Статьи
536 прочтений · 4 дня назад
Освящение публичного дома. О чём эта картина?
На этой картине художник изобразил полураздетых женщин, которые столпились вокруг священника в просторном зале. Одна из них спряталась в другой комнате и не хочет выходить к остальным. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит. Картину написал известный художник-передвижник Владимир Егорович Маковский, который большую часть своего творчества посвятил жанровой живописи с остро-социальными сюжетами. Не стала исключением и его работа «Освящение публичного дома», которая так и не была завершена, сохранившись лишь в виде эскиза...
487 прочтений · 6 дней назад
Борис Кустодиев «Христосование» , 1916 год На этой картине мы видим накрытый к Пасхе стол. Здесь и куличи, и крашеные яйца, и творожные пасхи, и икра, и жареное мясо. Главные герои здесь — купеческая семейная пара, которая поздравляет друг друга со светлым пасхальным днём. Кустодиев изобразил на картине старинный пасхальный обряд — христосование. Он имеет древнюю историю, ещё со времён апостолов. Суть традиции заключается в приветствии в знак воскресения Иисуса словами «Христос Воскрес!», а в ответ надо говорить: «Во истину воскрес!» Затем трижды целуются в щёку. Именно эту сцену и видим на полотне Кустодиева, который изобразил Пасху во всей красе. Заметим, что работа создана в 1916 году, когда в стране уже была смута, а революция стучалась во все двери. Однако художник решил показать этот праздник светлым, ярким и насыщенным. Даже шаль на купчихе по-весеннему красочная и нарядная. В те годы люди очень ценили пасхальные традиции. Историк Л.Н. Блинова так описывала празднование Пасхи в дореволюционной России: «С утра все шли на службу, после чего весь народ выходил на улицу христосоваться – и цари, и городовые, и служащие, и простой люд. Для христосования заранее готовили яйца. Например, во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи народу на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Яйца были как натуральные – куриные, лебединые, гусиные, голубиные, утиные, так и искусственные – из дерева, кости, чугуна, бисера, стекла, камня, в том числе из драгоценных и полудрагоценных камней, а также драгоценных металлов, в зависимости от статуса того, кому яйцо предназначалось. Их украшала резьба или роспись на евангельские темы, изображения храмов и монастырей». Картины Кустодиева словно погружают нас в сказку, позволяя хоть немного коснуться обычаев и традиций того времени. Они вселяют оптимизм и дают современным вечно занятым людям остановиться и подумать о смысле своей жизни.
443 прочтения · 1 неделю назад
Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе», 1910 год Живописец Сергей Милорадович был сыном сельского дьякона, поэтому с детства его жизнь была тесно связана с религией и церковью. Конечно, большую роль в жизни художника играли церковные праздники, одним из которых была Пасха. На картине «Приготовление к Пасхе» мастер запечатлел сюжет из своего детства, когда он, будучи ещё ребёнком, красил яйца перед этим светлым праздником. На картине изображён мальчик, который тщательно прорисовывает орнамент тонким пёрышком. Перед окном стоят распустившиеся веточки вербы, чувствуется атмосфера спокойствия, светлого праздника, тепла и весны. Прекрасная традиция красить яйца дошла до наших дней, особенно она нравится детям. Немало обычаев, обрядов и поверий у христиан связано с уже окрашенными яйцами. Освященному пасхальному яйцу даже приписывались мистические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, предотвратить болезни скотины и сделать ее шерсть гладкой, вернуть любимого, сберечь от воровства, выгнать из дома нечистую силу. Пасхальную трапезу начинают именно с них, а друзьям и знакомым дарят самые красивые яйца с благой вестью «Христос воскрес!»
