Приветствую вас на канале Авиатехник! В этой статье я решил поделиться с вами необычным случаем, произошедшем в 1995 году в городе Челябинске. В тот день никто из горожан и подумать не мог, что огромный вертолёт Ми-6 внезапно приземлится на кладбище и будет там стоять ещё несколько дней. Почему экипажу Ми-6ПС №40 пришлось садиться именно на кладбище и как сложилась судьба данного вертолёта?
Давайте разберём этот случай подробнее
Немного о вертолёте:
Ми-6ПС №40 находился в эксплуатации с 1973 года. Окончательно был списан 7 августа 2018 г. (каким образом его списали - в конце статьи). Заводской номер - 737205В. Серийный номер - 72-05. Борт был военным, эксплуатировался в г. Троицке Челябинской области (мой земляк, в детстве я видел, как он летал над городом и моим домом в частности).
Ми-6ПС - необычная модификация. Троицк является приграничным городом и именно оттуда долгое время экипажи вертолётов Ми-6 и Ми-8 выдвигались за приземлившимися космонавтами в Казахстане. Ми-6ПС предназначался для поиска и спасения экипажей космических кораблей и спускаемых модулей космических аппаратов.
День инцидента
В августе 1995 года экипаж борта №40 осуществлял работу с аэродрома Шагол (г. Челябинск) по установке мраморного камня (стела) весом 3,2 тонны на территории Успенского кладбища. В районе места установки находились высокие деревья.
Сразу после отцепки груза и перевода вертолёта из режима висения в горизонтальный полёт, командир экипажа внезапно ощутил рывок по курсу. Вертолёт пошел на снижение. Экипаж осуществил аварийную посадку перед собой. Все люди на борту остались живы.
В процессе посадки вертолёт несущим винтом задел макушки деревьев и провода на столбах. Также был поврежден рулевой винт. Неподалеку от этого кладбища находится Свердловский проспект с оживленным движением автотранспорта. Экипажу очень повезло, что вертолёт удалось посадить на небольшую поляну.
Причины произошедшего
В ходе разбора ситуации было установлено, что оператор не осуществил сброс троса сразу после осуществления работы. Он не хотел бросать трос на деревья, вместо этого решил сбросить трос на небольшой полянке.
В какой-то момент трос своим крюком зацепился за дерево, затем спружинил и этим же крюком попал в торец лопасти рулевого винта, тем самым повредив РВ.
Члены экипажа заявили, что вертолёт улетит с кладбища своим ходом, но только после осуществления ремонтных работ. Место оцепили, выставили охрану из местного авиаполка. Пока вертолёт ремонтировался, желающих поглазеть было очень много. Как заявили очевидцы тех событий, зеваки собрались уже через 10 минут после произошедшего.
Был заменен рулевой винт, а также поврежденные деревьями лопасти несущего винта.
Заметка в газете за 1995 год:
По окончанию ремонтных работ, борт №40 улетел своим ходом обратно в Троицк.
Дальнейшая судьба вертолёта
Ми-6ПС №40 эксплуатировался до начала 2000-х годов. Уже в 2003 году он числился на хранении в г. Троицке, но скорее всего не летал. Вертолёт был списан самым последним из всех Ми-6 на этом аэродроме - его не порезали, а взорвали. Это случилось в 2018 году.
Вот так происходило "списание" борта №40:
Красная звезда на остатках фюзеляжа даёт понять о том, что перед нами именно тот борт. Лучше всего, после запланированного взрыва, или же - утилизации вертолёта, сохранились стойки шасси.
Жалко этот борт, но уже ничего с этим не поделаешь. В последние годы троицкий аэродром не функционировал (перебазировали под Южноуральск). Там лишь проводился праздник Сабантуй.
Втулку и редуктор куда-то вывезли.
Вертолёт участвовал не только в поиске космонавтов, но и в других сферах жизни. Он успел оставить след в истории города Челябинска, правда, мало кто об этом помнит или знает.
Что вы думаете о данном вертолёте? Делитесь своим мнением в комментариях ниже!
Если вам понравилась данная статья, поддержите её пальцем вверх и обязательно подпишитесь на мой канал!