Найти тему
Оружейная палата

Оружейная палата

Диковинки и артефакты Оружейной палаты Московского Кремля
подборка · 32 материала
Сегодня - 10 марта исполнилось 218 лет со дня основания музея Оружейная палата. В этот день 1806 года император Александр I подписал указ об открытии музея. На снимке - фрагмент оклада на Евангелие конца XVII века, украшенного изумрудными камеями. Заказала оклад Н.К.Нарышкина, матушка Петра I. Центральный изумруд весит 240 карат. Он НЕ подлинный. Куда делся подлинник не известно. Сведения об утрате разнятся.  По одной версии, камень восстановили во второй половине XIX века по рисункам Фёдора Григоревича Солнцева. По другой - оклад пострадал в 1918 году и его восстановили в 1964 году. Возможно, обе версии верны и оклад могли дважды реставрировать.
Пасхальные подарки фирмы Фаберже в Оружейной палате
Ровно 177 лет назад, 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге, в семье известного ювелира Густава Фаберже родился сын Карл. Через несколько десятков лет Карл Густавович Фаберже "написал" яркую и неповторимую страницу в истории русского ювелирного искусства. В этой небольшой заметке в день рождения великого ювелира показываю десять императорских пасхальных подарков из коллекции Оружейной палаты. Целых десять или всего десять? Наверное, всё-же всего. .. Потому что первоначально их в музее было 35......
Тарель с изображением пяти чувств
Одна из витрин Оружейной палаты посвящена русским эмалям. Расцвет эмальерного дела пришёлся на XVII век. Мастера достигли совершенства в эмальерном деле.  Интересный артефакт в одной из витрин представляет пять человеческих чувств.  В центре ОСЯЗАНИЕ показано в виде объятия - дама и кавалер тесно прильнули друг к другу.  Вверху ОБОНЯНИЕ. Молодой человек держит в руках экзотический фрукт, который, видимо, источает сильный аромат.  Внизу молодой человек держит перед девушкой зеркало. Надпись гласит - ВИДЕНИЕ...
Рождественский дар цесаревича
Прежде, чем показать рождественский подарок цесаревичу Александру Николаевичу, вспомним об его сыне, Александре Александровиче, будущем императоре Российской империи Александре III. Великому князю Александру Николаевичу в 1852 году было всего 7 лет. И как все дети в его возрасте, он мечтал об игрушках. Но совсем не о мальчишеских - конях, повозках, саблях и солдатиках... Маленькому Александру хотелось быть... поваром. Ну, или, на худой конец, трубочистом! Откуда мы это знаем? Из письма Марии Александровны своим родственникам...
165 читали · 2 года назад
ВАЗА ВОРОНЦОВА В коллекции Оружейной палаты в пятом зале посольских даров в центре витрины 42, посвящённой французскому ювелирному искусству стоит огромная серебряная позолоченная ваза. Принадлежала огромная ваза Михаилу Семёновичу Воронцову. - Постойте, - скажет внимательный читатель, - как воронцовская ваза попала в зал посольских даров? При чёт тут Франция? Всё дело в мастере и месте изготовления артефакта. Сделал предмет придворный ювелир Наполеона Мартин-Гильом Бьенне в Париже в 1819 году. Граф Воронцов получил её в дар от покидающих Париж русских военных. По Парижскому миру 1815 года, Франция подвергалась временной оккупации на пять лет войсками союзников. Графа Воронцова назначили командиром русского оккупационного корпуса в Париже. Михаил Семёнович постоянно следил за поддержанием дисциплины во вверенных ему войсках и не допускал ни малейшего произвола со стороны русских казаков и кавалеристов в отношении простых обывателей. Перед тем, как войска вывели из Франции в 1818 году, главнокомандующий собрал сведения о долгах русских офицеров вверенного ему корпуса. Долгов накопилось немало - в ресторанах, игорных и публичных домах казачки немало повеселились и не всегда сполна расплачивались. Для поддержания чести русского мундира, Воронцов оплатил все долги своих подчинённых из собственного кармана. Сумма, выплаченная парижанам из личных средств графа оказалась фантастической - полтора миллиона рублей ассигнациями. Должники отблагодарили своего генерала. Скинулись, кто сколько мог и заказали Мартину-Гильому Бьенне огромную вазу из чистого серебра, покрытого золотом. Вес вазы не скажу. А высоту знаю - 72 сантиметра. Чтобы лучше себе представить рост артефакта, я дома измерила высоту двух столов от крышки до пола. Один оказался высотой с вазу - ровно 72 сантиметра, другой, старинный, чуть выше - 75 сантиметров. Претендую на законный лайк за труды по написанию поста, обмера столов и контрабандную собственноручную фотографию (снимки в Оружейной палате запрещены). Отсылаю интересующихся читателей к разделу канала "Оружейная палата". Туда складываю посты, статьи и видео об артефактах царской сокровищницы.
321 читали · 2 года назад
ТРЯСУЛЬКА ИЛИ ЦИГЕРНАТЕЛЬ Чтобы долго не объяснять, что означает иностранное (немецкое) слово "цигернатель", отошлю читателей к иллюстрации. На картинке изображён цигернатель - то есть дрожащая булавка. В России им дали точное название "трясулька". Слово просто и точно отражает суть этого женского аксессуара. Ими дамы украшали свои причёски, они трепетали, тряслись при движении. Понятно, что в древней Руси таких украшений быть не могло. Потому что замужним женщинам не позволялось показываться на публике без головного убора. А уже в XVIII столетии цигернатели прочно обосновались на комодах и туалетных столиках модниц. Более того, русские ювелиры подхватили идею и стали предлагать красавицам трясульки самых разных видов. Так почему же всё-таки трясулька или дрожащая булавка? С булавкой всё понятно. Аксессуар выполнен в виде длинной иглы с навершием. Но приглядитесь к той части булавки, что отделяет собственно иглу от навершия. Заметили пружинку? Вот в ней всё и дело! Вставленная в волосы длинная булавка прочно закрепляла букли. Снаружи оставалось навершие с пружинкой. При малейшем движении "головка" булавки тряслась за счёт пружинки. А представьте себе, если навершие - драгоценный камень или бриллиант! Многократно отражённый в гранях камня свет искрился и мерцал. Головка дамы, украшенная множеством трясулек излучала необыкновенное сияние! Представленная на снимке трясулька имеет навершие в виде кисти руки. Манжет руки сделан из золота. Ажурный узор дополнен бриллиантами. Мизинец кисти тоже украшен миниатюрными бриллиантами. Обратите внимание на жест кисти. Указательный и большой палец сложены вместе, словно они держат какой-то предмет. Они действительно удерживают крошечный перстень. К сожалению, камень на перстеньке не сохранился. Возможно, это был изумруд. Чтобы кисть руки выглядела, как рука африканца, её покрыли эмалью чёрного цвета. Вот такая диковинка хранится в музеях Московского Кремля. Фотографию трясульки я позаимствовала на странице Кремля в vk. Уважаемые читатели! Вам когда-нибудь попадался подобный музейный экспонат? Вы знали о таком женском украшении, как трясулька или цигернатель? Признаюсь честно - не знала и никогда раньше не видела. Вот такие сюрпризы открывают нам музейные экспозиции. Лайк? .