Ожидается — а в ещё большей степени, желается, — что эволюция аккумуляторных батарей через 10-15 лет позволит совершать полёты на электрической тяге.
Авиапроизводители, желающие быть на рынке первыми, уже работают над этой технологией.
В конце ноября стало известно, что к совместному предприятию Airbus и Siemens подключился новый партнёр: пытаясь не отставать от прогресса, с ними объединился британский производитель двигателей Rolls-Royce.
Проект, над которым они работают на данный момент, — это уже второй самолёт с электродвигателями.
Rolls-Royce секретно присоединился к Airbus E-Fan
E-Fan 1.0
Первым был E-Fan 1.0, представленный (совершивший первый публичный полёт) в апреле 2014 года после всего восьми месяцев разработки.
Чуть более года спустя он стал первым самолётом на полностью электрической тяге, который пересёк Ла-Манш.
В апреле 2014 года демонстратор E-Fan совершил свой первый общественный рейс — и чуть более года спустя он стал первым полностью электрическим самолетом, который полностью перешел через английский канал.
Затем Airbus продолжил работу над концептом — он, как сейчас принято у европейского авиастроителя, стал называться E-Fan Plus, — уже с гибридной силовой системой.
E-Fan X
В проект привлекли партнёров.
Первым в 2016 году стал Siemens, компетенцией которого стал собственно электромотор мощностью 2 МВт и электронный блок управления электропитанием, а также инвертор.
В конце 2017 года подключился Rolls-Royce — от него будут получены газовая турбина (без сжигания минерального или органического топлива пока никак) и генератор мощностью 2 МВт со всем управляющим электронным оборудованием.
Сам Airbus отвечает за общую интеграцию, разрабатывает архитектуру управления гибридной двигательной установкой, аккумуляторные батареи, распределительное оборудование и их интеграцию в интерфейс для пилотов.
Совместной зоной ответственности Airbus и Rolls-Royce назначен вентилятор: его требуется адаптировать к существующим требованиям гондолы и особенностям двигателя Siemens.
Турбовентиляторные двигатели ещё покрутятся
Электрический BAe 146 от Airbus
Для тестов системы выбран самолёт BAe 146, на котором установлено всё оборудование, трансмиссия, а один из турбовентиляторных двигателей заменён на двухмегаваттный электрический.
Почему именно этот самолёт?
BAe 146/Avro RJ, подробности
Для выбора BAe 146 можно предположить четыре основных причины:
- это узкофюзеляжный лайнер вместимостью около 100 кресел — именно такого масштаба, на который рассчитывает Airbus. Для подобных самолётов двигатели мощностью 2 МВт будут актуальны и конкурентоспособны, а для установок большей мощности, способных приводить тяжёлые магистральные самолёты, технологии ещё не развились должным образом.
- это самолёт с четырьмя двигателями: традиционно для тестов новых силовых установок используются именно четырёхмоторные. Boeing 707, Boeing 747 в США, Airbus A340, Airbus A380 в Европе и Ил-76 в России. Новинку можно не только подстраховать, но и провести сравнительный анализ её показателей с симметрично установленным «стандартным» двигателем — и всё это с минимальным риском потери всего оборудования вместе с экипажем.
- он производился в Соединённом Королевстве (не иностранный): доступна вся техническая документация.
- наконец, он относительно дёшев и доступен: BAe 146 и его преемник Avro RJ уже не производятся, зато под давлением более эффективных конкурентов — Bombardier CSeries и Sukhoi Superjet 100 — активно выводятся из флота основных пользователей. Его легко приобрести для опытов, можно найти нужно количество для массовой установки своего изобретения и даже вывести на рынок вновь в качестве ремоторизированного старого планера.
Swiss назначила последний рейс Слонёнка
Эта статья на сайте Aeronautica.online
Канал Aeronautica в Telegram