589 прочтений · 2 недели назад
Серафима Блонская «Девочки. Вербное воскресенье», 1900 год Картина «Девочки. Вербное воскресенье» — дипломная работа художницы Серафимы Блонской, которая стала самой известной из её картин. Здесь изображены юные воспитанницы Института благородных девиц, которые пришли на Всенощную службу в церковь. В руках девочки держат тоненькие веточки вербы, такие же грациозные, гибкие и стройные, как они сами. Гимназистки одеты в длинные белоснежные фартуки и пелерины. Некоторые из девушек внимательно относятся к службе, а некоторые переговариваются и хихикают. Церковный зал окутан тёплым светом свечей, на фоне которого образы девочек кажутся ещё более чистыми, нежными и трогательными. Дипломная работа выпускницы Блонской была принята в Музей Академии художеств, а потом комиссия Академии Художеств передала картину в дар городу Таганрогу. Однако Таганрогский городской музей в те годы был тесноват, поэтому Серафима Блонская забрала полотно обратно в свою мастерскую. В оккупационный период Блонская участвовала в проводившихся в Таганроге выставках. Представленные на этих выставках работы, в том числе «Вербное воскресенье», были переданы в музейные фонды. После освобождения Таганрога от немецко-фашистской оккупации некоторые упрекали местных служителей искусства в сотрудничестве с немцами. Думается, эти упреки Блонская не заслужила: она всегда несла людям свет, а в страшные годы войны он всем был особенно нужен. В настоящее время полотно «Девочки. Вербное воскресенье» занимает заслуженное почётное место в экспозиции Таганрогского художественного музея.
436 прочтений · 2 недели назад
Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот», 1917 год Более 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев создал красочную весёлую картину, посвященную вербному воскресенью. 8 апреля 1917 года Кустодиев вышел на Красную площадь с мольбертом и написал полотно, на котором запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Иисус въехал в Иерусалим. Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева много действующих лиц и эпизодов. Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари. Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает её. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди ещё более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний, ни церковных праздников. Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей.
711 прочтений · 3 недели назад
Фирс Журавлев «Перед венцом», 1874 год На этой картине мы видим приготовления к свадьбе, вот только главная виновница торжества почему-то совсем не рада предстоящему событию — она сидит на полу и плачет. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит. Картину создал художник Фирс Журавлёв, который в своём творчестве нередко обращался к теме неравных браков и тяжёлой доле женщины. Не стала исключением и его работа под названием «Перед венцом», изображающая несчастную невесту, которую хотят отдать замуж на нелюбимого человека. Художник не показывает зрителям лицо главной героини, но по её позе и жестам становится понятно, что она пребывает в глубоком отчаянии. Однако ни родители, ни другие родственники даже не пытаются ей помочь. Мать и отец вроде бы желают дочери счастья, но в то же время мечтают о выгодной партии, которая могла бы повысить благосостояние семьи, которая, к слову, совсем не бедствует. В те времена брак по расчёту был обыденным явлением, при этом мнение самой невесты почти никогда не спрашивали. Редкая девушка могла себе позволить выйти замуж по любви. Но всё же родители немного сочувствуют дочери, думая про себя: стерпится-слюбится. Мать невесты, скорее всего, в своё время тоже была отдана замуж за того, кто был выгоден её родителям. Она смирилась со своей участью и теперь надеется, что со временем судьбу примет и её дочь. На заднем плане картины можно увидеть жениха, который удивлён происходящим. Войдя в зал, он увидел плачущую невесту, что привело мужчину в полное замешательство. Жениха пытается успокоить сестра или другая молодая родственница в белом платье. А вот женщина в рыжем платке смотрит настороженно. Возможно, она — сваха, которая и свела жениха с невестой, поэтому ей совсем невыгоден срыв церемонии. Впрочем, никакого срыва свадьбы, скорее всего, не будет. Невеста вскоре успокоится, родители погрустят и смирятся. Все вместе будут праздновать и веселиться, а завтра начнётся обычная будничная жизнь. Картина «Перед венцом» произвела фурор среди зрителей и критиков. За неё Фирс Журавлёв получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества поощрения художеств. Автор картины не сразу назвал её «Перед венцом». Среди первоначальных вариантов были: «Благословение невесты», «Брак по приказу», «После венчания». Однако художник решил остановиться на названии «Перед венцом».
