Гиперактивные или просто невоспитанные дети? Мифы и реальность

627 full reads
873 story viewsUnique page visitors
627 read the story to the endThat's 72% of the total page views
3 minutes — average reading time

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я, как психолог, разбираю в рамках текущего челленджа на Яндекс.Дзене популярные и не очень популярные мифы. В частности, развеиваю мифы в психологии. Есть готовые статьи в этом цикле, например про "дурную наследственность", про психологов, про полушария головного мозга.

Сразу оговорюсь, что цели этих материалов не раскрыть полностью всё, что только можно в одной статье про работу мозга, биологию, физиологию, химию и т. д. Цель сегодняшнего материала - осветить проблему с разных сторон, сделать теоретическое просвещение (оно же - обоснование), высказать свои предположения о том, как помочь тем, кто действительно сталкивается с проблемой. Если будет интересно читателям, мы углубимся в теоретическую часть, либо в практическую - так что буду очень рад комментариям, здоровым дискуссиям.

Сегодня предлагаю вашему вниманию разбор проблематики такой популярной и злободневной темы, знакомой, думаю, всем, у кого есть дети: гиперактивность, проблемы со вниманием. Коротко, существует СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивность. Проблема заключается в том, что с одной стороны современная школа очень любит своим ученикам "клеить" этот диагноз; с другой стороны, из-за злоупотреблений, многие не признают в обществе этот диагноз вообще (считают СДВГ мифом самим по себе); с третьей стороны, кто-то признаёт, но не до конца понимает. Истина, как часто бывает, не в крайностях, а по середине. Заблуждения берутся на какой-то почве определённой, а если хочешь понять, почему что-то происходит, почему миф возникает, надо ещё разбираться в том, кому это всё выгодно.

Картина: как выглядит СДВГ

Начну с того, что такое СДВГ. Давайте рассмотрим заглавную иллюстрацию к этой статье (кликабельно):

Ребёнок такой от невоспитанности банальной? Или с его психикой что-то не так? Разберёмся с этими вопросами
(С) А. Демидович. Специально для канала "Психология человеческих различий"
Ребёнок такой от невоспитанности банальной? Или с его психикой что-то не так? Разберёмся с этими вопросами (С) А. Демидович. Специально для канала "Психология человеческих различий"
Ребёнок такой от невоспитанности банальной? Или с его психикой что-то не так? Разберёмся с этими вопросами (С) А. Демидович. Специально для канала "Психология человеческих различий"

Наблюдаем тревожную, взволнованную маму, явно не контролирующую ситуацию. У неё маленький сын, видимо детсадовец или младшего школьного возраста. В комнате царит бардак. Мальчик - явный, как говорят в народе, "шилопоп". Думаю, что многие, кто посмотрят на картинку, сразу скажут: "банальная невоспитанность!", "с детьми заниматься надо!", "надо просто за ремень взяться и отходить негодника как следует!". Все эти предложения мы ещё сегодня разберём, включая последнее. Читатели постарше обязательно скажут, что в их детстве и молодости всё было по-другому (кстати, будут правы!)

Семиотика проблемы: симптомы, синдром, диагностика

С медицинской точки зрения, диагноз СДВГ действительно существует, но даже в среде врачей неоднозначное к нему отношение. Отмечу важные симптомы синдрома:

  1. Неспособность удерживать внимание на деталях
  2. Трудности в общении. Обращаешься к ребёнку, а он тебя словно не слышит.
  3. Избегание сложных интеллектуальных действий
  4. Сложности в переключении внимания - постоянные отвлечения и т. п.

В случае, если отмечают гиперактивность, а не только дефицитарность внимания:

  1. Постоянное движение. Ребёнок неусидчивый. Прямую позу за столом занять - целая история. Как Карлсон с пропеллером. Нужна постоянная активность, в том числе непроизвольная
  2. Ответы на вопросы, когда спрашивающий ещё даже не закончил. Приступает к заданию до того, как учитель/родитель/взрослый закончил объяснять
  3. Вторжение в чужое пространство. Допустим, взрослые говорят, а ребёнок может спокойно вмешаться, не понимая, что так делать нельзя

Для постановки синдрома необходимо подтверждение нескольких симптомов. Первая группа симптомов отвечает за невнимательность (рассеянность, дефицит внимания). Вторая - за импульсивность и повышенную активность. СДВГ бывает, по мнению специалистов, двух видов: вариант, где лишь дефицит внимания, а также вариант, сопровождающийся ещё и гиперактивностью. Также, обязательно должно быть отставание по уровню развития от своего возраста.

