Статьи
19 прочтений · 1 день назад
В День Великой Победы вспомним о крупнейшей победе надводных сил Краснознаменного Балтийского флота в ходе Великой Отечественной войны. Летом 1944 года у острова Нерва советские торпедные катера успешно атаковали вражеский миноносец Т-31. Торпеды разорвали 100-метровый эсминец на две части. «Русские так быстро маневрировали, что не успевали поворачивать орудия», — писали в отчетах немцы. А для наших моряков это был триумф! Собственный документальный фильм Центра подводных исследований РГО «Корабли Победы. Победы кораблей» посвящен тому легендарному бою.
29 прочтений · 3 недели назад
Фаянсовая дипломатия #историязатонувшихкораблей К северо-востоку от острова Гогланд в промежутке между 1860 и 1880 годами произошла катастрофа. 19-метровый корпус кеча лежит на глубине 60 метров. Причины крушения сейчас сложно установить. Но есть версия, что во время шторма судно бросило якорь, брашпиль выбило и образовалась трещина в правой скуле. Неизвестно и сколько человек погибло. Команда ЦПИ РГО подняла на поверхность более тысячи предметов. Чайники и чашки, блюдца и сахарницы XIX века чудом уцелели при крушении английского кеча. Предметы фабричные и расписанные вручную, разные по стилю, но функциональные и лаконичные. На посуде есть клейма двух небольших английских фирм Davenport и Isaac Wilson & Co.
33 прочтения · 1 месяц назад
В Петербурге прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы промышленной и морской медицины», посвященной 80-летию со дня рождения профессора Виталия Васильевича Довгуши. В рамках секционных заседаний выступили специалисты ЦПИ РГО. Руководитель подводно-технических работ Центра Михаил Краморенко представил доклад «Отечественная водолазная техника и технологии. Стандарты безопасности производственной эксплуатации водолазных дыхательных аппаратов с замкнутой схемой дыхания». Исследование функционального состояния организма водолазов проводилось в период экспериментальных спусков на аппаратах. Выявили ряд преимуществ: использование КАГС снижает эффект азотного наркоза (опьянения), дыхание теплым влажным газом повышает комфорт нахождения водолаза в холодной воде. Кроме того, оптимальное и постоянное парциальное давление кислорода, которое поддерживается автоматически, позволяет увеличить бездекомпрессионное время и уменьшить время декомпрессии. Врач водолазной медицины ЦПИ РГО Андрей Ярков выступил с докладом на тему «Газы и газовые смеси для водолазов». Он представил требования к газам, которые используются для дыхания при погружениях и отметил, насколько важно обращать внимание на концентрацию опасных веществ в составе газов и газовых смесей. Превышении норм может привести к интоксикации и вызвать отравление. Подробный материал по озвученным вопросам будет опубликован в ближайших номерах первого в России междисциплинарного научного журнала о подводных исследованиях «Гидрокосмос», издаваемого ЦПИ РГО.
46 прочтений · 1 месяц назад
Экспедиции она «Винник» Команда ЦПИ РГО обнаружила 15 новых судов, а также навестила уже ранее знакомые объекты. Один из них заслуживает особого внимания. Это трехмачтовый гальот под рабочим названием «Винник» — его палуба обильно заставлена клетями с закупоренными бутылками вина. Судно следовало с огромным количеством товара на борту. Среди торгового груза выделяются многочисленные футляры с пенсне. Но интерес вызывают и артефакты корабельного быта. Водолазы ЦПИ РГО дважды погружались на объект и заметили следы разрушения судна. Это объясняется тем, что оно ушло под воду на границе действующего фарватера. Затонул «Винник» около Березовых островов, вероятно, более двухсот лет назад и теперь стоит практически на ровном киле на глубине 30 метров. Наша команда ранее обнаружила еще несколько судов, схожих по конструкции с «Винником», но их внутреннее убранство оказалось гораздо скромнее. Тем не менее, все они полностью повторяют чертежи германского трехмачтового гальота «Фридрих-Вильгельм II», построенного в 1789 году. И эти находки в будущем наверняка прольют свет на то, как проходил торговый и культурный обмен между Россией и европейскими странами.