604 прочтения · 3 недели назад
Норман Роквелл «Подоходный налог», 1945 год Когда в 1913 году был введен подоходный налог, дата подачи годовой декларации была установлена ​​на февраль следующего года. Однако у людей были проблемы с оформлением вовремя, поэтому дату перенесли на 15 марта. Но многие не успевали и к этому дню, поэтому в 1954 году срок был перенесен ещё на месяц — на 15 апреля. На картине Роквелла мы видим классического американца, который, как и многие, отложил оформление декларации на последний день и теперь делает всё возможное, чтобы успеть. Картина была написала в 1945 году, а значит, герою нужно успеть всё сделать до 15 марта. Именно эту дату, обведённую в кружочек, мы видим на его календаре. По всей видимости, мужчина готов работать всю ночь. Он заварил себе большой чайник кофе, вот только поставить его пришлось на пол. Чашку герой уместил на стуле, прямо поверх папки с документами. В раннем наброске этой иллюстрации Роквелл изобразил женщину, сидящую с левой стороны стола. Вероятно, это была супруга налогоплательщика, которая пришла помочь, но уснула, а её сумочка и чековая книжка соскользнули с колен. В окончательной версии сюжета Роквелл сжалился над ней и отправил спать, оставив нашего героя смело бороться с налоговой службой в одиночку. Картина «Подоходный налог» появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 17 марта 1945 года. Оригинальная картина маслом на холсте размером 56 х 51 см находится в частной коллекции.
597 прочтений · 3 недели назад
Борис Кустодиев «Утро», 1904 год На этой картине мы видим молодую маму, которая купает в тазике своего малыша. За окном светит утреннее солнце, на камине стоят белые цветы, обстановка вокруг тёплая, мягкая и умиротворённая. На полотне Кустодиев изобразил свою супругу — Юлию Евстафьевну Кустодиеву. Женщина купает сына-первенца Кирилла, который был рождён в 1903 году. Сам художник называл сына «Пичужка». На картине он показал малыша очень спокойным и заинтересованным. Мальчик явно увлечён или какой-то игрушкой, плавающей в воде, или просто солнечными зайчиками. Эта ранняя работа Кустодиева создана в лучших традициях реалистического искусства. Однако не всем было по нраву такое творчество Кустодиева. Некоторые воспринимали только его лубочные работы с изобильными чаепитиями, ярмарками и дородными купчихами. Так писал о работах Кустодиева Александр Бенуа: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему». Картина «Утро» была написана в Париже, где Кустодиев жил с семьёй после окончания академии. В настоящее время она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
592 прочтения · 3 недели назад
Норман Роквелл «Декоратор», 1940 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «Декоратор», демонстрирующая нам потенциальный конфликт между мужем и женой. Муж сидит в своём старом удобном кресле, курит трубку и читает газету. Тем временем его жена, «декоратор», придумывает, как украсить комнату. В частности, она хочет поменять обивку на этом кресле. Мужчина очень обеспокоен поведением своей супруги. Его любимое уютное кресло, его убежище, находится под угрозой обновления. При этом ткани, которые рассматривает жена, явно не похожи на оригинальную обивку, которая является весьма брутальной. Женщина, похоже, полна решимости довести дело до конца. Возможно, супругам удастся прийти к компромиссу. Может быть, мужчина просто купит для этого места новое кресло, а своё любимое перенесёт в другую комнату. Картина «Декоратор» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 30 марта 1940 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же нескольких книгах. Оригинальная картина маслом на холсте размером 91,5 х 76 см в настоящее время находится в частной коллекции и недоступна широкому кругу зрителей.
740 прочтений · 3 недели назад
Норман Роквелл «Возвращение домой (Мужчина, переросший одежду)», 1945 год На этой картине Норман Роквелл изобразил молодого офицера, который только что вернулся домой с войны. Мужчина решил переодеться в гражданскую одежду, вот только полностью поместиться в свой старый костюм он не смог. Герой ушёл служить совсем мальчишкой. В 1942 году этот молодой человек ещё учился в средней школе города Арлингтона, штат Вермонт (обратите внимание на вымпел AHS). Вероятно, он закончил школу и сразу же отправился воевать, а костюм, который он сейчас меряет перед зеркалом, был куплен для выпускного вечера. Однако, судя по отражению в зеркале, парня сложившаяся ситуация совсем не огорчает, и даже веселит. Он настолько рад, что вернулся домой живым и невредимым, что такая ерунда, как маленький костюм, не может испортить ему настроение. Примечательно, что наш герой перерос не только одежду, но и свою спальню на чердаке. Скоро он будет биться головой об эти скошенные потолки. На этой картине Роквелл изобразил не вымышленного персонажа, а реально существующего человека — лейтенанта Артура Х. Бектофта, который летал в составе 349-й бомбардировочной эскадрильи. Его имя можно прочесть на армейской сумке, стоящей на полу. Артур Х. Бектофт в октябре 1943 года был сбит над Гамбургом на своём B-17 «War Eagle». Пилот и его команда спрыгнули с парашютом и вскоре были схвачены. Следующие 20 месяцев они провели в немецком лагере для военнопленных. Однако боевые товарищи выжили, и теперь у Бектофта есть повод улыбнуться. Картина «Возвращение домой» появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 15 декабря 1945 года. Оригинальная картина маслом на холсте размером 76 х 100,5 см является частью коллекции Стивена Спилберга. На всеобщее обозрение её представляли на выставке Смитсоновского института «Рассказывая истории: Норман Роквелл».