Так вот, далеко не все врачи поставят этот диагноз официально, потому что даже в медицинской среде о нём неоднозначное мнение! Если есть органические поражения определенных зон мозга, что подтверждается снимками, томографией, радиологическими исследованиями, фунциональной диагностикой, ЭЭГ, и т. д. (кстати, всё это довольно дорого стоит), то да, синдром является расстройством подтвержденным. Здесь действительно нужно компенсирующее лечение, так как выпадает определенная часть мозга по причине повреждения физического. Таких случаев, кстати, не так уж и много: это действительно серьёзно. Чаще же всего, врачи делают обследование на приборах, не обнаруживают органических повреждений. Да, выпишут лекарства (в основном ноотропы, либо лёгкие транквилизаторы, т. к. более серьёзное без оснований выписать не могут - не имеют права) и предложат "лучше воспитывать детей", заниматься с ними. Поставят диагноз ЗПР или ЗПРР. Могут ещё дать направление на облегчение школьной программы, так как сейчас с коррекционными школами всё плохо.

Техническое отступление: что такое внимание? как работает активность?

Прежде чем двигаться далее, позволю себе сделать для вас небольшой экскурс по тому, что такое внимание, как оно работает, а также поговорить о роли активности и гиперактивности, импульсивности. Эта статья не претендует на полное покрытие темы (но я сделаю это, если будет интересно!), но должна дать общее понимание обсуждаемых предметов.

Итак, внимание - это базовый психический процесс, без какого-либо продукта на выходе (в отличие от восприятия, например, или ощущений, где продуктами является информация); суть процесса: осуществление отбора информации (наш мозг получает большой поток сигналов, данных, возникающих в ходе работы с ними ассоциаций и т. д.); обеспечение избирательных и целенаправленных программ деятельности; постоянный контроль за протеканием процессов и их регулирование. Внимание как бы усиливает, энергетизирует собой другие психические процессы. Чем выше концентрация внимания - тем качественнее процессы.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным. Первое нам мало интересно: это, по сути, рефлексы, рефлекторные ответы на раздражители, происходящие помимо нашей воли. Произвольное внимание - гораздо более сложный феномен, явление. Там активно задействуются сознание, речь, большое количество зон мозга, локализованных в разных его полушариях.

Что ещё нужно знать про внимание?

Существуют доминирующие процессы. Они составляют предмет внимания, куда оно направлено. Также существует фон, на котором эти процессы разворачиваются. Поскольку внимание еще характеризуется объёмом, то есть размером и количеством наблюдаемых предметов (размер регулируется произвольно и сознательно), то значит, фон может становиться доминирующим процессом, либо наоборот. Всё в рамках фона происходит. Ещё одна важная характеристика, устойчивость внимания - способность удерживать те или иные предметы в определенное количество времени. Эта способность нарабатывается с опытом, а самое главное, с возрастом, по мере развития: маленькие дети могут удерживать внимание на одном предмете, в норме, не более 5-10 минут. И вот мы подходим к колебаниям внимания! Это как раз переключаемость с предмета на предмет; с фона на доминирующий процесс; амплитуда этих колебаний. У гиперактивных детей амплитуда очень высокая.

А что же такое активность и гиперактивность, как они завязаны на внимание?

