Солдат и в мирное время на войне.
А.В.Суворов
Принцип «Всегда» ценится во всём. В товарах и вещах – это долговечность, в людях – надёжность, в магазине – круглосуточность, в чувствах – постоянство.
Корпоративное правило. Сотрудник компании всегда отвечает за свои поступки. Внешние обстоятельства, влияние других или приказ сверху не отменяет этого принципа
Шаг назад – смерть. Вперёд два, три и десяток – позволяю.
А.В.Суворов
Это одно из важнейших правил. Соблюдение или несоблюдение его означает, являетесь ли вы эффективным менеджером, и способны ли ваши сотрудники быть верными компании.
Одно следствий – сотрудник обязан думать, что он делает, даже получив прямой приказ, даже находясь дома за новогодним столом, даже будучи в плену у разбойников.
Часовой, на которого враг наставил оружие, делает выбор. Он может сдаться, спасти жизнь и стать виновником гибели товарищей или закричать, предупредить их, тем самым погубив себя. Ваши часовые должны кричать. Тогда меньше желающих будет к ним (т.е. и к вам) подбираться.
В этом принципе заложено, казалось бы, противоречие. От сотрудника требуется всё время думать, оценивать полученные от начальства приказы и одновременно – отвечать за свои действия, быть исполнительным несмотря ни на что.
Но это противоречие возникнет лишь в одном случае – т.н. «преступного приказа». То есть когда, оценивая полученное распоряжение, сотрудник понимает, что не должен его исполнять. Что делать в этом случае – чуть ниже. Во всех остальных случаях добросовестный менеджер отдаёт распоряжения, а сотрудник их исполняет тоже добросовестно и понимает, что, например, «я туда позвонил два раза, а мне не ответили» не является ни извинением, ни оправданием.
Этот принцип работает и на высшем уровне: что делать, когда спорный приказ отдало первое лицо компании? У кого переспросить и проверить?
Вот тут-то и «материализуется» корпоративный дух и внутренние правила. Если то, что вам поручил «главный босс» не противоречит ни букве, ни духу корпоративных правил, действуйте, не сомневайтесь. Но если противоречит – насторожитесь, попытайтесь прояснить ситуацию, а если не выйдет – откажитесь исполнять.
Или увольняйтесь, ведь правила, которые не разделяет самый главный человек компании, уже не правила, а игрушка для руководства. И вы, приняв их сердцем, становитесь сами для него игрушкой. Это унизительно, уходите.
Однажды компания, в которой я работал, пообещала продать клиенту пакет акций. Но в какой-то момент руководитель заколебался - гораздо интереснее было владеть акциями самим. Отказ от сделки был бы обычным в то время, но я, во-первых, не считал своего начальника «обычным», а во-вторых, не работал бы на нечестного. С большим сожалением я заявил, что буду вынужден уйти из компании, если обещание не будет исполнено. Удивительно, но начальник не только не уволил меня, но и изменил своё решение. А после этого - поблагодарил за то, что я удержал его от плохого поступка. К слову, клиент не стал пользоваться нашим предложением, но отметил, что очень рад, что мы держим слово. Наше сотрудничество продолжалось ещё долгое время.
Принцип «всегда», как и всё абсолютное, затрагивает и принцип «везде» - ответственность сотрудника не ограничивается его рабочим местом. Никого не удивляет требование хранить служебную (или государственную) в личное время и дома, правда?