Картинное: кто изображен

Картинное: кто изображен

О героях и моделях
подборка · 56 материалов
177,3K подписчиков
Всех изумляла царевна - умна так, что дивились и мужчины, безмерно амбициозна, с характером жестким и решительным. Софья имела многие таланты - обладала даром красноречия, излагала свои мысли четко и грамотно...но о многом - из того, что думала - помалкивала, хитро плетя свои интриги.

Лишь в одном отказывали ей современники, отдававшие дань ее острому разуму, - в красоте. Отмечали, что в талии Софья "коротка, широка и груба", а голова-де и вовсе "размером с горшок". Оттого-то, возможно, и художники не были к царевне милосердны. В 1879 году Илья Ефимович Репин написал свою "Софью" - подвергшаяся опале, заточенная в Новодевичьем монастыре, бывшая регентша стоит, нахмурив брови, и в глазах ее плещется безумие.

Одной из моделей (считается, что их было по меньшей мере три) стала Валентина Семеновна Серова, особа весьма деятельная и энергичная, но тоже не слывшая красавицей. Говорят, к тому же, что Репин ее не слишком любил: мать знаменитого художника Серова считалась женщиной безответственной. Она, не лишенная музыкального таланта, построить карьеру не смогла, бросив консерваторию ради замужества. А после, овдовев, долгое время пыталась "искать себя" - жила Мюнхене, Париже, Москве, и, наконец, переехала в деревню Сябринцы Новгородской губернии, где посвятила себя музыкальному просвещению крестьян. А вот детям своим - и законному старшему, и двум незаконным младшим - внимания не уделяла, чего Репин одобрить не мог. Может быть и эта "несемейственность" повлияла на выбор? Кто знает.
2 года назад • 20,9K просмотров
177,3K подписчиков
Когда-то давно на далеком острове Гаити кипели нешуточные страсти: да такие, что перед ними бледнеет история многих европейских государств. Вот, посмотрите на этих молодых людей...Они - плод любви весьма необычной пары, пережившей немало драм: и если бы жизнь была к ним более милосердна, то на портрете их было бы четверо.

Их отец, Анри Кристоф, родился в 1767 году, и принадлежал он к многочисленной категории темнокожих рабов. Кем он только не трудился - каменщиком, матросом, официантом...Деловая хватка позволила ему собрать достаточно средств, чтобы выкупить свою свободу: тогда-то он уже дорос до управляющего гостиницей. И - еще один шаг к благополучию - женился на дочери ее владельца.

Ему было 24 года, когда на Гаити разразилась революция. Выступив против французских колониалистов, Анри Кристоф не прогадал: через полтора десятка лет, после восстановления хрупкой стабильности, он был назначен президентом, а позже - коронован.

Известно, что лидер гаитянского движения считался очень семейным человеком, любил жену и детей. И однажды допустил страшную ошибку: сочтя, что старший сын уже достиг подходящего возраста, он направил его во Францию для получения образования в военной школе. Анри Кристоф не ожидал, что французы, мстя за его победы над ними на Гаити, возьмут мальчика в качестве заложника. Франсуа, которому было только 11 лет, поместили в сиротский приют, где он и умер.

А на портрете - выросшие дети короля, которых он, получив горький урок, в чужую страну уже не отсылал.
2 года назад • 21,3K просмотров
177,3K подписчиков
С именем девочки в темных митенках связана, пожалуй, одна из самых трагических историй в британском искусстве. Джон Эверетт Милле решился использовать ее образ, когда малышки не было в живых почти 90 лет.

Пенелопа родилась в семье сэра Брука Бутби, известного поэта и переводчика. Он входил в интеллектуальный круг, слыл покровителем изящных искусств...Словом, считался хотя и экстравагантным, но, в общем, приятным человеком. В 1784 году, 40 лет от роду, он женился на Сюзанне Бристоу, а через год супруга обрадовала его дочерью.

