Найти в Дзене
K47r

Тhe Harrah Collection (part 2: 1913 — 1940)

Продолжаю начатый ранее рассказ о музее, плавно переходя от пионеров автомобилестроения к известным (и не особо) названиям второй четверти 20го века. Кто пропустил первую часть — добро пожаловать, чтобы не потерять канву рассказа.

Итак, 1913 Cadillac Roadster уже с привычными нам электрическими стартером и освещением в стандартном для конвейерного авто являлся фактически пионером. Это логично вытекало из слогана 1908 года, который провозглашал полную стандартизацию для всех однотипных моделей компании: все части должны быть максимально точно обработаны и быть абсолютно взаимозаменяемыми.

Что они бесспорно подтвердили, разобрав 3 машины прямо перед 500 мильной гонкой, смешав детали в кучу и заново собрав машины обратно. Гонку они выиграли без проблем, получив за выигрыш премию Девар за наиболее значительный вклад в развитие автоиндустрии.

До времен Великой Депрессии компания Stutz была знаменита как лучшая американская компания, создающая спортивные машины. Ее создатель был в своем роде гением, основав ее в 1911 году и за первые же 5 недель спроектировал и создал свою машину с нуля, причем сразу же выкатив ее на трек Индианаполиса для участия в знаменитых гонках Indianapolis 500.

-2

Это была по сути "street-legal" версия гоночной машины и пришла она финишу на 11 месте без каких-либо поломок, что сразу отразилось в слогане "Машина, которая была сделана хорошо всего за день". К сожалению компания не пережила Великую Депрессию и закончила свое существование в 1934.

Интересный автомобиль попался мне в тематической аллее, где стилистика выполнена в духе соответствующего времени, 1913 K-R-I-T “KT” Five Passenger Touring Car. Эмблемой для нее служил древний и печально знаменитый после второй половины века знак удачи.

-3

Компания K-R-I-T, производила автомобили с 1910 года, в вариантах от двухместных спортивных до 5-ти местных туреров и далее в 1916 году была выкуплена Паккардом. В дальнейших моделях Паккардов некоторое время довольно сильно просматривалась их стилистика.

Те же Братья Додж использовали другой известный символ — звезду Давида, с пересекающимися буквами "“DB” в середине. Существует много теорий: от значения символа "понимание и единение" в смысле крепкого братства, стандартного символа шерифов (один из братьев всегда поддерживал локальную полицию) до герба старого Dodge City. В 1915 году они переквалифицировались из производителей велосипедов и запчастей для более именитых автопроизводителей в самостоятельную фирму.

-4

Их модель 1915 Dodge Brothers “110” W.B. Touring могла похвастать богатым оснащением уже в базе, за ту же цену, что и базовый Форд Т: кожанный салон, спидометр, складывающаяся крыша, ветровое стекло, набор инструментов, площадка для номера, 12 вольтное освещение, электрические стартер и сигнал. В Первой Мировой войне эти машины использовались как кареты скорой помощи.

Уже в те года машины были на различный вкус и различную толщину кошелька. К примеру, 1914 Imp “Z” Cycle Car был построен на деревянной раме с 2х цилиндровым мотоциклетным мотором на 12 лошадей, стоил как половина фордовской модели "Т" и был бюджетным вариантом для тех, кто решил все-таки попробовать новые "безлошадные повозки".

-5

Но публика все же предпочитала более элегантные и закрытые автомобили, такие как довольно редкую модель 1914 Fiat Seven Passenger Touring, собранную специально для американской публики на местных же мощностях, для снижения 45% налогового сбора. 7 мест, мотор на 6 цилиндров и 50 лошадей, который обкатывался и побеждал в различных гонках и заоблачная цена в $5,150. Фиат был первым из европейских производителей, кто начал собирать машины из готовых частей в Америке для снижения ввозной пошлины, после них подтянулись и другие.

Многие пытались обкатывать необычные схемы и подходы для привлечения покупателей. Так 1915 Briscoe B-15 Clover Leaf Roadster мог похвастаться композитным кузовом еще до эры стекло-угле-волокна, но только из папье-маше, головным светом типа "глаз циклопа" в центре радиатора и уникальной посадкой "лист клевера" для троих.

-6

Однако выяснилось, что машина при наезде на пешеходов может нанести серьезные травмы выступающей фарой, поэтому машина была "забанена" в большинстве штатов.

Один из старых жителей городка Рено — 1917 American La France Type 12 , в свое время купленный новым для пожарной команды в 1917 году и пробыв на службе до 1950, занял гордое место в музее.

-7

Интересна система пожаротушения на машине: в отсутствие мощных водяных помп для монтирования на автомобиль в то время, в баки заливали смесь воды и пищевой соды, при добавлении серной кислоты в баках выделялся углекислый газ, который создавал избыточное давление в баках и "выталкивал" воду для тушения пожара.

Некоторые компании в сегменте люкс прошли недолгий путь от производства конных пролеток до автомобилей с двигателями V8 всего за 10 лет. Так Cole Carriage Company уже в 1915 году начала использовать восьмицилиндровые двигатели на 80 лошадей, причем настолько успешно, что в 1917 других более не использовали.

-8

Модель 1917 Cole 863 Tourcoupé была всесезонной и могла быстро превращаться из закрытого купе в родстер, опустив стекла и крышу, причем все пряталось в подготовленных местах в считанные минуты. Однако к 1921 году компания встала перед выбором: слиться с другими или покинуть индустрию… в 1924 была выпущена последняя машина и фабрика закрылась.

Хотя, если говорить про вообще супер-экономный транспорт, то тут лавры бесспорно можно отдать фантазии создателей 1920 Briggs & Stratton “D” Flyer Buckboard. Кстати, фраза про пятое колесо в телеге здесь актуальна как никогда: в движение данное средство приводилось именно пятым механизированным колесом в 2 лошадиные силы:
— чтобы начать движение, его надо было опустить вниз рычагом,
— чтобы остановиться — поднять и нажать на тормоз, который прижимал задние крылья к колесам.

-9

Никаких лишних частей, таких как коробка передач, сцепление, кардан / цепь и т.д. Удобство и комфорт тут явно не играли основную роль.

А вот люксовые авто стали использовать исключительно 8 или даже 12 цилиндровые моторы. Так 8-ми цилиндровый 1919 Cunningham V-3 Six-Passenger Touring мог похвастаться мотором собственной разработки на 90 лошадей, а 1920 Packard Twin Size “3-35” Limousine с 12 цилиндрами только 95.

-10

Но при этом паккардовский Twin Six был настолько удачен и обеспечивал небывалую мягкость работы (на то время), что данное шасси с двигателем надолго стало фаворитом многих дизайнеров, создающих на их базе свои кузова по спец. заказам через дилерскую сеть.

Многие гранды, такие как Роллс-Ройс не чурались здорового этапажа, следуя своей доктрине и выпуская машины, которые просто невозможно не заметить. Как вам например такой 1921 Rolls-Royce Silver Ghost Boat Tail Speedster с кузовом из чистой меди, с элементами декора и инструментальной панелью из чистого серебра и никеля, и отделкой из эбенового дерева?

-11

Китч, показатель статуса и толщины кошелька, и бесспорно — внимание, являлись сопутствующими факторами безупречной в механическом плане машины, которая могла обеспечить комфортное передвижение даже на стандартных для нас скоростях.

А некоторые компании, такие как McFarlan старались изо всех сил, чтобы приблизиться к идеалу, заняв место бок о бок с Роллс-Ройсом. Ее машины отличались изысканностью интерьеров, безупречным качеством и набором всего необходимого для отдыха, пока вас перемещают по дороге: подушки, пуфики, курительные наборы, мини-бар, хрустальные подставки для живых цветов, и тд.

-12

Посему машины были востребованы богатыми бизнесменами, банкирами и дипломатами, которые с гордостью отзывались о нем, как об "американском Роллс-Ройсе".

В то время, как некоторые брендовые имена были у всех на слуху, искусство рекламы только начала зарождаться и Edward S. (Ned) Jordan решил, что есть огромный рынок и для его машин, которые он собирал из уже готовых деталей, заказанных у других компаний. Впервые в истории он разместил рекламу машины в… женском журнале, применив для разворота рекламы революционную и дорогую по тем временам 4-х цветную печать. Рекламный текст был выдержан в романтическом стиле с поэтическими вкраплениями, возвышенный и трогательный: женщина за рулем рассматривалась не просто, как некий вызов сообществу, но и обладающая особым шиком.

-13

Неудивительно, что 1926 Jordan J Playboy с легким алюминиевым кузовом и европейским дизайном, с V8 выдающим 64 лошади, нашел своих 11,000 покупательниц. Не пережив Великой Депрессии, компания была продана производителю пылесосов.

Многие известные имена производителей автомобилей связаны с Индианой, где их создания обкатывались на знаменитом треке Индианаполис. Так например братья Duesenberg, рожденные в Германии и приехавшие с родителями в Штаты, с младых лет занимались сначала починкой фермерского оборудования, производством запчастей и только в 1921 году решили открыть свою компанию. Как и многие инженеры, они специализировались только на производстве платформ "шасси + двигатель" для кузовных ателье, что являлось широкой практикой в то время.

