248 147
audience
8 715
subscribers

Важные мелочи о живописи, кино, сериалах
Мой второй канал "Арт с котом": zen.yandex.ru/art_cats

Nothing new at the moment
Loading...
Христос в красном, Леди Ди в зелёном и миска земляники: что давали на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке 27 января

Картина Сандро Боттичелли "Муж скорбей" продана за $45,4 млн. Цена внушительная, но не сенсационная: самая дорогая (из выставлявшихся на продажу, а не хранящихся в музеях) картина Боттичелли стоит вдвое дороже - это "Молодой человек с медальоном", проданный в 2021-му за $92,2 млн. Ну, а самая дорогая картина, приписываемая современнику Боттичелли, дороже в 10 раз: это "Спаситель мира", атрибутированный Леонардо да Винчи и проданный за 450 млн долларов.

Забавно получается. Нельзя исключать того, что со временем эксперты придут к выводу, что ни Боттичелли "Мужа скорбей" не писал, ни Леонардо "Спасителя". И что не стоят они этих денег. Но по тому, за сколько их удалось продать, понятно, кто из них сейчас, в XXI веке более популярен и почитаем. И во сколько раз:)

Другой интересный случай с вчерашних торгов показывает, как на цену картины влияет то, кто на ней изображён. Распродавали коллекцию американского художника Нельсона Шэнкса (1937-2015) - там был и антиквариат, который он собирал, и его собственные работы. Среди последних - портреты знаменитостей, все в одинаковой этюдной манере. Так вот, за Рональда Рейгана дали 25 тысяч долларов, за Билла Клинтона 32 тысячи, а за принцессу Диану - 201 тысячу долларов!

Ну, и последнее - просто красивое. Крошечная (30 х 22.6 см), написанная в 1704 года картина Андриана Коорте с земляникой ушла за 2,4 млн!
1 day ago
Стоит ли относиться к живописи как к источнику исторической информации?

Сложный вопрос. Взять, например, эту картину "Мастера тортов" Ольги Яновской-Ряжской. Наверняка торты и кондитеры написаны с натуры. И, конечно, картина фиксирует бурное развитие пищевой промышленности. Но если обратить внимание на время создания полотна, мы поймём, что эти годы вписаны в историю вовсе не масляными розочками. Картина создавалась в 1937-1938 годах. Специально для выставки "Пищевая индустрия" (филиал выставки "Индустрия социализма"), которая в 1939 году проходила в Парке Горького в Москве.

Ладно, давайте всё же о десертах, ведь художница трудилась для того, чтобы мы любовались ими. Есть здесь знатоки советской кухни? Узнаёте на картине какие-нибудь торты и пирожные, ставшие классикой? Или тут сплошь авторские, не тиражные кондитерские произведения?

Иллюстрация. Ольга-Дмитриевна Яновская-Ряжская (1900-1998). Мастера тортов. 1937-38. Холст, масло. 129.5 х 169.5 см. Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО"
4 days ago
Неслучайное совпадение и жуткая ночь в доме прадеда

Слева - неподражаемый Никита Михалков в образе Генри Баскервия в фильме "Собака Баскервилей" (1981), справа - этюд Василия Сурикова к картине "Взятие снежного городка" (1891), для которого позировал родной брат художника Александр Суриков. Василий Суриков - прадед Никиты Михалкова по материнской линии. Ну, и Александр Суриков с этюда тоже родня.

Этюд с Александром Ивановичем Суриковым в шубе хранится в Доме-музее Василия Сурикова на его родине.

