Пинега

13.07.2018

Начало: Захряпы # 1.1, Андомгора #1.2, Воронье поле в медвежьей стороне #2, На дальней станции сойду - трава по пояс...#3, Северная Двина -Мастерская Древоточцев #4, "Калмагоры"#5, Сокращающая путь 6.1

Пинега встретила пасмурностью, пророчащей дожди.
Ныне поселок, она прошла типичную для удалённых мест обратную карьеру: известна с 1137 года, как место знаменитого Пинежского Волока - кротчайшего пути из Архангельска в Мезень, второго по значимости северного морского порта тех времён. В 1780-м году Екатерина II повышает её статус до города, а к девятнадцатому веку Пинега становится глухим купеческим городком: новые "ворота в Европу" перераспределили торговые потоки и север начинает потихоньку "усыхать".

Ссыльные да купцы, вот и весь тогдашний круговорот людей.
Из наиболее "значимых" ссыльных, здесь окончил свои дни фаворит царицы Софьи Василий Голицын. Его появление, по словам Окладникова13 было благостным для края, по народному преданию Голицын выписал из Москвы свой конный завод и бесплатно раздал крестьянам Пинеги и Мезени кровных кобыл, для улучшения "мезенки".

Из революционно настроенных, здесь отбывали сроки Климент Ворошилов, Алексей Рыков и Александр Серафимович.

В период интервенции район Пинеги был занят англо-американскими войсками, пожалуй это единственный исторический факт владения англо-саксов нашими северами.

Советская власть в пинежских лесах разместила исправительно-трудовые лагеря Пинежского отделения ГУЛага - Кулойлага, памятник жертвам политических репрессий расположен в "володинском квартале", названном по имени купца Володина, рядом со стелой "ссыльным полякам".

Я предполагала, что польская экспедиция, шедшая на Мезень перед нами, эти места обязательно посетит - очень уж в последнее время поляки любят пнуть нас за жестокость и короткую память, но, как выяснилось, в музее они не появлялись, и вероятно, фактом ссылки своих соотечественников не интересовалась.

Напротив - памятник трелёвочнику, важность которого в этих краях трудно переоценить. По-моему, он даже в лучшем сохране, чем "петрозаводский".16 Вопреки распространённому мнению, моё внимание обратили на то, что по сути ОТЗ являлся сборочным предприятием по изготовлению трелёвочников, выпускавшимся с 1947 года на Ленинградском Кировском Заводе, за небольшими изменениями формы кабины.

Будучи здесь не пропустите указатель, ведущий к Пинежскому краеведческому музею. Его экспозиции прекрасно продуманны и информативны. Помимо традиционного быта,

здесь можно встретить уникальные вещи. Например, огромную чашу, напоминающую братину, из капа 1163 года с надписью на древнерусском. Позднее, в развале домов вдоль реки Мезень я найду пострадавшую чашу из капа ещё большего размера, но уже точёную на станке.

Бытовые зарисовки отражают тонкости и нюансы северного быта. Такие цветастые шкафчики мы встретим на Мезени ещё не раз рядом с осыпающимися от ненужности печками, затянутыми в расписные деревянные каркасы...

От информации на табличках, которыми сопровождаются все разделы экспозиции, становится грустно. Где же те хозяйства и как их теперь возрождать...

Довольно много внимания в экспозиции уделено Кулойлагу, но сделано это без пафосного надрыва, а сухой констатацией фактов.
Данилова Г.А., активно продвигающая в интернете свои книги о местных исправительных лагерях, отмечает, что Кулойлаг был одним из самых высоких по смертности, указывая 48, 7 %, в то время, как в ГУЛАГе она не превышала 6,0 %. Но, ни год, ни причины она не уточняет, вероятно рассчитывая на бессознательную аппроксимацию этого процента на весь период существования Кулойлага. В очень тщательной статье В.А.Митина и М.В.Митиной (Кулойский лагерь НКВД (1937 – 1960 гг.) указывается, что "самым высоким процентом (25%) смертности отмечен 1938 год. Но не надо упускать из внимания и 1937 г., смертность в котором всего за три месяца существования лагеря составила уже 3,3%." Далее Митин подробно описывает причины высоких цифр, связанных с организацией лагеря "в суровые зимние месяцы, неудовлетворительное снабжение теплой одеждой, тяжелый, непривычный для многих заключенных вид работ, полуголодное питание и произвол лагерной администрации, пик которого пришелся на это время, — все это в совокупности и привело к такому трагическому результату."

