В Советском Союзе в 1970-х годах искали разные возможности для организации скоростного движения. В результате реализации одной из задумок получился необычный проект, совместивший поезд и самолет.
Идея была проста. Установить на вагон двигатели от самолета, которые уже нельзя использовать в воздухе, но которые при этом еще могут послужить на земле. По проекту такие двигатели должны толкать вагон поезда.
Для создания экспериментального реактивного поезда выбрали двигатели, применявшиеся
на самолете Як-40. Их было решено ставить на доработанный головной моторный вагон ЭР22 с измененной аэродинамикой. В частности, на кузове вагона сделали обтекатели, под которые были убраны колеса вагона.
Вагон с реактивным двигателем был создан в одном экземпляре и в течение пяти лет с 1971 по 1975 годы он проходил испытания. В 1972 году вагон развил скорость 250 км/ч на участке Приднепровской железной дороги, что стало рекордом для советских железных дорог.
Однако в 1975 году на линию вышел скоростной поезд Эр-200 и проект реактивного поезда был заморожен.
Вагон разграбили, даже не отдали в музей
Вагон остался ржаветь на Калининском вагоностроительном заводе, где он в течение 10 лет ветшал и подвергался разграблению.
В 1986 году на заводе родились инициатива оборудовать в вагоне кафе-видеосалон. Его очистили, демонтировали внутреннее оборудование, заменили рамы и даже оборудовали бар и посудомойку, но проекту было не суждено реализоваться и вновь началось разграбление вагона.
Инициативы передачи реактивного вагона в железнодорожные музеи также не были доведены до конца. Только в 2008 году нос вагона с реактивными двигателями был отрезан, покрашен и установлен как памятная стела в честь 110-летия Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода.
Американский предшественник
Кстати, аналогичные проекты были и в США. В 1966 году там был построен экспериментальный самоходный вагон-лаборатория на реактивной тяге M-497. На крыше вагона установили двигатели бомбардировщика.
Вагон в ходе испытания достиг скорости 296 км/ч, что остается рекордом для железных дорог в США. Проект не был сочтен коммерчески оправданным.
Поезд-самолет будущего
А инициативы совместить самолет и поезд появляются и по сей день.
На днях компании Akka представила проект Link & Fly. Согласно задумке разработчиков, пассажиры на специальных железнодорожных станциях совершают посадку на поезд, напоминающий трубу. После этого состав прибывает в аэропорт, где к нему присоединяют крылья, после чего самолет-поезд взлетает. СМИ пишут, что идеей заинтересовался Boeing.
Читайте также:
· Пассажирские поезда на 70-80 вагонов. В истории СССР было и такое
· В 1993 году российский тепловоз случайно поставил мировой рекорд скорости (ВИДЕО)