49 прочтений · 1 месяц назад
А у нас для вас отличные новости! С сентября вступит в действие ГОСТ Р 71313-2024 «Снаряжение водолазное. Водолазные компьютеры. Общие технические требования», разработкой которого занималась команда ЦПИ РГО. Документ утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). При проведении глубоководных работ водолазные компьютеры широко используются во всем мире. Однако применение современных технологий в России было осложнено отсутствием национальных стандартов. Между тем, с помощью компьютеров можно максимально уменьшить риски при спусках. Устройство полностью рассчитывает процесс насыщения организма водолаза индифферентными газами, контролирует все параметры погружений и выводит на экран рекомендации. Стандарт позволит создавать высокотехнологичные водолазные компьютеры по единым требованиям и применять отечественные образцы в работе.
44 прочтения · 1 месяц назад
Памятник истории российского флота на дне Финского залива Это судно покорило Дальний Восток, но по возвращении оказалось не нужно действующему флоту и было затоплено в ходе манёвров. Теперь «Джигит» покоится на дне Финского залива.
53 прочтения · 1 месяц назад
Опасное эхо войны 29 августа 1941 года при эвакуации кораблей Балтийского флота из Таллина в результате атаки немецкой авиации затонул танкер Т-12. Вот уже почти 80 лет судно лежит недалеко от острова Мощный на глубине 63 метров и таит в себе экологическую угрозу: в момент гибели его баки были наполнены горючим. Экспертиза проб воды и грунта, которую наши специалисты провели совместно с экологами, показала наличие опасных веществ. Подробнее об истории судна расскажет #ходячаяэнциклопедия ЦПИ РГО Андрей Лукошков.
41 прочтение · 1 месяц назад
И под парусами, и на колесах! Сегодняшний герой рубрики #историязатонувшихкораблей — пароходофрегат «Гремящий». Такое громкое название «Гремящий» носил не зря — на службе перевозил делегации генералов, даже выбился в фавориты Александа II. А погиб «Гремящий» на скалах, недалеко от острова Малый Тютерс, выполняя благородную миссию. О пути судна расскажет #ходячаяэнциклопедия ЦПИ РГО Андрей Лукошков. y
33 прочтения · 1 месяц назад
Сегодня в рубрике «История затонувших кораблей» расскажем о парусно-моторной шхуне «Хийусаар». Объект действительно уникальный. Во-первых, находится он на берегу, в труднодоступной Седьмой бухте острова Гогланд. Во-вторых, идентифицировать его пришлось по останкам — обломкам шпангоутов, паровой машине, элементам рангоута и такелажа, а также артиллерийским снарядам: шхуна была единственным вооруженным деревянным кораблём Балтийского флота. «Хийусаар» — судно-ловушка, оно участвовало в Таллиннском переходе и погибло при бомбежке. «Ходячая энциклопедия» ЦПИ РГО Андрей Лукошков поделился историей объекта и показал находки, которые вполне могут в скором будущем стать музейными экспонатами.