В интервью о создании фильма "Сибирский цирюльник" Михалков рассказывал, как однажды заночевал в доме прадедов: "Время шло, а душа была пуста. За день до съёмок, дойдя почти до полного отчаянья, я решился на странный шаг. Я попросил директора Дома-музея Василия Ивановича Сурикова в Красноярске разрешить мне переночевать в доме прадеда. Она разрешила. Я не могу объяснить, чего я ждал от этой встречи, но это была последняя надежда. Меня положили в комнате моего двоюродного прадеда Александра, брата Василия Ивановича, на которого, говорят, я очень похож. Это была жуткая ночь. Дом не принимал меня, он кряхтел, вздыхал, стонал. Я промаялся до шести утра, в шесть я провалился в сон, в семь меня разбудили, и странно, я был бодр, абсолютно спокоен и свеж. Горячий чай в доме прадеда, с сибирскими шанежками – и все; не оглядываясь, без всяких сомнений, я нырнул в фильм длиною в три года".

Цитата - из книги "Никита Михалков. Публичное одиночество", приведена с сокращениями.
5 days ago
Не узнала с первого взгляда - засмотрелась на бусы, а надо было обратить внимание на родинку над губой:)

Художница Елена Шегаль написала портрет этой очень знаменитой женщины в 1952 году (он хранится в Брянском художественном музее). Есть фото этой же героини, сделанное примерно в то же время, в той же позе, так что имеем возможность сравнить, насколько художнице удалось уловить и передать сходство.

Майю Плисецкую - а на портрете именно она - Елена Шегаль изобразила не раз. И если на первой картине великая балерина изображена просто женщиной с глубокий взглядом (кстати, в 1952-м ей было 27 лет), а её профессия никак не обозначена, то на других мы видим её в театральных образах - Кармен (1969, Музей Большого театра) и Лебедя (1953-54, Сальский художественный музей).
1 week ago
Это пейзаж Айвазовского - и на нём нет воды! Ну, нет в жидком состоянии, и в колодец мы не заглядываем:) Зато на этой картине есть золото, много золота. Сейчас всё объясню.

В 1857 в Париже Айвазовский показывал серию из четырёх картин, посвящённых богатствам России. Богатство природы было изображено в виде крымских садов, животноводство представлено картиной со стадом овец, земледелие - видом пшеничного поля.

Судьба перечисленных выше картин неизвестна, а вот четвёртый пейзаж из серии, видимо, перед нами - он хранится в Смоленском музее-заповеднике под названием "Зимний обоз в пути". Французская пресса описывала эффектный снежный пейзаж - и это описание совпадает с картиной из Смоленска.

Но что это за обоз? Какие богатства он символизирует?

У зимнего пейзажа было второе, поясняющее название - "Караван золота": картина о том, что одно из богатств России - полезные ископаемые. "Обозы с золотом, направляющиеся к Санкт-Петербургу через снега и льды Сибири" - так описывал очевидец морозный пейзаж Айвазовского. Как и большинство своих картин, эту Айвазовский написал в мастерской, полагаясь на свои наблюдения за природой и память. Притом написал даже не в России, а прямо в Париже.

За серию картин о богатствах Иван Константинович был награжден орденом Почетного легиона - он стал первым кавалером этого ордена среди русских художников. Восторг французов понятен: взгляните хотя бы на пар, идущий из ноздрей лошадей, или снег, посыпавшийся с дерева из-за вспорхнувших с него птиц.
1 week ago
Subscribe if you like this
That way, you'll never miss a story by this author
Во-первых, с Крещением тех, кто празднует! Во-вторых, вопрос ко всем: угадаете автора этой картины? Сначала подсказки, а потом - правильный ответ.

Подсказка 1: удивляет не то, что у этого художника есть картина на религиозную тему (их у него, кстати, не так и мало), а то, сколько невзрачно выглядят на этой картине воды Иордана. Подсказки 2 и 3: этот художник другую свою картину (тоже на религиозную тему - там изображён момент сотворения мира) подарил папе римскому Григорию XVI, а старший брат художника был священником Армянской Апостольской Церкви.

Ну да! Это "Крещение" - из Феодосийской картинной галереи, а его автор - Иван Айвазовский.

Иван Константинович, обращаясь к сюжетам из Библии, конечно, выбирал те, которые связаны с водой: например, переход израильтян через Красное море, спуск Ноя с горы Арарат, хождение Иисуса Христа по водам (илл. 2-4).
1 week ago
Updating