Графическое изображение мозговых структур, описываемых в статье. Более подробные материалы будут в последующих статьях, если сегодняшняя тема будет интересна!
(C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"
Графическое изображение мозговых структур, описываемых в статье. Более подробные материалы будут в последующих статьях, если сегодняшняя тема будет интересна! (C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"
Графическое изображение мозговых структур, описываемых в статье. Более подробные материалы будут в последующих статьях, если сегодняшняя тема будет интересна! (C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"

Для начала, продуктом каких зон, участков мозга является внимание? Внимание является производным продуктом I функционального блока мозга (это древние, подкорковые структуры мозга: ствол, внутренняя "древняя" в плане эволюции кора полушарий, а также подкорковые органы вроде четверохолмия, гиппокампа, ретикулярных формаций, базальных ядер, гипофиза и гипоталамуса), отвечающего за тонус, энергетизацию процессов, а также III функционального блока мозга (расположен в передней части мозга: лобные и префронтальные доли), отвечающего за программирование, за контроль, координацию, настрой, а самое главное - за действия. Действия это что? Действия - это активность! Действия почти все - это движение. Какой процесс психический не взять - везде движение, либо хотя бы двигательные нейроны, будут задействованы. Вот здесь и происходит связка внимания и активности. У так называемых гиперактивных (напомню, я не разделяю мнение об этом феномене, как о чём-то плохом; не разделяю многих мифов) детей активность очень высокая. У них быстрый мозг, хорошая энергетика. Правда, если активность даётся очень большая, то могут происходить очень быстрые переключения с темы на тему. Бывает, что это не во вред качеству, особенно если ребёнка учили регуляции, воспитывали, помогали. Чаще же всё-таки во вред качеству, а ещё очень трудно уследить и управлять таким "дитём". Собственно, я писал статью о гипертимном типе личности, упомянал таких детей - можно почитать там подробнее. В норме, у гипертимиков есть что-то уравновешивающее их психику. Но бывают сочетания, например, шизоидности и гипертимности, где скорее всего и будет наблюдаться такой феномен, как СДВГ (без патологического расстройства, но требующий работы над личности).

Есть еще феномены импульсивного, необдуманного поведения. Случаи, когда резкий импульс идёт, делается первое, пришедшее в голову, без тормозов. Такое бывает, например, у эпилептоидного типа личности, хотя и не только, про что я пока ещё не писал, но обязательно напишу

СДВГ - миф сам по себе? Как и когда начали критиковать проблему?

В США первой пошла критика, причем как со стороны самих врачей, так и общественности. Суть в том, что заподозрена была во всём этом фармакологическая отрасль экономики: подловили нескольких врачей на выписке дорогих стимулирующих препаратов (у нас, к слову, запрещены многие из этих препаратов в стране, из того, что выписывают "тамошние врачи"), по причине личной заинтересованности - врачам доплачивали фарм. компании. Также было много исследований. Например о том, что лишь 20% детей на приёме у врача вели себя настолько, что действительно можно ставить диагноз. Чаще всего брали себя в руки, отвечали на вопросы, показывали интеллект, хорошее поведение и т. д.

Были скандалы, ну и как всегда, с водой выплеснули и ребёнка. Отсюда пошли, порой антинаучные теории о том, что СДВГ полностью выдумка. На самом деле, нет. Скажем, есть органическое заболевание, про которое я писал выше. Тут действительно всё понятно. Если же врачи не подтверждают заболевания мозга и нервной системы то, простите, это уже не медицинский диагноз, не расстройство. Это, скорее, какие-то черты характера, только очень яркие, собираемые в некий синдром, но не психатрический, а психологический. Всё по тому же принципу, как с акцентуациями, которым посвящено множество статей моего канала.

Таким образом, видим две крайности: полное отрицание явления, либо присваивание диагноза всем без разбору, чем очень любят развлекаться нерадивые преподаватели во многих школах (особенно в начальной школе!) и детских садах. Про полное отрицание явления я сказал уже - это не очень умно, поскольку есть заболевания неврологические, вызывающие действительные проблемы с вниманием и контролем.

А если обсуждать гиперактивность и проблемы с вниманием без привязки к неврологическим расстройствам?

Теперь давайте перейдём к проблемам педагогики, воспитания ребёнка с такими чертами, как проблемы со вниманием и повышенной активностью. Такие дети есть, бесспорно. Обычно, учителям и воспитателям наиболее комфортно работать с так называемыми "удобными детьми". С ними правда удобно. Скажешь делать то-то - он будет делать. Скажешь не делать - не будет делать. Послушные дети - это идеально, но так получается, что далеко не все дети такие, особенно в наше время. Поэтому, с трудными детьми работать непросто, ведь нужно тратить силы, выходить из комфортной зоны. Это всё вызывает раздражение, особенно если ещё и с родителями работать сложно, не находится общий язык.

