Найти тему
Общая характеристика младоавестийского зороастризма
В послегатическую эпоху принимает свой классический вид уже намеченное в Гатах учение о зороастрийских «архангелах» – Бессмертных Святых в количестве шести или семи с соответствующим количеством творений, которым они покровительствуют. В зороастрийский культ включается большинство древних иранских богов, которые объявляются творениями Ахуры Мазды и его помощниками в благом деле (Митра, Анахита, Апам Напат, Веретрагна и др.). Происходит канонизация древних текстов посвящённых им гимнов (яштов). Возникает...
114 читали · 4 месяца назад
Послегатический зороастризм: Литургия 2
Описанные действия составляют первую, подготовительную часть богослужения, именуемую парагной, а главным действием его второй части является чтение священниками собственно текста зороастрийской литургии – Ясны, занимающее около двух с половиной часов. Ясна состоит из 72 глав (хаити), которые включают Гаты Заратуштры (главы 28-34, 43-51, 53), Ясну семи глав (главы 35-41), зороастрийское вероисповедание Фраваране (глава 12), Хом-яшт (главы 9-11) и ряд других текстов. При этом сначала священники, а потом миряне «причащаются» заранее приготовленными парахаомой и дроном...
4 месяца назад
Послегатический зороастризм: Литургия 1
Обряды зороастрийского богослужения имеют индоиранское происхождение, что видно уже по его названию (авест. yasna-, индоар. yajña- < ПИИ *yaǵʰ- «поклоняться»). Центром его является приготовление напитка из галлюциногенного растения (авест. haoma-, индоар. soma- < ПИИ *sav- «выжимать»; ср. рус. сок). В разные периоды и в разных местах индоиранцы могли использовать для этой цели разные растения; в настоящее время зороастрийцы используют для приготовления хаомы эфедру (хвойник).[1] У индуистов время...
125 читали · 4 месяца назад
Послегатический зороастризм: Культ
Вероятно, требование произнесения вероисповедания («Фраваране») при обращении в зороастрийскую религию было установлено уже Заратуштрой. Таким образом, зорастризм является самой первой вероисповедной религией в мировой истории, принимаемой в сознательном возрасте путём исповедания определённых религиозных воззрений (для сравнения заметим, что иудаизм по настоящее время принимается не через вероисповедание, а через обрезание). По всей видимости, сам Заратуштра ввёл при принятии зороастризма обряд опоясывания священным поясом, который называется по-авестийски yāh (ср...
205 читали · 4 месяца назад
Послегатический зороастризм: Эсхатология
Согласно Бундахишну, после всеобщего телесного воскресения «Огонь и божество Арйаман расплавят металл, (что) в горах и холмах, и он останется на земле подобно реке. Затем они заставят всех людей войти в расплавленный металл и очиститься. Тому, кто праведен, тогда покажется так, словно он идёт в тёплом молоке, а тому, кто грешен, тогда покажется так, словно он на земле (pad gētīg) идёт в расплавленном металле»[1]. В отношении конечной судьбы грешников зороастрийское предание противоречиво: «Сведения о судьбе злых душ после обновления мира в пехлевийской литературе расходятся...
4 месяца назад
Заимствование иудеями зороастрийского дуализма 3
Кумранские данные ценны для нас в том числе и тем, что более полно представляют систему апокалиптического иудаизма эпохи Второго храма, основанную на дуализме, спиритуализме и эсхатологии и восходящую в конечном счёте к иранскому зороастризму, которая в более фрагментарном виде отражена и в Новом Завете. Это видно уже по основным терминам, которые используются в кумранских сочинениях. В число таких терминов входят Истина (’mt) и Ложь (‘wl), противопоставляющиеся, в частности, в Уставе общины кумранитов (1QS III...
