Маркетологи и копирайтеры часто спрашивают, какова оптимальная длина статей, писем и пресс-релиов. Это резонный вопрос: людям нужна отметка, после которой они чувствуют, что проделали хорошую работу.
Как в школе: «сочинение должно быть не менее полутора страниц». Раньше я не знал, как квалифицированно ответить на вопрос об оптимальной длине текста. Я ссылался на авторитетов: Огилви, Кейплза и Шугермана. Но их мнение не подкреплялось исследованиями на базе русского языка. Поэтому я провел собственное исследование: проанализировал 500 статей в журналах, 500 постов в социальных сетях и 500 рассылок.
Благодаря полученным данным я вывел формулу оптимальной длины текста:
оптимальная длина текста — пока интересно
Интерес — единственная мера длины текста. Читатель прочитает текст любой длины, если ему интересно. Читатель не прочитает даже одного предложения, если ему скучно.
Формула интереса
Интересный текст соответствует четырем критериям:
- Читатель понимает текст
- Из текста читатель узнает что-то новое
- Информация из текста помогает читателю улучшить жизнь
- Читатель понимает, что информация ему помогает
Критерии субъективные: для одного человека текст интересный, для другого — нет. Для наглядности и чтобы меня перепостили паблики о копирайтинге, я нарисовал плакат в виде псевдонаучной блок-схемы:
Плакат «Как узнать оптимальную длину текста».
Распечатайте и повесьте возле рабочего места
Как проверить себя
Когда пишете текст, задавайте к каждому абзацу четыре вопроса:
- Читатель понимает, о чем сказано в этом абзаце?
- В этом абзаце есть что-то новое?
- Это новое поможет читателю улучшить жизнь? Почувствовать себя лучше?
- Читатель понимает, как улучшить свою жизнь с помощью этой информации?
В хорошем тексте на эти вопросы ответ будет «Да».
Обратите внимание: на интерес влияет не фактическая польза от статьи, а воспринимаемая читателем польза. Если читатель не доверяет вам, то он потеряет интерес.
Когда в следующий раз очередной умник начнет рассуждать, что оптимальная длина текста такая-то (тысяча знаков, две тысячи, страница, экран, две минуты чтения, чем короче — тем лучше), встаньте, подойдите к нему близко-близко и отчетливо, зычно произнесите: