От классики до поп-музыки 9 концертов, в которых звучат музыкальные шедевры разных эпох и стилей: от Вивальди и Баха до Гершвина, Пьяццоллы и Леннона. № 6. В лёгком жанре 10 концертов танцевальной, джазовой музыки и популярной классики. № 7. Дивертисмент: простое и сложное 8 концертов Камерного оркестра «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа. № 8. Играем вместе. Ансамблевые вечера 10 концертов камерной музыки: для скрипки, гитары, кларнета, фортепиано и не только. № 9. Смычку волшебному послушна... 9 концертов скрипичной, альтовой и виолончельной музыки. № 10. Я люблю оркестр! 10 концертов петербургских коллективов, а также Камерного оркестра Новгородской областной филармонии имени Аренского. № 11. Вечера популярных фортепианных программ 10 концертов от музыки барокко для клавесина до фортепианных этюдов Лигети. № 12. Артисты оркестров филармонии соло и в ансамблях 9 концертов с участием артистов Заслуженного коллектива России, Академического симфонического оркестра филармонии и приглашённых солистов. № 13. Игроки на флейте 5 концертов флейтовой музыки в разных амплуа. № 14. Семейный портрет в интерьере 9 концертов из произведений композиторов великих музыкальных династий в исполнении семейных ансамблей. № 15. Занимательные истории о музыкальных инструментах 7 концертов для дошкольников и младших школьников. Ведущая — Ирина Смукул. № 16. Удивительные люди 7 концертов для школьников и не только. Ведущая — Наталия Энтелис. № 17. О красоте и любви рассказывает музыка 7 концертов для всей семьи. Ведущий — Александр Галицкий. Абонементы Большого зала появятся в течение мая — следите за сайтом филармонии и нашими соцсетями.
В апреле 1924 года за дирижёрским пультом в Большом зале выступил Павел Клочков. В истории дирижёрского искусства следа этот музыкант не оставит. Но в истории бывшего Придворного — Филармонического оркестра сыграет немаловажную роль. #100летие_филармонии
АФИША КОНЦЕРТОВ БОЛЬШОГО ЗАЛА с 22 по 28 апреля 22 апреля «Полна чудес могучая природа» — концерт абонемента «Классика. Новое». В программе: Римский-Корсаков, Такемицу, Дебюсси. На сцене: Заслуженный коллектив России под управлением Александра Соловьева, солистка — Антонина Попрас (альт), ведущий — Ярослав Тимофеев. 23 апреля Выдающиеся музыканты Азербайджана. За пультом Академического симфонического оркестра филармонии дирижёр Эйюб Кулиев, солисты: Фархад Бадалбейли (фортепиано), Мурад Адыгезалзаде (фортепиано). В программе: Караев, Амиров – Назирова, Рахманинов, Чайковский. 25 апреля Марафон киномузыки: саундтреки к фильмам «Однажды в Америке», «Форрест Гамп», «Список Шиндлера», «Миссия невыполнима», «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря» и другим культовым кинокартинам. Симфонический оркестр Singolo Orchestra, дирижёр — Антон Гаккель, солист — Дмитрий Ганенко (виолончель). 26 апреля Мужской хор «Древнерусский распев», основатель и руководитель хора — Анатолий Гринденко. 27 апреля «В белом плаще с кровавым подбоем…» — концерт абонемента «Мастер и Маргарита». И. С. Бах, «Страсти по Иоанну». Николай Мартон (художественное слово), Камерный оркестр ЗКР под управлением Лео Кремера, Хор Санкт-Петербургской консерватории, солисты: Александра Репина (сопрано), Егор Семенков (тенор). 28 апреля, 15:00 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: концерт абонемента «Сказки А.С. Пушкина». Академический симфонический оркестр под управлением Петра Максимова, Детский хор Филармонического общества Санкт-Петербурга, ведущая — Анна Михалкова. 28 апреля, 20:00 Мужской хор «Оптина Пустынь». Основатель коллектива, художественный руководитель и регент — Александр Семёнов.
