Картинное: что изображено

Картинное: что изображено

О сюжете
подборка · 86 материалов
179,8K подписчиков
На картине художницы Эмили Мэри Осборн изображена грустная и застенчивая молодая женщина в траурных одеждах в сопровождении маленького мальчика - возможно, ее сына или брата. Дама пытается продать картину неприветливому мужчине за прилавком, на лице которого застыло крайне презрительное выражение. За происходящим наблюдают и другие люди, находящиеся в лавке, - двое мужчин, изучающих гравюру танцовщицы, и помощник продавца, вещающий картину на стену.

Женщина явно нервничает: ее пальцы в растерянности перебирают струну, которую она держит в руках. Всем понятно - от того, какую сумму лавочник предложит за картину зависит дальнейшая судьба молодой женщины, ведь она принесла продавать последнее, что у нее было.

Когда картина была впервые показана в Королевской академии в 1857 году, она сопровождалась цитатой из Библии: «Имущество богатого – крепкий город его, нищета бедных – их погибель» – Притча 10:15.

Бедственное положение женщин было одной из любимых тем викторианских живописцев, но почти отчаявшуюся женщину-художницу до Осборн ещё никто не изображал. Считается, что художница могла вдохновиться романом Мэри Брантон "Самоконтроль". По сюжету книги героиня так же пыталась продать свои картины, чтобы помочь своей семье, но ей это так и не удалось.
2 года назад • 18K просмотров
179,8K подписчиков
Название картины П.Ф. Яковлева "В тихой обители" едва ли отражает развернувшуюся на ней драматическую сцену: прямо посреди монастыря на полу две женщины схлестнулись в ожесточенной схватке. Монахиня повалила свою противницу на пол и с остервенением избивает ее её же зонтиком. Поверженная тоже не отстаёт: одной рукой она пытается вцепиться женщине в лицо, а второй - оттолкнуть.

За дракой с интересом наблюдают шесть оказавшихся поблизости человек: настоятель монастыря, сидящий в своем кабинете, монах, два священника и два мальчика-послушника. Все они замерли в явном замешательстве и не пытаются разнять обезумевших дам.

Не секрет, что в конце 19 века некоторые монастыри прибегали к помощи женщин с низкой социальной ответственностью. Судя по упавшей кокетливой шляпке, зонтику и цвету платья одной из драчуний, перед нами как раз одна из них. Можно предположить, что именно поэтому на нее и накинулась монахиня, приревновав даму полусвета к одному из священников - скорее всего, к тому, кто в белом одеянии самодовольно выглядывает из-за приоткрывшейся двери. Потолок над головами присутствующих покрыт трещинами, что символизирует расшатанные моральные устои церкви.

*П.Ф. Яковлев "В тихой обители", 1896 год.
2 года назад • 19,4K просмотров
179,8K подписчиков
Помните ли Вы, как выглядел мир 20 лет назад? Предлагаю посмотреть, каким его видели люди в самом начале 20го века. В 1900 году компания Hildebrands, производящая шоколад и какао, выпустила открытки, изображающие, как мог бы, в представлении их создателей, выглядеть мир в 2000м году: приспособления для хождения по воде, индивидуальные летательные аппараты и дирижабли, прогулочные подводные катера и многое другое. Забавно, что люди, создавшие эти открытки, даже не допустили мысли об изменении стиля одежды...

В начале 20го века такие "предсказания" были очень популярны. Например, вот какие прогнозы на будущее "через сто лет" были опубликованы от лица 14-летнего подростка в газете Milwaukee Excelsior в 1901 году:

"Через сто лет современные изобретения достигнут наивысшей точки своего развития, так, что им позавидовал бы даже Эдисон. В 2001 году повсюду будут небоскребы, торчащие высоко над облаками, высотой более 200 этажей. На улицах не останется места для автомобилей, поэтому дороги будут пролегать высоко в воздухе, а к небоскребам будут прикреплены специальные посадочные площадки, где люди будут ждать свои машины. Все небо будет усыпано дирижаблями и частными летательными машинами".
2 года назад • 13,4K просмотров
179,8K подписчиков
Странное существо сидит на груди, придавив словно тяжелый камень. Темные тени смутно видятся в ночной мгле. Ужас сковывает сердце, не дает дышать...Такова картина, которую в прежние времена сочли бы пугающей. А в нынешние...Что ж, в нынешние мы уже не столь боязливы, не правда ли? И после фильмов ужасов, когда от тихого скрипа двери замирает душа, представленные на полотне образы уже не навевают страх. Ну, лошадь. Ну, чудик, отдаленно похожий на енота. Так что же теперь?

