Статьи
2 прочтения · 1 неделю назад
Как проходил Рамадан в некоторых черкесских аулах
📝Говоря о локальных традициях черкесских аулов Северо-Западного Кавказа, следует охарактеризовать те праздничные мероприятия, которые включили в себя элементы гибридных верований. Одним из таких примеров являются праздничные действия, посвящённые последним трем дням поста месяца Рамадан, когда после заката дети и молодые люди ходят по домам группами и распевают песнопения, за что они получают сладости или деньги. В ауле Урупском данное действие называется «Суратун», происхождения названия никто не помнит...
1 прочтение · 1 неделю назад
День Победы с зикром (зэчыр) на устах
4 года назад при съемках фильма о событиях Великой Отечественной войны в аулах Урупском, Коноковском и Кургоковском одна из местных жительниц Щаризет Мамсирова рассказала, как они с матерью встретили День Победы в 1945 г...
1 прочтение · 1 неделю назад
Садоводство в Шапсугии
По климатическим и почвенным условиям Шапсугский район представляет из себя великолепное место для разведения высших садовых культур. Это обстоятельство учтено и агрономической обследовательской комиссией. Шапсугским Райисполкомом принят ряд мер для увеличения площади садов, в особенности фундука черкесского сорта, который считается очень выгодным. На шапсугском районном земсовещании вынесено постановление, что в эту весну площадь садов (особенно фундука) должна быть увеличена до 45%, а также решено увеличить травосеяние и улучшить местный скот...
2 недели назад
💡В свое время прочитав статью археолога В. Р. Эрлиха был удивлен одним фактом. 📝Так в 2008 году в Англии всплыла древнеримская чаша, по сведениям бывшего руководителя охраны памятников Кубани Лазаря Голубева, ранее украденная из ограбленного кургана в районе Сочи. На чаше (на фото) датируемой l в. н. э., выбито имя её владельца, «Басилеос Псохас», который по данным авторов материала был князем или вождем, а также имеет явно адыго-абхазское происхождение. Читайте больше: t.me/...384
2 прочтения · 1 месяц назад
Одной из приоритетных задач в процессе коренизации был вопрос подготовки национальных кадров для различных сфер государственного и социального управления. Необходимо было провести огромную работу по переводу на национальный язык делопроизводства, учебников, общественно-политической литературы. Первая группа черкесов решением обкома ВКП(б) в 1925 г. была направлена на учебу в ветеринарно-фельдшерские школы, зоотехнические курсы за пределы области. В 1928 г. для решения кадрового вопроса 101 чел. из числа коренного населения области были направлены на учебу в Москву, Ростов-на-Дону, Ленинград, Новочеркасск, Владикавказ, Краснодар.
4 прочтения · 1 месяц назад
Исламизация Северо-Западного Кавказа отразилась в духовной культуре и быте адыгов
Большинство мечетей строилось из дерева и мало отличалось от жилых домов. Минаретов не было, и муэдзин, чтобы возвестить призыв к молитве, залезал на рядом стоящую вышку или даже дерево. Постепенно наряду с этническими появлялись и арабские имена, предписанная шариатом одежда (чадра и платок у женщин), мусульманский похоронный обряд, а также празднование Уразы и Курбан Байрама. Пищевые запреты ислама на употребление свинины и алкоголя были приняты сначала знатью. С этим, похоже, связан упадок княжеской охоты на кабанов в горах...
6 прочтений · 2 месяца назад
"УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" - КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Ввиду того, что наверное не существует специалистов в должной мере разбирающихся одновременно в черкесской и японской истории сложно провести достаточно углубленный анализ данной темы. Но мы попробуем сравнить воинский кодекс японских самураев и адыгских знатных воинов. Для этого мы используем статью А. С. Мирзоева, специалиста в военной истории черкесов - "УОРК ХАБЗЭ" И "БУСИДО" - КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ И ОТЛИЧИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ ВОИНСКИХ СОСЛОВИЙ ЧЕРКЕСИИ И ЯПОНИИ. Жизнь черкесского рыцаря-дворянина...
18 прочтений · 10 месяцев назад
ПЕРВОЕ АВГУСТА – ДЕНЬ РЕПАТРИАНТА
Представители адыгской диаспоры, проживающие в более чем 50 странах мира, представляют собой категорию российских соотечественников, для которых Россия – это земля предков, источник культурного и национального развития. Гуманитарная акция по переселению адыгов из охваченного войной Косово на историческую родину, проведенная в 1998 году при поддержке первых лиц руководства Российской Федерации и Республики Адыгея, продемонстрировала всему миру пример помощи нашим соотечественникам. Ежегодно 1 августа...
