Эта история произошла несколько лет назад, как раз в канун 23 февраля. И все началось с неожиданного звонка, прозвучавшего в одном из Дайвцентров нашего города. Трубку поднял Андрей - инструктор по дайвингу, владелец Дайвцентра, да и просто хороший человек. На другом конце провода был начальник геологоразведочной партии. Лагерь, которой в зимнее время, располагался на Васюганских болотах. На самых больших болотах в мире, находящихся на территории Томской, Новосибирской, Тюменской, Омской областей, Ханты-Мансийского АО, и на которых насчитывается 800 тысяч озер. Васюганские болота или как их еще часто называют «русская Амазонка», сравнивая эту безбрежную и дикую местность со знаменитыми влажными джунглями Южной Америки. Только в настоящей Амазонии вы никогда не увидите снега, а здесь он лежит 175 дней в году.
Начальник поведал о том, что геологоразведочная партия столкнулась с проблемой - в виде, провалившегося на озере под лед танка (точнее геологоразведочной танкетки ). Так как водолазов за этой территорией никаких не было закреплено он обратился к дайверам.
Техника лежит на небольшой глубине, видимость под водой плохая, но есть. Озеро находится на территории болот. Танкетка стоит почти вертикально и наша задача зацепить трос за задний крюк. Обещали оплатить бензин, бесплатное питание в лагере, и небольшую сумму за работу.
Именно это предложение я и услышал от позвонившего мне Андрея. Предложение по деньгам было очень символическим. Так как были знакомые водолазы занимающиеся коммерческим дайвингом, и примерный размер оплат подобных работ нам был известен. Мы к тому же никогда не занимались подводными работами, но имели довольно большой опыт подлёдного дайвинга. И на первый взгляд в этом предложении не было ничего, что могло бы заинтересовать. И я готов был уже отказаться от такого "заманчивого предложения", ну одна фраза решила всё - "Жень, когда и при каких обстоятельствах ты можешь увидеть Васюганские болота зимой".
И вот дух авантюризма победил, и два инструктора на микроавтобусе Тойота, взяли направление на Кыштовку. Около 600 километров и мы в Кыштовке. На этом дорога заканчивается и начинается "зимник" (дорога которая есть только зимой). Здесь на участке, идущем по лесу, на въезде и выезде стоят будки, в которых надо отмечаться и если не отметишься на выезде тебя начнут искать. А температура за бортом уже ниже 30. И продолжает снижаться - едем на север. На утро мы выезжаем из леса в тундру. Везде видны следы деятельности человека. Идет добыча нефти и газа.
К вечеру следующего дня по зимнику идущему по болотам, вдоль которого тянут нитки нефте- и газопроводов, мы добираемся до места стоянки геологоразведочной партии. С начальником парии обсуждаем планы на завтра. И идем ужинать. В теплушке-столовой вкусно пахнет и стоит просто звенящая тишина, от которой становится немного не по себе, человек десят едят совершенно молча, не проронив не слова. Тоже повторяется и на завтраке.
Утро выдалось морозным термометр закрепленный на деревянном черенке лопаты воткнутой у входа в штабную теплушку, где мы ночевали показывает - 45.
Позавтракав, перегружаем снаряжение в одну из танкеток, и выдвигаемся на место утопленной техники.
С нами "группа поддержки" человек 12 и четыре танкетки на месте уже стоит какая-то конструкция с блоками, с помощью которой и планируют доставать "утопленника".
Группа поддержки быстро ставит большую палатку , в которой сразу зажигаем газовые плитки, в ней будем одевать снаряжение. Другие в это время уже вырезают бензопилам лед, готовят майну (прорубь) для погружения.
Как только появляется вода, становится понятно, что ни о какой видимости под водой речи быть не может - это просто болото. И в эту жижу лезть, никому не охота. Решаем начать по старшинству, вначале идет Андрей (если не получается иду я), пока же остаюсь наверху руковожу процессом.
А заняться было, чем так как процесс проходи примерно так - Андрей брал трос и нырял пытаясь зацепить за танкетку, однако плотность болотной жижи была больше, чем воды и в нее буквально приходилось заласть, хорошо что еще глубина была небольшой 3-4 метра. Все приходилось делать только на ощупь, регулятор довольно быстро забивался жижой. Становилось трудно дышать, Андрей подавал сигнал по привязанной к нему веревке. А я уже командовал вытаскивать его. И команда дружно его выдергивала. Специальный человек растапливал на горелке снег в ведре, и как только появлялась голова на поверхности окатывал Андрея из ведра, что бы смыть болотную жижу и промыть регулятор. И так продолжалось наверно раз 10, в течении час пока не удалось закрепить трос.
И здесь начался следующий этап спасательной операции. Четыре танкетки и куча людей, используя конструкцию с роликами пытались достать танк.
В этот день достать танк, так и не удалось, его достали только на следующий. Помыли почистили, просушили и через неделю он снова был в строю. Вот такая она советская техника и люди, несущие вахту на суровой сибирской земле.
Еще сутки в дороге и мы дома, а в памяти еще долго крутиться картинки васюганских зимников и бесконечных просторов "русской Амазонии".
Всем незабываемых путешествий!
СТАВЬТЕ ЛАЙКИ, ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПОСТЫ О ДРУГИХ СТРАНАХ. МЫ БУДЕМ РАССКАЗЫВАТЬ О ГОРОДАХ И СТРАНАХ, О ПРИВЫЧКАХ И НРАВАХ, О ЕДЕ И ЦЕНАХ..., ОБО ВСЕМ, ЧТО БУДЕМ ВСТРЕЧАТЬСЯ НА НАШЕМ ПУТИ:)))
Другие наши статьи:
Дороги Монголии. Это может серьезно изменить ваши планы. Часть 1