Агата, занятия при алалии. Работа над фразой из трёх слов.
Программа фразы. Мозг и работа коры.
Материалы по программированию речи. Работа речевых зон коры головного мозга. Организация межполушарных связей.
подборка · 31 материал
Бери и занимайся. Блок заданий для уверенной серединки 3-го уровня развития речи. 1-е фото - учим ребёнка удерживать в памяти длинные предложения при помощи внешней опоры в виде карточек. Обязательно задаём вопросы к каждому слову и просим ребёнка тоже задать нам вопрос хотя бы к одному из слов. Например: "Спроси маму, кто сидит на пальме?". Таким образом мы косвенно даём образец вопроса, ребёнку нужно только добавить обращение: "Мама, кто сидит на пальме?" 2-е фото -также учим задавать ребёнка вопросы, давая ему косвенные подсказки: "Спроси маму, это кто?" И так далее, по каждому из вопросов. Для немного читающих детей карточки с вопросами служат важной внешней опорой. 3-е фото - учим отгадывать загадки. Объясняя неизвестные ребёнку слова, расширяем словарный запас.
Способ ввести однородные члены предложения в речь ребёнка с алалией. Практически с любой детской книжкой можно провести работу над структурой предложения. Специально взяла разные по сложности сказки. От "Теремка" до сказок А. С. Пушкина. Подготовка минимальная. Нужно выбрать любые фишки (у меня квадратики), две-три буквы И, подготовить карточки с глаголами. Можно приступать. 1-е фото - самый простой уровень предполагает известных героев и хорошо знакомые глаголы. Открыли страницу сказки "Теремок". Попросили ребёнка найти, кто стоит. Он нашёл, например, мышку. Мы радостно подтвердили, что мышка стоит. Значит кладём на неё фишку, ведь указательный жест мимолётный, нужно оставить зрительную опору. Ещё обозначили фишками лису и зайчика, потому что они тоже стоят. Дальше кладём карточку с глаголом и говорим: "Мышка и лиса, и зайчик стоят." Договариваемся и на других страницах найти героев, которые делают одно и то же. Только предложения уже будет составлять сам ребёнок. Вы ему выдаёте фишки и буквы И, глаголы могут быть самые неожиданные, поэтому будьте готовы быстро написать их. Глагол в единственном числе можно не писать на карточке. 2-е фото - сказка "Гадкий утёнок". Работа проводится аналогично. Нашли поросёнка, который сердится. Ещё сердятся курица и лошадь. Поросёнок и курица, и лошадь сердятся. Количество однородных подлежащих может быть любое. Союз "И" можно использовать однократно. 3-е фото - перейдем к сказкам А. С. Пушкина. Обозначили Солнце и Королевича фишками, составили предложение: Солнце и Королевич разговаривают. 4-фото - здесь по иллюстрации можно отработать интересный глагол "кланяться". Нашли группу людей, которые кланяются, составили о них предложение: Девушка, мужик, и девушка кланяются. Для детей с высоким уровнем развития речи возможен вариант: Кланяются две девушки и мужик. Подобный приём работы я использую и при работе с однородными сказуемыми. Учу подбирать разные глаголы к одному из героев книги. Хороший способ расширить глагольный словарь.