105 прочтений · 3 месяца назад
И снова мы вернулись в объятия родной Невы! Вот уже пять лет мы изучаем дно реки, которая на протяжении столетий была главным водным проспектом Петербурга. Наша цель — найти памятники истории. Мы ищем затонувшие корабли и суда для их дальнейшего обследования и идентификации. С помощью многолучевого эхолота мы «прочесали» более 90 % дельты Невы в пределах города. И засекли почти две сотни гидроакустических аномалий. Многие объекты перспективны для дальнейшего изучения. Среди них — останки деревянных судов. Парусники, баржи, барки, которые везли в Петербург гранит для облицовки набережных. На дне также встречаются речные буксиры, небольшие пароходы и фрагменты разрушенных во время наводнения причалов. В этом году специалисты Центра обнаружили несколько затонувших объектов. Причем в одном месте останки двух судов оказались нагромождены друг на друга. Каждое из них достигает в длину примерно 40 метров. Предназначались они для перевозки леса — вокруг разбросаны бревна. Деревянные баржи конца XIX — начала XX века были привязаны к одному бую. «Это плавучая бочка для швартовки судов — в размерах порядка 1,5 м на 2,5 м, а может даже на 3. Никаких опор или того, на что бы эта бочка опиралась, нет. В принципе, если мы эти суда сейчас разгребем, то бочка всплывет, и за нее можно будет снова швартоваться», — поделился впечатлениями от находки исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. Вероятно, из-за этой бочки — плавучего якоря — суда и пошли ко дну. По мнению директора по научной работе НЦПИ Андрея Лукошкова, они погибли в 1924 году в результате наводнения. Скорее всего, привязанные к бую баржи сильно накренились под натиском стихии, вода стремительно проникла внутрь, и они затонули. Водолазное обследование обнаруженных на дне судов продолжится по погодным условиям. Отметим, что Нева — не самая удобная для проведения поисковых работ акватория. Это довольно оживленная «магистраль»! Летом по ней проходят многочисленные туристические теплоходы и катера, а зимой осложняет спуски нестабильный лед. Медленно, но верно мы движемся к своей цели, пополняя коллекции музеев новыми артефактами. Исследования акватории Невы проводятся при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
112 прочтений · 4 месяца назад
Мы приглашаем вас в Павильон Катальной горки в парке Ораниенбаум В 2023 году Центр подводных исследований РГО передал в Государственный музей‐заповедник «Петергоф» более 40 предметов, поднятых с глубин Балтийского моря. Все артефакты были найдены в ходе разведывательных работ на четырех торговых судах XVIII–XIX вв. Большая часть переданных предметов посуда: тарелки и супница из глазурованной керамики с ручной росписью, редкие кувшины Бартмана (от нем. Bartmann, «бородатый мужчина») с лицами бородачей, глиняные сосуды и горшки. Интересно, что в одном из переданных кувшинов при подъеме были обнаружены сохранившиеся корки апельсина вероятно, он использовался для консервации. Уникальным объектом является связка свечей из животного жира. Также в музей переданы несколько стеклянных штофов из-под сухого джина с клеймом London. При транспортировке они находились в плотной упаковке, а при кораблекрушении их повредило давлением — почти все они имеют сколы или трещины. Компанию штофам составляют бутылочки с узким горлом, в которых при анализе были найдены следы аниса. Все предметы вошли в экспозицию кухни и столовой в Павильоне Катальной горки в парке Ораниенбаум. Это уникальный архитектурный ансамбль XVIII века в стиле рококо, построенный итальянским зодчим Антонио Ринальди. В 2023 году была завершена реставрация Павильона, и предметы ЦПИ РГО органично дополнили его интерьеры. 📍Ломоносов, парк Ораниенбаум, Павильон Катальной горки ⏰ Режим работы в новогодние праздники: ежедневно со 2 по 8 января Открыт с 10:30 до 17:00 Кассы и вход до 16:00
64 прочтения · 5 месяцев назад
Свежий выпуск журнала «Гидрокосмос» Опубликованы печатная и электронная версии журнала «Гидрокосмос», номера №3-4. Выпуск посвящен 100-летию с момента основания ЭПРОНа. Всего в издание вошли 10 научно-популярных и научных статей от авторов из ЦПИ РГО (Санкт-Петербург), Научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» (Москва), ООО «Подводной связи и навигации» (Москва), АО «СПМБМ «Малахит» (Санкт-Петербург), Музея-заповедника «Музей Мирового океана» (Калининград), ФГБУН «Институт истории материальной культуры РАН» (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургского Института истории РАН (Санкт-Петербург) и др. В этом выпуске запущена новая рубрика «Экология», которая будет освещать проблемы негативного влияния затонувших объектов на подводные экосистемы и практики защиты Мирового океана. Электронная версия журнала доступна по ссылке vk.cc/ctp2oS
Видео