5 месяцев назад
Заимствование иудеями зороастрийского дуализма 2
В межзаветную эпоху еврейская религия подверглась глубокому влиянию иранского зороастризма, что выразилось, в частности, в заимствовании ею дуализма, спиритуализма и эсхатологии. Когда во IIв. до н.э. появляются обширные свидетельства о различных религиозных течениях внутри иудаизма, они оказываются несущими следы иранского влияния разной степени. Минимальная степень иранского влияния обнаруживается у саддукеев, максимальная – у ессеев и общины Кумрана (II в. до н.э. – I в. н.э.). В наиболее ярком...
5 месяцев назад
Заимствование иудеями зороастрийского дуализма 1
Еврейская Библия представляет собой собрание разновременных и разнородных текстов, ни один из которых не является в собственном смысле слова богословским. Однако некоторые из них всё-таки дают возможность составить представление о теологии их авторов. Для девтерономическо-жреческих кругов пленной и послепленной эпохи (VI-V вв. до н.э.), определивших официальную религию возрождённой храмовой общины в Иерусалиме, одним из таких текстов является 30-я глава Книги Второзакония: 15. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро (ṭoḇ), смерть и зло (ra‘)...
242 читали · 5 месяцев назад
Послегатический зороастризм: Учение о Спасителе
В Гатах слово saoš́iiant ещё не является техническим термином для обозначения грядущего эсхатологического спасителя. Однако уже в текстах Младшей Авесты представлен полноценный образ Спасителя по имени Астват-эрета («Воплотивший Истину»)[1], который должен преобразовать мир в конце времён. Его имя было произведено от собственных слов пророка в Гатах: «Плотской Истина да будет!» (astwat̰ aṣ̌əm ḣyāt̰) (Ясна 43.16). Он будет рождён девой Эредат-федри («Помогающая отцу») от семени Заратуштры, хранящегося в водах озера Кансавья...
255 читали · 6 месяцев назад
Послегатический зороастризм: Телесное воскресение 2
Древнейшим внешним свидетельством о вере зороастрийцев в телесное воскресение является сообщение греческого историка Феопомпа Хиосского (380 – ок. 315 гг. до н.э.), сохранённое Диогеном Лаэртским: «Феопомп (в VIII книге “Истории Филиппа”)… добавляет, что, согласно магам, люди воскреснут и будут бессмертными (ὃς καὶ ἀναβιώσεσθαι κατὰ τοὺς Μάγους φησὶ τοὺς ἀνθρώπους καὶ ἔσεσθαι ἀθανάτους) и что только заклинаниями магов и держится сущее» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов...
6 месяцев назад
Послегатический зороастризм: Телесное воскресение 1
В Младшей Авесте имеется два текста, которые прямо говорят о телесном воскресении. Первым из них является гимн в честь Земли – Зам(йад)-яшт, в котором четырежды (11, 19, 23, 89) повторяется рефрен «чтобы мёртвые воскресли, пришли жизнь и бессмертие (или: пришёл живой и бессмертный)» (yat̰ irista paiti usəhištąn / jasāt̰ jvayō amərəxtiš). В выражении irista paiti usəhištąn («(чтобы) мёртвые воскресли») слово irista («мёртвые») –страдательное причастие на -ta от иранского корня raēθ-/riθ-/iriθ-, восходящего...
100 читали · 6 месяцев назад
Образ Яхве на магических геммах
Одна из самых распространённых разновидностей греко-египетских магических гемм позднеримской эпохи представляет на лицевой стороне фантастическую фигуру с телом человека, головой петуха и змеями вместо ног, в доспехах, с бичом в правой руке и круглым щитом в левой. На щите обычно написаны греческие буквы ΙΑΩ, что является характерно египетской передачей на греческом языке имени еврейского бога Яхве. Как правило, эта надпись сопровождается другими магическими именами, чаще всего ΑΒΡΑΣΑΞ (Абрасакс) или ΑΒΡΑΞΑΣ (Арбаксас)...
2742 читали · 6 месяцев назад