Найти в Дзене
Авиатехник

26 лет назад этот вертолёт Ми-6 случайно приземлился на кладбище в Челябинске. Как так произошло?

Оглавление

Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье я решил поделиться с вами необычным случаем, произошедшем в 1995 году в городе Челябинске. В тот день никто из горожан и подумать не мог, что огромный вертолёт Ми-6 внезапно приземлится на кладбище и будет там стоять ещё несколько дней. Почему экипажу Ми-6ПС №40 пришлось садиться именно на кладбище и как сложилась судьба данного вертолёта?

Давайте разберём этот случай подробнее

Борт №40 на кладбище неподалеку от Свердловского проспекта, г. Челябинск
Борт №40 на кладбище неподалеку от Свердловского проспекта, г. Челябинск

Немного о вертолёте:

Ми-6ПС №40 находился в эксплуатации с 1973 года. Окончательно был списан 7 августа 2018 г. (каким образом его списали - в конце статьи). Заводской номер - 737205В. Серийный номер - 72-05. Борт был военным, эксплуатировался в г. Троицке Челябинской области (мой земляк, в детстве я видел, как он летал над городом и моим домом в частности).

Ми-6ПС - необычная модификация. Троицк является приграничным городом и именно оттуда долгое время экипажи вертолётов Ми-6 и Ми-8 выдвигались за приземлившимися космонавтами в Казахстане. Ми-6ПС предназначался для поиска и спасения экипажей космических кораблей и спускаемых модулей космических аппаратов.

День инцидента

Кадры съемки. Взято с сайта ok.ru
Кадры съемки. Взято с сайта ok.ru

В августе 1995 года экипаж борта №40 осуществлял работу с аэродрома Шагол (г. Челябинск) по установке мраморного камня (стела) весом 3,2 тонны на территории Успенского кладбища. В районе места установки находились высокие деревья.

Сразу после отцепки груза и перевода вертолёта из режима висения в горизонтальный полёт, командир экипажа внезапно ощутил рывок по курсу. Вертолёт пошел на снижение. Экипаж осуществил аварийную посадку перед собой. Все люди на борту остались живы.

-3

В процессе посадки вертолёт несущим винтом задел макушки деревьев и провода на столбах. Также был поврежден рулевой винт. Неподалеку от этого кладбища находится Свердловский проспект с оживленным движением автотранспорта. Экипажу очень повезло, что вертолёт удалось посадить на небольшую поляну.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Причины произошедшего

В ходе разбора ситуации было установлено, что оператор не осуществил сброс троса сразу после осуществления работы. Он не хотел бросать трос на деревья, вместо этого решил сбросить трос на небольшой полянке.

В какой-то момент трос своим крюком зацепился за дерево, затем спружинил и этим же крюком попал в торец лопасти рулевого винта, тем самым повредив РВ.

Взято с сайта ok.ru
Взято с сайта ok.ru

Члены экипажа заявили, что вертолёт улетит с кладбища своим ходом, но только после осуществления ремонтных работ. Место оцепили, выставили охрану из местного авиаполка. Пока вертолёт ремонтировался, желающих поглазеть было очень много. Как заявили очевидцы тех событий, зеваки собрались уже через 10 минут после произошедшего.

Был заменен рулевой винт, а также поврежденные деревьями лопасти несущего винта.

Замена РВ. Кадры съемки 1995 года
Замена РВ. Кадры съемки 1995 года

Заметка в газете за 1995 год:

Заголовок одной из Челябинских газет тех лет
Заголовок одной из Челябинских газет тех лет

По окончанию ремонтных работ, борт №40 улетел своим ходом обратно в Троицк.

Дальнейшая судьба вертолёта

Ми-6ПС №40 эксплуатировался до начала 2000-х годов. Уже в 2003 году он числился на хранении в г. Троицке, но скорее всего не летал. Вертолёт был списан самым последним из всех Ми-6 на этом аэродроме - его не порезали, а взорвали. Это случилось в 2018 году.

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Вот так происходило "списание" борта №40:

Взорванный вертолёт Ми-6ПС №40
Взорванный вертолёт Ми-6ПС №40

Красная звезда на остатках фюзеляжа даёт понять о том, что перед нами именно тот борт. Лучше всего, после запланированного взрыва, или же - утилизации вертолёта, сохранились стойки шасси.

Взято с сайта ok.ru
Взято с сайта ok.ru

Жалко этот борт, но уже ничего с этим не поделаешь. В последние годы троицкий аэродром не функционировал (перебазировали под Южноуральск). Там лишь проводился праздник Сабантуй.

Взято с сайта ok.ru
Взято с сайта ok.ru

Втулку и редуктор куда-то вывезли.

-12

Вертолёт участвовал не только в поиске космонавтов, но и в других сферах жизни. Он успел оставить след в истории города Челябинска, правда, мало кто об этом помнит или знает.

Что вы думаете о данном вертолёте? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!

Если вам понравилась данная статья, поддержите её пальцем вверх и обязательно подпишитесь на мой канал!

Не спешите уходить! Предлагаю посмотреть интересный ролик на моём YouTube-канале:

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Существо из тумана: Что обнаружил экипаж вертолета Ми-6 в Запретной Зоне? Случай в 1978 году
Шел 1978 год. Глухая сибирская осень. Экипаж вертолета Ми-6 под командованием майора Громова выполнял рутинный, но срочный рейс: доставить секретный груз из закрытого НИИ, затерянного в дебрях северной тайги, на крупный аэродром «Рассвет». Груз, по слухам ходившим среди технического состава, был связан с трофейными немецкими разработками конца войны – что-то электронное, упакованное в тяжеленные свинцовые контейнеры. Командир, Громов, бывалый летчик с холодными глазами цвета стали, не любил разговоров о грузе...
Тайна Ми-6ПС: Как советский экипаж вертолёта столкнулся с НЛО в казахской степи. Случай в 1989 году
Осень 1989 года. Экипаж поисково-спасательного вертолёта Ми-6ПС, базировавшегося под Байконуром, получил срочный приказ: выдвигаться в указанный квадрат казахской степи для встречи возвращающихся космонавтов. Задание казалось рутинным — подобные операции проводились десятки раз. Но то, что произошло в тот день, навсегда изменило жизни всех, кто оказался в эпицентре событий. Погода была идеальной — ясное небо, видимость на десятки километров. Командир экипажа, майор Виктор Вольнов, позже вспоминал: «Мы летели на высоте 200 метров, уже видели точку приземления через боковые иллюминаторы...
Боевой вертолет Ми-28. Обзор базовой модификации.
Как не трудно догадаться , авиация не является тематикой канала от слова "совсем". Однако, в отношении боевых вертолетов, все-таки решил сделать определенные исключения. Во-первых, в народе известна поговорка о том, что вертолеты- это души погибших танков. Во- вторых , в этой категории есть определенные образцы, давно вызывающие у автора интерес с технической точки зрения. В-третьих- количество танков и ББМ , по которым можно делать обзоры конечное, поэтому необходимо уделять внимание и альтернативным темам...
Документы, вакансии и контакты