613 прочтений · 4 недели назад
Норман Роквелл «Новый телевизор», 1949 год Современного обывателя трудно удивить продвинутыми технологиями, однако ещё каких-то 70 лет назад наличие даже самого простого телевизора приносило людям непередаваемое счастье. Как мы видим, герою картины Нормана Роквелла невероятно повезло — теперь у себя дома он сможет смотреть различные фильмы и передачи. Обладатель нового телевизора вызвал мастера, который устанавливает ему на крышу антенну. Судя по счастливой улыбке хозяина дома, всё отлично получилось — изображение яркое, хорошее и без помех. Теперь мастеру осталось закрепить антенну и благополучно спуститься с крыши. На картине хорошо прослеживается одна из любимых тем Роквелла — сопоставление прошлого и будущего. Мы видим, что дом главного героя довольно старый, возможно, он достался ему по наследству от бабушки. Новый телевизор резко контрастирует со старинным фоном обветшалого жилища. На картине изображён район Адамс-стрит в Лос-Анджелесе. Роквелл очень любил Лос-Анджелес, поскольку познакомился в этом городе со своей женой Мэри. Для роли героев художнику позировали его ученики из Художественного института Отиса. Роберт Х. Хортон позировал для роли телевизионного мастера, а студент Джек Фарман был моделью для хозяина дома. Картина «Новый телевизор» появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 5 ноября 1949 года. Оригинальная картина маслом на холсте размером 118 х 109 см в настоящее время является частью коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес. Картину Роквелл подарил своему другу, мистеру Неду Кроуэллу, чья вдова, в свою очередь, передала её музею.
590 прочтений · 1 месяц назад
Норман Роквелл «Купающийся продавец», 1945 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. На этом полотне художник изобразил коммивояжёра, который развозит товар по разным городам. На своём пути герой увидел небольшой водоём и решил искупаться в нём, чтобы освежиться и смыть дорожную пыль. Мужчина, вероятно, находится далеко от дома. Он долго ехал на своей машине по проселочным дорогам, пока вдруг не увидел маленький уютный прудик. Путник останавливает машину у моста и практически без колебаний спускается к воде. Он снимает костюм, галстук-бабочку, рубашку и даже нижнее белье. Одежду вешает на край моста для сохранности. Очки кладёт на газету. Теперь, одетый только в туфли и носки, герой приближается к кромке пруда. Здесь он снимает обувь и заходит в воду. Водоём холодный и глубокий. Всего несколько шагов — и уже можно плыть. Судя по довольной улыбке путешественника, водная авантюра того стоила! Сам художник так писал об этой иллюстрации: «Мне нравится создавать картину, на которой вместо изображения отдельного происшествия или отдельного момента времени прослеживается ход действия в течение определенного периода времени. Здесь видно, как продавец вышел из машины, снял одежду, но не обувь, расстелил на траве газету и положил на неё очки; затем, у кромки воды снял обувь, вошёл в воду и, прежде чем погрузиться в воду, осторожно положил на ботинок зажжённую сигару, чтобы покурить её сразу же, как только выйдет из воды». Картина «Купающийся продавец» появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 11 августа 1945 года. Оригинальная картина маслом на холсте размером находится в частной коллекции.
Видео