Ищем смысл жизни. Часть 1. Комплексное развитие.

11 июня 2017

Поиску смысла жизни люди порой отводят всё жизнь. Ведь действительно интересно же узнать зачем мы появились, какова наша цель и где спрятан наш жизненный смысл.

Различные философские течения развивались тысячелетиями и до сих пор не нашли той волшебной таблетки или 5 простых упражнений, что бы сделать твою жизнь проще потратив всего 15 минут в день.

Для начала давайте узнаем какой "смысл жизни" нашли лучшие умы нашей цивилизации. И начать предлагаю с философов древней Греции и Рима.

Давайте сразу оговоримся на эту и будущие статьи, что искомый смысл жизни очень зависит от конкретного человека и условий в которых он обитает. Представьте себя в 2 разных ситуациях: 1. Вы раб на галерах, 2 . Вы император, который едет на галере.

Поиску смысла жизни люди порой отводят всё жизнь. Ведь действительно интересно же узнать зачем мы появились, какова наша цель и где спрятан наш жизненный смысл.

Примерив на себе данные роли не сложно понять, что мысли, действия и мировоззрения этих 2 физически близки, но морально далёких людей кардинально отличаются. Могу предположить, что мысли первого человека звучат примерно: "Как бы мне выжить", а второго "как бы сделать так, что бы страна выжила."

Я надеюсь с этим все согласны? Если нет- аргументируйте в коментах.

И так, какой же ответ даст нам человечество на вопрос о смысле жизни?

- Начнём с Древнегреческого философа Сократа. Сократ видел смысл жизни не в накоплении материальных благ, а в развитии умения "очищения" своей души. Для этого он предлагал познавать самого себя и налаживать диалог души самой с собой. Сократ очень много времени проводил на площадях, разговаривая с людьми, потому что он считал что именно в диалоге рождается истина, которая не зависит от мнения конкретных людей. Чем больше людей, чем шире диалог- тем ближе к истине.Иронично, но своим диалогом Сократ обычно показывал глубокое невежество своих собеседников. Причем прошу заметить, что Сократ не считал себя мудрым. По его словам от только стремился к мудрости. Именно по этому он ничего не записывал. За ним записывали его ученики.

-Ученик Сократа Платон предлагал развивать себя комплексно.Он считал, что нужно развиваться физически, не забывая о душе. Другими словами развить себя физически, психически, умственно и духовно. Только совокупно развивая все аспекты жизни можно придти к гармонии. «Крепость тела содействует правильному мышлению», – говорит Платон, психологическое же развитие заключается в контроле своих мыслей, чувств и речи. Высшем проявление чувств Платон считал любовь. Развивать же ум (рациональное, понятийное мышления) необходимо для понимания мироустройства. Развиваться духовно - это познавать себя, своего "божественного духа". Ведь именно там, по мнению Платона хранится мудрость.

- Аристотель (ученик Платона) считал, что целью всех человеческих поступков является счастье , которое состоит в осуществлении сущности человека. То есть говоря языком популярной психологии: поступай как велит сердце, "Душа есть причина и начало живого тела…". Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа- над телом, разум- над чувствами. Аристотель считал, что существует 3 типа души: растительная душа (основной функцией является питание), чувственная (духовные познания и деятельность) и животная (ощущения).

- Эпикур считал смыслом жизни - получение удовольствия. Нет, это не наслаждение утренним кофе в Париже. Всё гораздо интереснее: Эпикур считал наслаждением избавлением от физической боли, страха смерти, душевного беспокойства, страданий. Ведь тяжело наслаждаться кофе беспокоясь, о чем то, не так ли? Идеалом жизни является жизнь в "укромном месте", в кругу близки друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцания. Ведь сами Боги, по мнению Эпикура, отрешенно наблюдают за нами.

- Кинини (сюда входят такие философы как Антисфен, Диоген Синопский) считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). Они полагали, что лучше всего уметь довольствоваться малым и избегать зла. Так человек становится независимым от внешнего мира, который неподвластен человеку и непостоянен. Данное учение можно охарактеризовать как стремление к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

- И закончим мы на Стоиках. Они считали, что целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. В переносном смысле стоицизм — твёрдость и мужество в жизненных испытаниях. Данное учение разделяют на 3 части: логику, физику и этику. Известно хорошее сравнение данной философии с фруктовым садом: логика является оградой, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Логика (ограда) - это умение говорить и спорить. Физика (растущее дерево)- умение контролировать свои эмоции. Этикой (плодами) называют нравственность действия : всякое нравственное действие является самосохранением и самоутверждением, что увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение,что является утратой собственной человеческой природы.

На этом мы закончим наше знакомство с древнегреческой и Римской философией и попытками найти истинный смысл жизни.

Возможно, в этих учениях Вы смогли найти себя, что даёт Вам полное право называть себя последователем данных философских школ. Но прежде чем так заявлять я рекомендую всё же ознакомиться с ними поближе. Возможны дискуссии по этому поводу. Интернет полон умных и образованных людей.

В следующих статьях мы продолжим поиск смысла жизни у различных авторов и направлений философии. А так же в заключительной статье я соберу лучшие комментарии к статьям и возможно это станет новым учением.

Лучшая благодарность автору- это like. Лучшая оценка- репост. Спасибо за внимание.

Вот Вам ссылка на следующие части статьи:

Ищем смысл жизни. Часть 2. Жизнь- боль. Боли нет. Это можно доказать. Хотя, зачем?

Ищем смысл жизни. Часть 3. Всё в руках господа.

Ищем смысл жизни. Часть 4. Отказаться от всего.

Ваш К.Ант.