Брук Бутби обожал свою малышку. Когда ей было 3 года он обратился к художнику Джошуа Рейнолдсу, заказав ее портрет: лукавое дитя в большом чепчике. Однако насладиться семейным счастьем сэру Бутби было не суждено: в 5 лет Пенелопы не стало. Потеря дочери не сблизила ее родителей: Сюзанна ушла от мужа, оставив его наедине с горем, от которого он так и не оправился. Брук приобрел дочери скульптурное надгробие, а себе - картину, на которой его дитя возносится на небо в объятиях ангела смерти.

Эта история долгие годы жила в памяти англичан: и в 1879 году гравер Уильям Томас заказал художнику Милле портрет своей племянницы в образе Пенелопы. Странная фантазия! Однако современники восприняли ее с восторгом: с картины создавались тысячи репродукций и гравюр, занявших место в домах сентиментальных викторианцев.

*Спелая вишня. Дж. Э. Милле, 1879; Портрет Пенелопы Бутби. Дж. Рейнолдс, 1788; Апофеоз Пенелопы Бутби. И. Г. Фюсли,1792.
2 года назад • 22,5K просмотров
177,3K подписчиков
На мир с фотографии лениво взирает лощеный красавец, единственный законный сын императора Франции Наполеона III. А на картине кисти Поля Жамэна - печальный финал этого сиятельного наследника, пожалуй, странный для столь высокородного лица.

Затеянная в 1870 году Наполеоном III война с Пруссией окончилась страшным провалом: армия терпела одно поражение за другим, а генеральное сражение окончилось тем, что сам император сдался в плен. Последовавшие затем революционные события во Франции окончательно упразднили монархию. Так принц Эжен Наполеон, которому исполнилось только 14 лет, остался без трона. Вместе с матерью он поселился в Англии, где окончил военный колледж и намерен был строить военную карьеру. Оттого счел удачей войну в Южной Африке, где интересы Британии пересеклись с интересами зулусских племен. Вопрос победы, в общем-то, вопросом не являлся: что могли противопоставить зулусы, имеющие традиционный уклад, профессиональным и хорошо вооруженным солдатам?

Наполеона Эжена командование старалось держать подальше от театра военных действий, охраняя жизнь высокопоставленной особы. И все же однажды он был отправлен в разведку на территории, считавшейся достаточно безопасной. Во время беспечного привала на его отряд вышли воины-зулусы...Вскочить в седло, в отличие от сопровождавших его солдат, принц не успел. Зулусское копье прервало жизнь двадцатитрехлетнего потомка Бонапартов.
2 года назад • 22,7K просмотров
177,3K подписчиков
Небольшой семейный ресторанчик в канадской провинции Онтарио в 1960-х годах был известен не только хорошей кухней, но и тем, что его владельцы - Ирен Дема и ее муж Тони - работали по бартеру, предоставляя еду в обмен на услуги. Так, местная цветочница каждый день приносила свежий букет, получая за это обед, а пекарь менял хлеб и булочки на суп и жаркое. С приехавшим из Англии художником Джоном Кинниром тоже была заключена сделка: в обмен на сэндвичи он приносил картины. Причем не только те, которые были нарисованы им самим - принимались любые.

Однажды мистер Киннир появился на пороге ресторанчика с необычной картиной. Цвета были очень яркими, а фигуры - словно выписаны ребенком. К работе прилагалась и история: Киннир рассказал о бедной художнице по имени Мод Льюис, которая не получила профессионального образования, но очень любила рисовать. Сам Киннир отправил ей материалы для работы, а взамен получил несколько картин, одну из них - с черной машиной на фоне пейзажа - он и отдал семье Дема.

Мод Льюис ушла в 1970 году, и, как этой порой случается, после смерти она стала более знаменита, чем при жизни. Ее слава возросла, а картины стали продаваться за десятки тысяч долларов. Так, "Три черных кота", купленные когда-то у нее за 10 долларов, были проданы в 2018 году уже за 17 тысяч, а Дема, вдохновленные примером, теперь рассчитывают выручить за свою картину не менее 35.

*Источник истории и фото: The Guardian.
2 года назад • 16K просмотров