19 прочтений · 1 год назад
АДЫГИ ДО И ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ - ч1
Просветительский курс лекций с доктором исторических наук, профессором - Ю. А. Яхутлем. В рамках цикла видео-лекций будет рассмотрен процесс становления государственности советской Адыгеи и участии адыгов в советском строительстве...
65 прочтений · 1 год назад
Советская модернизация и женская эмансипация - последствия Бурные события начала ХХ в. в нашей стране совершенно изменили социальный статус адыгских женщин, дали им мощный импульс, подняв к жизни глубинные силы социального прогресса и привели в движение женский фактор в общественном развитии. Но этот процесс обернулся и потерями. Вот что пишет по этому поводу З. Налоев: «Я высоко ценю идею раскрепощения женщин, но не могу не сказать о том, что мы не были готовы к ней, когда ее стали вводить скоростными методами. Общество должно было созреть к такой революции экономически, социально, политически, культурно – не только мужчины, но и женщины. Перескок через исторические звенья развития осложнил процесс, породил проблемы: дело не только в том, что некоторые женщины, которым не хватало ни врожденной, ни благоприобретенной культуры, эмансипацию поняли как освобождение от этикетных «условностей», как абсолютное равенство с грубым полом. В результате появился женский тип, который я называю фызыхъу – женщина-мужлан. … Утрата женственности, стыдливости, скромности не возвышает женщину до уровня мужчин, а низводит до их уровня». «Надев красную косынку, она стала участвовать в заседаниях сельсоветов и демонстрациях, но часто такие советские активистки пропагандировали совершенно новые стандарты поведения, в которых семья оказывалась вторичной по сравнению с тем, что ожидало от женщины государство», - отмечает Наима Нефляшева. В целом можно сказать, что за годы строительства социализма гендерная сфера отношений в адыгском социуме, социальный статус адыгских женщин претерпели значительные изменения, имевшие как позитивные, так и негативные последствия. Речь идет прежде всего об изменении социальных ролей мужчин и женщин. На уровне ментального сознания гендерные отношения остались прежними, то есть главенствующая роль принадлежит мужчине, однако фактически женщина давно перестала воспринимать себя как социальный субъект имеющий свою определенную роль. Изменение семейных ролей и поведенческих стереотипов в семье привело к явлениям, ранее недопустимым в традиционном кавказском обществе, таким, как гендерное насилие (физическое, моральное, психологическое), Все это отразилось и на воспитании подрастающего поколения. Разрушение традиционных устоев в ходе советской модернизации, с одной стороны, привело к включению женщин в экономическую, политическую, культурную жизнь общества, а с другой – обернулось для них двойной занятостью, ухудшением физического и психического здоровья. ист. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС АДЫГСКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ЭПОХУ СОВЕТСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ - БЕЗРУКОВА А.А.
72 прочтения · 1 год назад
ТАЙНА КАРТИНЫ БЕЛЛА
Перед вами две картины Джеймса Белла – английского путешественника-авантюриста. Первая из них — картина «Черкешенки». На первом плане мы действительно видим изображения девушек в национальной одежде. Но если присмотреться к заднему фону, можно увидеть очертания другой картины Белла, не менее известной, «Черкесские предводители...
75 прочтений · 1 год назад
Мулла - герой. В Киеве вместе с ранеными черкесами-мусульманами прибыл мулла-доброволец Мишеост Набоков. Мулла Набоков до войны жил в г. Екатеринодаре (ныне г. Краснодар) Кубанской области. Набоков поступил добровольцем в ряды действующей армии, на Австрийском фронте. Много интересных эпизодов рассказывают о своём «батьке» черкесы. Набоков, напутствуя раненых солдат-мусульман, как природный воин, не избегал боевых дел. Он первый со своим полком выступил в город Станислав (ныне г. Ивано-Франковск). Во время вступления его с черкесами в одно австрийское селение, кто-то из «мирных» жителей произвёл в Набокова выстрел. Сохраняя полное хладнокровие, Набоков подошёл к стрелявшему и выхватил у него револьвер, после чего, потрепав его за ухо, сказал: «Стыдно стрелять из-за угла. Ступай драться на позицию». Подбадривая своих черкесов, мулла Набоков в Карпатах был контужен шрапнелью. За свои геройские подвиги был награжден орденами. Газета «Кубанские областные ведомости» за 1915 год.
Ролики
Видео