244,2K подписчиков

Мужчина нашёл в лесу ржавую коробку. В ней оказалась уникальная кинолента.

8,8K прочитали

Память Союзного государства

Их глазами мы видим войну

В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранится около 130 тысяч негативов и более миллиона (!) метров плёнки, снятых фронтовыми корреспондентами и операторами на полях сражений. Мы побеседовали с директором РГАКФД Наталией КАЛАНТАРОВОЙ.

Советские солдаты на улицах освобождённого Ржева.
Март 1943 года. Фото: РГАКФД
Советские солдаты на улицах освобождённого Ржева. Март 1943 года. Фото: РГАКФД

Негатив надёжнее «цифры»

– Сегодня мы уже привыкли к цифровым носителям. Когда начали оцифровывать фонды?

– Процесс перевода некоторых материалов на цифровые носители идёт с начала 2000-х годов. Но это не систематическая работа. У нас на хранении свыше миллиона фотографий и фотонегативов! В год мы можем оцифровывать не более четырёх тысяч. Сейчас оцифровано чуть больше 300 тысяч фотографий. Но мы, архивисты, специалисты в области хранения аудиовизуальных документов, не сторонники «цифры». Да, с ней удобно работать, можно быстро переслать, посмотреть на экране. Однако пока нет уверенности в том, что она может обеспечить сохранность документов. Негативы, созданные когда-то на стеклянной, плёночной основе, даже на металле, хранятся с 1855 года! Кино- и фотоплёнка как надёжные хранители информации пока заслуживают большее доверие. Процесс сохранения киноплёнок и фотоплёнок стандартизирован, ведь в СССР этим занимались целые институты – Всесоюзный государственный научно-исследовательский и проектный институт химико-фотографической промышленности (Госниихимфотопроект) и Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). К сожалению, сейчас их нет, но осталось чёткое понимание, как сохранить ценные материалы. А вот новые носители пока вызывают много вопросов: как хранить оцифрованные документы, как часто их надо переносить с носителя на носитель? Ведь ни один цифровой носитель не предполагает долгосрочное хранение.

Наталия Калантарова
Наталия Калантарова

– Даже кассеты Digital Betacam, HD-CAM, которые используют телевизионщики?

– Считается, что такие кассеты сохраняют материалы около 30 лет. Наш опыт использования Betacam-SP, Digital Betacam показал, что записанное на них видео теряет качество даже раньше. Ежегодно сотрудники отдела технического контроля архива отсматривают каждую кассету, представляете? И направляют на перезапись, если специалисты видят, что показатели по изображению падают. А количество документов все растёт, и объёмы работы увеличиваются. Кино занимает очень большой объём памяти: один фильм – примерно 1 ТБ. Диски продаются сейчас по 2,5 ТБ.

Естественно, больше половины материалов хранятся на старых носителях, оцифровывается только то, что часто используется, за все годы существования архива использовалась примерно треть от его фондов.

Военная хроника: 700 бесценных часов

– Сейчас интерес к военным документам растёт. Сколько у вас фото- и киноматериалов той поры?

– Около 130 тысяч негативов фотографий, которые снимали Евгений Халдей, Василий Егоров, Роберт Капа и другие легендарные фронтовые фотокорреспонденты. А киноплёнки – свыше миллиона метров. Это примерно 7000 коробок – около 700 часов хроники. У нас хранятся документальные фильмы о войне, в том числе фильм «Курская битва», картина «Битва за Москву», получившая «Оскар» в 1943 году; выпуски «Совкиножурнала» (СКЖ) времён Великой Отечественной войны, а также летописная хроника.

Смоленская область. Разрушенный город Велиж. Сентябрь 1943 года. Фото: РГАКФД
Смоленская область. Разрушенный город Велиж. Сентябрь 1943 года. Фото: РГАКФД

– Какие материалы времён Великой Отечественной войны пользуются сейчас особенным спросом?

– Летописную хронику, которая никак не монтировалась, не показывали, она, как правило, немая. Часто даже не очень понятно, где происходила съёмка. Сейчас мы её оцифровываем для киногрупп, которые берут небольшие кусочки для своих фильмов. Во многом на летописной хронике основан известный советско-американский фильм 1979 года «Великая Отечественная», состоящий из 20 отдельных фильмов. В Америке он шёл под названием «Неизвестная война». Это один из самых правдивых фильмов о войне.

К киножурналам сейчас тоже большой интерес, поэтому мы их оцифровываем. Выпуски СКЖ начали выходить ещё с 1924 года, их показывали в кинотеатрах перед сеансами художественных фильмов. Это были своеобразные «Новости дня». Во время войны в течение недели собирался материал, который снимали на разных фронтах и в тылу, – выбирали 5–6 сюжетов, из них получался один киножурнал обычно продолжительностью 10 минут. Его также показывали перед началом художественного фильма.

Практика показа СКЖ в кинотеатрах существовала до конца 1980-х годов. Недавно мы провели эксперимент: предложили прокрутить СКЖ с самого первого выпуска на Красногорском телевидении. Люди смотрели его с огромным интересом, многие – с ностальгией по советскому времени.

Семейный альбом императора

– А какой документ для вас самый ценный?

