Найти тему
Aeronautica

Проект E-Fan X: гибридный BAe 146 от Airbus, Siemens и Rolls-Royce

Оглавление

Ожидается — а в ещё большей степени, желается, — что эволюция аккумуляторных батарей через 10-15 лет позволит совершать полёты на электрической тяге.

Авиапроизводители, желающие быть на рынке первыми, уже работают над этой технологией.

В конце ноября стало известно, что к совместному предприятию Airbus и Siemens подключился новый партнёр: пытаясь не отставать от прогресса, с ними объединился британский производитель двигателей Rolls-Royce.

Проект, над которым они работают на данный момент, — это уже второй самолёт с электродвигателями.

Rolls-Royce секретно присоединился к Airbus E-Fan

E-Fan 1.0

Первым был E-Fan 1.0, представленный (совершивший первый публичный полёт) в апреле 2014 года после всего восьми месяцев разработки.

Чуть более года спустя он стал первым самолётом на полностью электрической тяге, который пересёк Ла-Манш.

В апреле 2014 года демонстратор E-Fan совершил свой первый общественный рейс — и чуть более года спустя он стал первым полностью электрическим самолетом, который полностью перешел через английский канал.

Затем Airbus продолжил работу над концептом — он, как сейчас принято у европейского авиастроителя, стал называться E-Fan Plus, — уже с гибридной силовой системой.

Airbus E-Fan 1.0, опытный образец 2015 года
Airbus E-Fan 1.0, опытный образец 2015 года

E-Fan X

В проект привлекли партнёров.

Первым в 2016 году стал Siemens, компетенцией которого стал собственно электромотор мощностью 2 МВт и электронный блок управления электропитанием, а также инвертор.

В конце 2017 года подключился Rolls-Royce — от него будут получены газовая турбина (без сжигания минерального или органического топлива пока никак) и генератор мощностью 2 МВт со всем управляющим электронным оборудованием.

Сам Airbus отвечает за общую интеграцию, разрабатывает архитектуру управления гибридной двигательной установкой, аккумуляторные батареи, распределительное оборудование и их интеграцию в интерфейс для пилотов.

Совместной зоной ответственности Airbus и Rolls-Royce назначен вентилятор: его требуется адаптировать к существующим требованиям гондолы и особенностям двигателя Siemens.

Турбовентиляторные двигатели ещё покрутятся
Принципиальная схема самолёта с гибридным приводом проекта E-Fan X
Принципиальная схема самолёта с гибридным приводом проекта E-Fan X

Электрический BAe 146 от Airbus

Для тестов системы выбран самолёт BAe 146, на котором установлено всё оборудование, трансмиссия, а один из турбовентиляторных двигателей заменён на двухмегаваттный электрический.

Почему именно этот самолёт?

BAe 146/Avro RJ, подробности

Для выбора BAe 146 можно предположить четыре основных причины:

  • это узкофюзеляжный лайнер вместимостью около 100 кресел — именно такого масштаба, на который рассчитывает Airbus. Для подобных самолётов двигатели мощностью 2 МВт будут актуальны и конкурентоспособны, а для установок большей мощности, способных приводить тяжёлые магистральные самолёты, технологии ещё не развились должным образом.
  • это самолёт с четырьмя двигателями: традиционно для тестов новых силовых установок используются именно четырёхмоторные. Boeing 707, Boeing 747 в США, Airbus A340, Airbus A380 в Европе и Ил-76 в России. Новинку можно не только подстраховать, но и провести сравнительный анализ её показателей с симметрично установленным «стандартным» двигателем — и всё это с минимальным риском потери всего оборудования вместе с экипажем.
  • он производился в Соединённом Королевстве (не иностранный): доступна вся техническая документация.
  • наконец, он относительно дёшев и доступен: BAe 146 и его преемник Avro RJ уже не производятся, зато под давлением более эффективных конкурентов — Bombardier CSeries и Sukhoi Superjet 100 — активно выводятся из флота основных пользователей. Его легко приобрести для опытов, можно найти нужно количество для массовой установки своего изобретения и даже вывести на рынок вновь в качестве ремоторизированного старого планера.
Swiss назначила последний рейс Слонёнка
BAe 146 проекта E-Fan X, рендер: самолёт существует только в виде испытательного образца, который пока ни разу не взлетал
BAe 146 проекта E-Fan X, рендер: самолёт существует только в виде испытательного образца, который пока ни разу не взлетал

Четырёхмоторные региональные реактивные самолёты BAe 146 и Avro RJ100 не выпускаются с конца прошлого века и активно выводились в 2017 году и парка основных эксплуатантов.
На фото — самолёт, принадлежавший одному из знаковых владельцев, авиакомпании Swiss International Air Lines
Четырёхмоторные региональные реактивные самолёты BAe 146 и Avro RJ100 не выпускаются с конца прошлого века и активно выводились в 2017 году и парка основных эксплуатантов. На фото — самолёт, принадлежавший одному из знаковых владельцев, авиакомпании Swiss International Air Lines

Эта статья на сайте Aeronautica.online

Aeronautica в Facebook

Aeronautica в Контакте

Канал Aeronautica в Telegram