Ладно, так, конечно, анализировать картину нельзя. А нужно сказать, что она была создана Генрихом Фюсли примерно в 1790 году. Считается, что сюжет ее был навеян снами художника, и теми описаниями сновидений, что давали его современники. Кошмары эти, судя по всему, имели некоторый фольклорный уклон: инкубы и суккубы (демоны в мужском и женском обличиях), ведьмы и лошади с горящими глазами - вот что виделось немцам. Впрочем, полагали, что настигают подобные сновидения лишь тех, кто спит в одиночестве.

Картина Фюсли "Ночной кошмар" стала продолжением серии на подобную тему. И, надо признать, нашла живой отклик у современников: ее готическая мрачность притягивала немецких романтиков, а эротический подтекст скандализировал общество. Словом, художник невероятно прославился!

Спустя полтора столетия работы Фюсли стали предметом изучения виднейших психоаналитиков, включая Карла Юнга. Но сегодня, кажется, слава их прошла: слишком изменилось восприятие кошмаров за это время.
2 года назад • 23K просмотров
179,8K подписчиков
В центре светлой горницы смущенно склонив голову стоит полностью обнаженная девушка. Перед ней на лавке расположились придирчиво оценивающие ее женщины - свахи, родственницы предполагаемого жениха. Все присутствующие увлеченно обсуждают особенности фигуры будущей невесты: достаточно ли широки бедра? Хороша ли кожа? Из-за угла с любопытством выглядывает ещё одна девушка - вероятно, помощница по дому или младшая родственница невесты.

Это полотно под названием "Смотрины невесты" стало одним из самых скандальных в творчестве Г.Г. Мясоедова и немудрено - обнаженных женщин на картинах, посвященных крестьянской жизни, зрителям и критикам до этого видеть вряд ли приходилось. Да и тема живописцем намеренно была выбрана весьма острая.

Свадебный обычай "осмотра" девушки на Руси действительно существовал. Нарядно одетую красавицу выводили к родственникам жениха, а свахи осматривали ее на предмет возможных несовершенств, нахваливали или же критиковали. Известно, что родные невесты, желая скрыть, например, ее излишнюю худобу, обряжали девицу сразу в несколько слоев одежды. Заметив подобный обман, свахи могли попросить невесту раздеться, дабы удостовериться в ее честности, однако, прямых свидетельств существования такой традиции нет. Возможно, изобразив невесту в таком виде, художник желал привлечь внимание к унизительному обычаю, когда девушку оценивали словно товар на прилавке.

*Г.Г. Мясоедов "Смотрины невесты", после 1860г.
2 года назад • 23,3K просмотров
179,8K подписчиков
В непогожий грозовой день агрессивно настроенные жители небольшого местечка столпились на окраине поля. Они окружили перепуганную девушку в изорванной рубашке, под которой виднеется нательный крестик. Несчастная в ужасе прижимается спиной к кособокому забору, она тяжело дышит, а волосы ее совсем растрепались: похоже разневанный люд гнал девицу по всей деревне, пока не загнал в угол.

Непохоже, что кто-то готов прийти к ней на помощь: мать крестьянки со стыдом отвернулась от нее, закрыв лицо руками, а отец поднял руку в знак отречения от дочери. Чем же провинилась бедная девушка?

На картине "Жертва фанатизма" художник Николай Пимоненко изобразил реальный случай, произошедший в небольшой деревушке на Волыни: члены иудейской общины напали на девушку-еврейку, которая, полюбив парня из соседнего села, отреклась от своей религии и приняла христианство.

Прочитав об этом происшествии в газете, живописец отправился в то самое местечко. Однако приняли его там недружелюбно и чуть ли не избили собственным же мольбертом. Лишь кое-как договорившись с местным губернатором (за написание картины для его личной коллекции), художник смог разузнать детали и написать эту полотно.
2 года назад • 20,6K просмотров