– У нас постоянно ведётся научная работа по выявлению уникальных и особо ценных документов. К уникальным отнесён, например, «Семейный фотоальбом императора Александра II» (1860–1870 годы). В него входят и фотографии с бытовыми сценами из жизни императорской семьи, и фото торжественных мероприятий. Все эти фотографии снимали только на улице, потому что плёнка была малочувствительная, освещения не хватало. Первая съёмка в помещении была сделана в 1906 году. Тогда собрали первую Думу в Петербурге, на её открытии выступал император Николай II. Присутствовала и императрица в горностаевой мантии. Таких фотографий, с изображением супруги императора в этой мантии, больше нигде нет. Качество у них изначально было очень плохое, не хватало света (хотя магниевая вспышка уже применялась). Мы реставрировали эти фотографии два года.

Уникальный кинодокумент в собрании РГАКФД – специальный выпуск киножурнала «Новости дня», «Подписание декларации о поражении Германии». Снимался он в пригороде Берлине, в Карлсхорсте.

Остатки немецкого транспортного самолета, сбитого под Ржевом. Сентябрь 1942  года. РГАКФД / фотограф Чернов
Остатки немецкого транспортного самолета, сбитого под Ржевом. Сентябрь 1942 года. РГАКФД / фотограф Чернов

Уникальным, конечно, является и первый наш кинодокумент – коронация императора Николая II 1896 года. В то время оператор крутил ручку камеры, снято было неравномерно. Сейчас мы знаем: телевидение – это 25 кадров в секунду. А первые фильмы снимали со скоростью от 4 до 10 кадров в секунду. Движения людей получались очень порывистыми. Нам пришлось даже «растягивать» некоторые планы, вставлять кадры. Это было необходимо, чтобы, например, рука Николая II нормально двигалась.

Бывает, что вдруг приносят какие-то ценные плёнки, считавшиеся утерянными. То есть из документов, литературы известно, что велись съёмки какого-то события, а на хранение этот материал никуда не поступал. Конечно, учитывая бурную историю России ХХ века, в этом нет ничего удивительного, многие документы просто погибли. Года два назад мужчина принёс нам коробку с прогнившей, грязной плёнкой, говорит, в лесу нашёл. Мы её не один месяц только разматывали! Оказалась, что это часть фильма «Мининские юбилейные торжества в Н. Новгороде» 1916 года. До этого в архиве хранился только кусочек, как теперь стало ясно, этого фильма!

В реставрационной лаборатории плёнку отмыли, а затем покадрово отсканировали, «собрали» и синхронизировали полученное изображение на компьютере с помощью программных средств, получилось 3 минуты 25 секунд. Такие находки уникальны!

Бывает и так, что мы случайно находим ценные исторические документы, не являющиеся фотографиями или киносъёмками, но напрямую связанные с хранящимися у нас документами. Однажды мы разбирали документы, связанные с фильмом о первом освобождении Керченского полуострова в 1942 году. Среди специальных сопроводительных документов к фильму (монтажных листов, разрешительных удостоверений на показы) наша сотрудница нашла простой тетрадный лист. Оказалось, что это оригинал составленного в 1942 году Акта о зверствах, которые творили захватчики на оккупированной территории. Он почему-то в своё время попал не в «свой» архив для бумажных документов, а к нам. А в фильме об освобождении полуострова есть кадры, как этот Акт подписывали местные жители, и сам Акт вошёл в кадр.

Фото:  http://inkrasnogorsk.ru/
Фото: http://inkrasnogorsk.ru/

Памятник фронтовому кинооператору

– В сентябре в подмосковном Красногорске поставили памятник фронтовому оператору.

– Подобных нет нигде в мире, есть только памятники военным журналистам. Прототипом памятника стал Владимир Сущинский.

– Почему именно он? Ведь когда началась война, на фронт отправились 287 операторов и фотокорреспондентов.

– Действительно, 287, и каждый четвёртый из них погиб. Последний фронтовой оператор Борис Соколов умер в феврале 2019-го. Я ему не раз обещала, что сделаем памятник, к сожалению, он не дождался этого события…

Владимир Сущинский стал прототипом памятника фронтовому кинооператору. Он погиб, снимая бой. Работающая камера запечатлела его гибель
Владимир Сущинский стал прототипом памятника фронтовому кинооператору. Он погиб, снимая бой. Работающая камера запечатлела его гибель

Почему именно Сущинский? Он погиб при освобождении Польши в феврале 1945 года от разрыва снаряда. Он вёл съёмку боя, и момент гибели попал на плёнку. Мы хотели, чтобы прототипом памятника был человек – одновременно фотожурналист и кинооператор. Сущинский возглавлял бригаду кинооператоров, сам он снимал не только хронику, он сделал много военных фильмов: «День войны» (1942 год), «Битва за Севастополь» (1944 год) и другие. Совместно с Союзом кинематографистов именно он был выбран в качестве прототипа для памятника фронтовому кинооператору.

Беседовала Екатерина БАРАНОВА, Москва

Материал дан в сокращённом виде. Хотите полную версию - пишите в комментариях.

© "Союзное государство", №1-2, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Материалы по теме:

«Я сюда с солдатами пришёл, с ними и уйду»

Подо Ржевом в день до сих пор находят по 50 солдат

Экипаж Т-34 дрался в окружении 14 дней и ночей

С крестом и автоматом

Какие операции "лейтенанта Алёши" до сих пор засекречены?

Что кричали, бросаясь в атаку?

Восемнадцать суток под землёй

Над Добростью во ржи

Раритеты военно-исторических музеев

Подвиг с двумя неизвестными