Ряд причин - объективная реальность, остальное - увы, человеческий фактор, не меняющийся испокон веков.
Так откуда же взялись пресловутые - 48,7%? В ответ - тишина...

Из интересных фактов оттуда же - от Даниловой: наибольшее число заключенных Кулойлага — «контрики» 77% (важно понимать, что по сталинскому УК к контрреволюционным относилась, в том числе, и группа уголовных преступлений, направленных на подрыв экономической мощи государства: грабежи, налёты, хищения), не исключено, что жесткость режима обусловлена именно тяжестью вины перед государством. Только после 1940 года, в связи с развернувшимся железнодорожным строительством на юге области и Коми ("Северной железной дороги") и "передачей в ГУЖДС (Главное управление лагерей железнодорожного строительства) большого количества заключенных, способных к тяжелому физическому труду" значительно изменилась качественная характеристика контингента "Кулойлага", увеличилась группа «В» (ослабленное здоровье) и инвалиды.

Не менее любопытно, что акцент в музейной экспозиции сделан на иностранных узниках, хотя по данным Даниловой контингент составлял: "русских было 60 %, остальные 40 % это украинцы, белорусы, поляки, татары, евреи, немцы, латыши, эстонцы, литовцы, узбеки, грузины".

Судя по фотографиям, вероятно в зависимости от режима содержания, иностранцы получали посылки с родины: много игрушек, утонченные вещички, журналы мод, которые использовались по прямому назначению - заключенными для лагерных служащих шились вещи на заказ.

"Милый, если меня сошлют за длинный язык или ещё какие прегрешения перед либералами я тоже смогу ещё немножечко шить, было бы кому журналы присылать..." - вырывается у меня, в процессе разглядывания экспоната "свадебное платье для невесты начальника".

Надо сказать, что местные несколько иначе относятся к исправительным лагерям, чем современные жители мегаполисов. Представьте, что ваше место жительства для кого-то может стать наказанием и отличаться ваш быт будет лишь формой существования, да и то, в тяжёлые времена не существенно: "Их гарантированно хоть чем-то кормили, а нам ту же еду нужно было зарабатывать". К тому же не надо забывать, что зачастую появление подобных учреждений приносило с собой улучшение инфраструктуры и работу.

Отдельная часть экспозиции музея посвящена геологоразведке. Невероятное количество кроков - рукописных карт и отчетов напоминают, что север ещё и стратегическая геологическая житница России.

Не удивительно, что Пинега стала музой для многих литераторов, вспоминается и Серафимович с первым рассказом "На льдине", и "Звёзды над болотом" Пикуля и товарищ Гриневский, он же Грин, с рассказом "Сто вёрст по реке".

В следующем году Пинеге исполнится 880 лет, но не верьте в административные единицы, это не посёлок, а маленький чудный старинный городок, сохранивший неповторимый дух севера. Услышав говор пинежан, на меня нахлынула ностальгия, здесь корни моей школьной подруги, сюда эта "молчаливая девочка с книжкой" сбегала на лето из шумного Ленинграда, и возвращалась с неизменным загаром и говорком, который быстро исчезал у неё, но всегда сохранялся у её бабушки и мамы…

Пока мы лакомились под местный квас горячими пирожками, кот производил фурор на деревянных мостовых. Сердобольные пинежанки, узнав в нём скитальца, готовы уже были поделиться кровом, но непреклонной рукой, пропылившаяся легенда была отправлена в машину.

Уже по возвращении я узнала, что пропустила деревянную набережную, живописные остатки которой до сих пор радуют глаз, но это лишь значит, что список поводов вернуться обогатился ещё на один пункт.

Продолжение следует #6.3 Кимжа

2016 #ЛИСточки #Лисьитропы