-14

Немногие современники могли похвастаться производством DOHC V8 6.8л с мощностью в 256 лошадей, поэтому выражение "It's a Duesy" стало нарицательным, отдавая дань уважения инженерному гению, как например этот 1930 Duesenberg Model J с кузовом калифорнийского ателье Вальтера Мерфи.

Их машины стали настолько популярны и желанны для ценителей, что даже в 1970 годах создавались реплики, подобные 1935 Duesenberg SSJ Roadster, на заводах Duesenberg Corporation. Только использовались уже более современные материалы и двигатели: стекловолоконные или алюмонимиевые кузова на деревянной ясеневой раме, с мощными двигателями и автоматическими коробками передач и т.д.

-15

Данная машина оборудована крайслеровским наддувным двигателем на 504 лошадки и принадлежало актеру Sammy Davis Jr., которого вы можете помнить из фильма "Гонки Пушечное ядро".

Если упомянуть более "бюджетные" машины премиум-класса, то можно вспомнить 1932 Lincoln KA Murray, который был выпущен компанией в связи с очень жесткой конкуренцией в данном сегменте в тяжелые времена Депрессии, хотя по оснащению он был совсем не на бюджетном уровне: тяговитый V8, тормоза с вакуумным усилителем, автоматическая коробка передач и контролируемые термостатом жалюзи радиатора.

-16

Однако времена до Великой Депрессии явили миру весьма интересные по стилистике машины, одним из примеров является 1933 Auburn 12-161A в стиле спидстер, с "boat tail" дизайном для уменьшения драга. Исходя из индекса, можно понять, что под капотом стоял V12 на 160 лошадок, что при цене в $1,495 являлось самым привлекательным предложением на рынке, машин с 12 цилиндрами за подобные деньги никто более не выпускал.

-17

Плюс каждая машина проходила дорожный тест на разгон и кратковременную поездку со скоростью 100 миль в час (160 км/ч), после чего на панель врезалась табличка с гравировкой "Подтверждаю, что данный автомобиль был протестирован мной на скорости в 100.1 милю перед продажей" с росписью Эйба Дженкинса, профессионального гонщика.

Обычно цена любой машины с с 12 цилиндрами начиналась от $4,000 и многие компании отказались от их выпуска в связи с невостребованностью. Так 1938 Packard 1607 Convertible Coupeбыла последней моделью компании с V12, выпущенная партией в 323 единицы, после чего тот же Кадиллак с 16 цилиндровыми двигателями для представительского класса машин подхватил знамя.

-18

Политика компромиссов и неспособность конкурировать на рынке привела Паккард к закрытию в 1950 годах.

Ну и нельзя не упомянуть о немецкой классике, одном из самых красивых автомобилей — 1936 Mercedes-Benz Type 500K Special Roadster, которых было построено всего 29, из которых всего 5 дожили до нашего времени. Машина принадлежала принцессе Nina Mdivani, невестке знаменитого сэра Артура Конан Дойля, и была построена в кузовной мастерской Sindelfingen.

-19

Индекс 500К обозначал объем двигателя в метрических 500 децилитров с компрессором, причем при нормальном движении компрессор был отключен и двигатель выдавал всего 100 лошадей, но при необходимости, педаль газа нажималась "в пол", при этом подключался компрессор типа Roots и мощность вырастала до 160 лошадей.

Закончить вторую часть хочется примером того, как шутка, повторенная множество раз, может полностью очернить имя автомобиля. Итак, 1933 Austin (American) Series 2-75 Roadster, вполне достойная и симпатичная машина эконом-класса с 4 цилиндровым двигателем и смешной стоимостью в $305, которая произвела эффект разорвавшейся бомбы после своего представления с предзаказом в 180,000 единиц.

-20

Однако после начала производства только 8,558 машин нашли своих владельцев, остальные заказы были отменены по причине того, что остроумные корреспонденты и карикатуристы начали использовать имидж машины в своих сатирических статьях, шаржах и комиксах. Никто не желал становиться владельцем и соответственно объектом шуток, да и сама идея "маленькой машины" в Америке в те года не была особо популярна, в отличие от Европы, откуда машина и пришла с предком в виде British Austin Sevens.

Засим прощаюсь и третья статья Тhe Harrah Collection (part 3: самое необычное) будет посвящена интересным концептам и машинам с интересной историей.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Документы, вакансии и контакты