Найти в Дзене
Помпеи

Помпеи

Рассказываем подробно о древнеримском городе Помпеи
подборка · 99 материалов
72,5 тыс читали · 2 года назад
Иногда мы смотрим научно-популярные фильмы (про Помпеи стараемся смотреть все подряд) и, бывает, недоумеваем, насколько странно подают в них известную, в целом, информацию о Древнем Риме. Вот, например... Так начали мы одну статью после просмотра очередного фильма про Помпеи. Вернее, сначала мы посидели у экрана минут 10 с чашечкой кофе, чтобы попытаться понять, что это было. А потом написали статейку. Поверьте, не из головы - мы Помпеи очень неплохо знаем, экскурсии по ним водить можем. Поэтому измышления Ракши нас просто шокировали. Общеизвестно, что в Помпеях довольно много эротических фресок, и лишь часть из них украшает стены борделя и терм. А есть и те, что беспалевно нарисовали в жилых комнатах, - безо всякой задней мысли и связи с ее назначением. Но особо нас поразили, конечно, что ж скрывать, фантазии Ракши - для чего хозяину дома окошко. Ой, ладно, насладитесь сами... Загадка маленького окошка в стене между комнатами в древнеримском доме в Помпеях Вопросы и размышления приветствуются.
4154 читали · 2 года назад
Хотим показать вам одну из наших любимых фресок в Помпеях - "Охота" в Доме Цеев - и рассказать о ее реставрации. Дом этот - один из старых в городе, его построили в III веке до нашей эры. И, судя по избирательной надписи на фасаде, он на момент гибели города в 79 году принадлежал городскому магистрату Луцию Цейю Секунду. Заднюю стену в небольшом домашнем садике (виридарии) в глубине дома Цейи украсили мощной - на всю поверхность - фреской. Она изображает бегущих от собак диких животных, поэтому получила современное обиходное название "Охота". Дом откопали в 1913-14 годах, а пару лет назад фреска претерпела современную реставрацию. Так что она еще долго будет радовать глаз посетителей Помпей. Хотя реставрация была очень сложной. Необратимые повреждения красочного слоя вызывают высолы - твердые отложения белой минеральной соли, которые выступают на поверхности фрески. Чем ниже рисунок, тем более уязвим он для влажности. Чтобы удалить высолы и обычные отложения поверх фрески, пришлось применить и механическую чистку, и химическую, и даже лазерную. Чтобы уменьшить влажность в садике и защитить фреску от атмосферных явлений, это помещение в доме накрыли крышей еще в прошлом веке. А теперь пришлось загерметизировать щели между современной кровлей и верхней границей древних стен. Сама фреска сильно расслоилась, причем по всей высоте, что потребовало тщательной консолидации красочного слоя. При этом реставраторам удалось восстановить значительную часть росписи у самой земли.
11,3 тыс читали · 3 года назад
Недавно напоминая о публикации про терракотовую статуэтку из Мирмекия, мы рассуждали об истории конкретных экспонатов в музеях. И - как противоположность обычной массовой находке - обещали напомнить о статуе с как раз довольно сложной "жизнью" и "жизнью после смерти". Эта статуя была изготовлена на заказ почти 2000 лет назад, погибла вместе с Помпеями в 79 году, а в XIX веке была откопана и отправлена в королевский музей. Мы ее видели неоднократно в музее в Неаполе, а несколько лет назад статую привозили на выставку в Государственный   Эрмитаж. И это событие подтолкнуло нас написать о ней статью. Вот она: Конкордия Августа жрицы Евмахии: статуя очень странного древнеримского культа Кстати, назначение здания в Помпеях, в котором статуя была найдена, до сих пор вызывает у специалистов вопросы. Интересного вам чтения!
2113 читали · 3 года назад
Взятие Трои в Доме Менандра и судьба Аякса Оилида: экскурсия по отдельно взятой комнате в древнеримском доме
Три дня назад мы рассказали о фреске из одного богатого дома в Помпеях. Упомянув кратко о том, какую комнату она украшала, мы остановились на сюжете, который мастер (и, скорее всего, заказчик) выбрал для картины в центре одной из стен. Момент этот относился к окончанию Троянской войны и изображал пленение дочери царя Приама Кассандры. Давайте вначале посмотрим на саму комнату. Она располагается в атрии – центральном и самом большом помещении в древнеримском доме. Поскольку она предназначалась для...
99,7 тыс читали · 3 года назад
Опубликовав пост о помпейской фреске с сюжетом из Троянской войны, мы получили вопрос о персонажах картины. Затем мы рассмотрели фреску повнимательнее и сели писать пост... Через 10 минут минут пост превысил размеры формата. И мы поняли, что надо написать статью, а также добавить фотографий, чтобы было понятно, что это вообще за комната с фреской. В общем, поста о фреске сегодня не будет, зато завтра вас, дорогие читатели, ждет статья с подробностями и картинками. На фотографии - та самая комната с картинами на сюжеты Троянского цикла. А в пятницу напомним о старой публикации про статую из Помпей. Вот такая выходит у нас помпейская неделя. Надеемся, любители иных исторических периодов и археологических культур в обиде на нас не будут.
193,9 тыс читали · 3 года назад
В 79 году на окраине древнеримских Помпей жил некий Квинт Поппей, чья семья кичилась родством с почившей в 65 году Поппеей Сабиной - супругой императора Нерона (умершего в 68 году). Дом Поппея занимал почти весь квартал, потому что его предки сотню лет скупали соседние дома и расширяли владение за их счет. Под стать богатству семьи была и отделка этой городской виллы: прекрасные мозаичные полы, изящные росписи стен и изысканные предметы быта... Рассказывать о роскошном интерьере Дома Менандра (так его назвали в честь фрески с изображением древнегреческого поэта) можно долго. Мы же предлагаем полюбоваться лишь на одну фреску. Мастера тщательно выписали в центре трех стен комнаты, которую археологи считают приёмной для посетителей дома, картины на темы самого известного эпоса Древней Греции. Кассандра, по словам Гомера, "прекраснейшая дочь" царя Трои Приама, после эпизода с Троянским конем бросилась в храм Афины просить у богини защиты, обняв ее статую. Увы, это ее не спасло. В собрании Неапольского археологического музея, который находится в нескольких десятках километров от Помпей, есть краснофигурная гидрия, украшенная росписью с этим же сюжетом. Она была создана в V в. до н.э. живописцем, имени которого не сохранилось. Он получил условное название по имени мастера-гончара, чьи сосуды он расписывал, - Вазописец Клеофрада. В его интерпретации Кассандра в момент пленения сидит на алтаре. Кстати, несмотря на то, что мы считаем Кассандру пророчицей, Гомер этого не упоминал.