КРАСИВОЕ, ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ, МНОГОЗНАЧНОЕ — Настасья Хрущёва о произведении Тору Такемицу, которое прозвучит 22 апреля в Большом зале в концерте абонемента «Классика. Новое». А мировая премьера сочинения самой Настасьи Хрущёвой, написанного специально по заказу Петербургской филармонии, состоится в заключительном концерте абонемента 21 июня.
«Бенефис оркестра», лекция Льва Термена, сольный вечер Надежды Голубовской, «Интимное кабаре» и «Концерт-бал» (где, купив билеты по 2 р. 30 к., посетитель получал право на танцы!), а ещё — концерты под управлением Александра Глазунова, Эмиля Купера…  Традиционно разглядываем афишу 100-летней давности. #100летие_филармонии
АФИША КОНЦЕРТОВ БОЛЬШОГО ЗАЛА с 15 по 21 апреля 15 апреля Дивна Любоевич и хор «Мелоди» (Сербия). 16 апреля Верди, Реквием. ЗКР под управлением Александра Чернушенко, Хор Государственной академической капеллы, солисты: Жанна Домбровская (сопрано), Екатерина Сергеева (меццо-сопрано), Станислав Леонтьев(тенор), Илья Банник (бас). 17 апреля «Органный фейерверк» — сольная программа органиста Эудженио Марии Фаджиани (Италия). С показом видеопроекций интерьеров европейских соборов. 18 апреля Глинка, Чайковский, Багчебан. Молодёжный камерный оркестр ЗКР под управлением Ярослава Забояркина, музыканты из Исламской Республики Иран. Солист — Дмитрий Ганенко (виолончель). 19 апреля Брукнер, симфония ре минор («Нулевая»). Музыка семьи Штраусов. Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Дмитрия Юровского. 20 апреля Сольный вечер пианиста Николая Луганского. 21 апреля Мелодии любви Нового Орлеана. Джаз-бэнд Фёдора Кувайцева.
Ровно 110 лет назад — 11 апреля (29 марта по старому стилю) 1914 года — вдовствующая императрица Мария Федоровна посетила репетиционное помещение и музей Придворного оркестра*  Фотография, на которой можно узнать саму Марию Федоровну (в шляпке с вуалью), начальника оркестра барона Константина Штакельберга (в светлой шинели и высоком головном уборе) и главного капельмейстера оркестра Гуго Варлиха (слева от дамы в белом), сделана у здания репетиционного зала после концерта по случаю посещения Придворного оркестра царственными особами. В «Книге записей для господ капельмейстеров» этот день выделен особо: «В 2 ½часа дня Придворный оркестр изволили посетить Императрица Мария Феодоровна и великая княгиня Мария Александровна. В музее Придворного оркестра исполнялись в комнате Императора Александра III…»: в том числе образцы древней греко-римской музыки (отрывок гимна Аполлону второго века до н.э.!), романсы Бортнянского и Оффенбаха, тема и первая вариация из вариаций на тему Бетховена для двух роялей Сен-Санса, «Вечерняя песнь» Шумана. В качестве аккомпаниатора выступал и сам начальник оркестра, барон Штакельберг, среди солистов был Георгий Амосов — гобоист Придворного оркестра, а впоследствии солист Заслуженного коллектива Ленинградской филармонии.  Репетиционный зал находился на углу Екатерининского канала (канала Грибоедова) и Чебоксарского переулка. В этом доме (№2) сейчас живут два потомка артистов Придворного оркестра. * согласно монаршей воле Александра III от 16 июля 1882 года музыканты двух расформированных полковых оркестров были собраны в один коллектив, который стал называться Придворным музыкантским хором. В 1897 году он был переименован в Придворный оркестр. Сегодня — это Заслуженный коллектив России. Фото 1: После концерта. Фотография сделана в знаменитой мастерской Карла Буллы Фото 2: Книга записей для господ капельмейстеров. Фото 3: Вид репетиционного зала Придворного оркестра
Видео
Ролики