Как хорошо всем, и родителям, и учителям, когда всё так мило и пушисто. Идилия. К сожалению, в реальности, всё по-другому
(C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"
Как хорошо всем, и родителям, и учителям, когда всё так мило и пушисто. Идилия. К сожалению, в реальности, всё по-другому (C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"
Как хорошо всем, и родителям, и учителям, когда всё так мило и пушисто. Идилия. К сожалению, в реальности, всё по-другому (C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"

Если рассмотреть те симптомы, что я перечислял выше, то получаем очень интересную картину. Невнимательность присуща очень многим детям по той простой причине, что внимание, как психический процесс, требует наработки, развития. Структуры мозга, отвечающие за внимание и восприятие, созревают к 9 годам, хотя окончательное их развитие приходится к возрасту 14-15 лет. Это не значит, что память и внимание не надо развивать в надежде, что само как-то созреет. Просто этим надо заниматься, но только не по традиционным методам, а с учётом особенностей. Детская нейропсихология сейчас активно изучает эти вопросы, разработаны методы по наработке внимания, восприятия, памяти (к слову, полностью взаимосвязанные процессы, не работающие один без другого). Импульсивность и активность - это вообще та стадия, через которую проходят многие дети, особенно мальчики. Здесь нужен контроль, нужно регулирование (в том числе внешнее), нужно, опять же, развитие. Вообще, этим должны заниматься обученные люди, педагоги, но всегда ли они это умеют? и всегда ли это хотят?

Итак, имеем неусидчивого, невнимательного, активного ребёнка. Как ему помочь, как его учить и воспитывать, развивать?

Речь пойдёт не о том случае, где поставили органическое поражение и серьёзное расстройство здоровья. Там без помощи психиатра не обойтись, но остальная терапия заместительная, в том числе психологическая, будет похожа на обычный вариант с компенсацией гиперактивности и невнимательности, разве что потребует гораздо больших усилий и отдачи.

Некоторые люди, не признающие явления вообще, предлагают воспитывать таких детей вот так:

Что там говорит старшее поколение? Непоротое поколение растёт? )))
(C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"
Что там говорит старшее поколение? Непоротое поколение растёт? ))) (C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"
Что там говорит старшее поколение? Непоротое поколение растёт? ))) (C) Depositphotos, Лицензировано для использования каналом "Психология человеческих различий"

В среде психологов однозначного мнения на этот счёт нет. Есть доминирующее мнение, что детей бить нельзя. Бить и истязать нельзя, но некоторое физическое воздействие в отдельных случаях может быть полезным. На эту тему было несколько исследований как в советские, так и в наши годы. В конце концов, как говорят нейропсихологи, развития без боли не бывает. Само наше рождение - уже боль, переход из одного состояния в другое. Про это всё как-нибудь в другой раз подробнее, но скажу так: куда как проще ударить, чем целенаправленно и долго заниматься. К тому же в случае импульсивного ребёнка, скорее всего результаты будут далеко не самые лучшие.

В развитии вообще всё происходит в комплексе. Существует большое количество упражнений для развития внимания, памяти, регуляции, контроля, волевых процессов. И тут активность как раз на руку играет - это лишняя энергия, которую можно направить, канализировать. Больше того скажу, что многие нейропсихологические коррекционные упражнения, занятия, так или иначе требуют двигательной активности, задействования двигательных и энергетических нейронов.

Самое главное при этом: систематичность и постоянность занятий, настрой на положительный результат. В гору подниматься тяжелее, а падать с горы - очень легко. Мы, на страницах моего канала, ещё не раз будем возвращаться к теме организации мозговой и нервной деятельности, психических процессов. Надеюсь, что эта статья, как небольшой экскурс ко многим темам, будет полезна в первую очередь родителям и неравнодушным педагогическим работникам! Если будет интересно, то будем обсуждать и теорию, и практику на страницах этого канала.

Благодарю за внимание! Буду очень рад комментариям - готов подискутировать, в конструктивных рамках

Игорь Кучаев