ЕГЭ по химии провалили... составители. Ошибки в условиях?

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

ЕГЭ по химии 2019 протекало очень тяжело. С 2009 года - это ЕГЭ было, пожалуй, самое трудное. И дело не только в заданиях, уровне их сложности и качестве подготовки абитуриентов. Чтобы экзамен стал таким... запоминающимся, приложили ручку все, кто только мог - и организаторы, и составители, и эксперты. Только вот отдуваться пришлось детям и мамам-папам. И цена за этот экзамен была огромной - нервы, нервы и еще раз нервы!

Я уже писала о грубейших ошибках экспертов, о более чем идиотском расписании экзаменов. Сегодня речь пойдет о корректности заданий ЕГЭ. Господа организаторы, если вы думаете, что ваши ошибки можно скрыть за, так называемой, тайной экзамена, то вы очень и очень ошибаетесь! Ребятам рот не заклеишь. Первое, что они делают, выйдя из аудитории, звонят маме и пересказывают условия задач. Память у них отличная, поэтому они помнят практически каждую цифру. Многие группы в социальных сетях просят ребят записать задания ЕГЭ, чтобы подрастающее поколение могло готовиться по реальным задачам, а не по ежегодно повторяющейся ерунде из сборников. Если вы не ленивый преподаватель, то за день соберете задания ЕГЭ со всех регионов нашей необъятной Родины. Будет чем заняться летом в отпуске - наслаждаться решением и методическим анализом задач!

Чем я и занялась на досуге под соловьиные трели из березовой рощи. Буквально первые анализируемые задания меня неприятно удивили своей некорректностью. Дабы не быть голословной, привожу пример одной из задач 34-го задания ЕГЭ.

34-е задание (восстановлено по памяти)

Растворимость безводного гидрокарбоната натрия при некоторой температуре составляет 12,6 г на 100 г воды. При этой температуре приготовили 450,4 г насыщенного раствора гидрокарбоната натрия. Раствор разлили в две колбы. К раствору в первой колбе добавили избыток раствора гидроксида бария. При этом образовалось 39,4 г осадка. К раствору во второй колбе добавили 245 г 20%-ного раствора серной кислоты. При этом образовалась средняя соль. Определите массовую долю серной кислоты в конечном растворе во второй колбе.

Думаю, не открою секрет, если скажу - избыток или недостаток реагента (т.е. количество) часто определяет качество продукта. Чаще всего такое наблюдается при получении кислых солей: при избытке многоосновной кислоты образуется кислая соль!

Процитирую еще раз условие задачи: "... При этом образовалась средняя соль. Определите массовую долю серной кислоты в конечном растворе во второй колбе". Поскольку необходимо определить массовую долю непрореагировавшей серной кислоты, значит она была в избытке. Господа, какая средняя соль?! Вы белены объелись?! Это вам не споры о продукте в ОВР, это - ошибка составителя! Вы ляпаете задания ЕГЭ, даже не читая их содержание?! Мне стыдно за вас!

Конечно, можно отбрехаться, сказав, что в задании вы имеете право предположить любой продукт. Даже если он не получается в условиях Земли, ученик должен понимать, что такой продукт может образоваться, например, на Альфа Центавра. Нормально! Зачтено! Только зачем вы душите ученика, который не учел избыток щелочи в первой реакции, решив оставшуюся часть задачи абсолютно верно?! Между прочим, на Альфа Центавра в аналогичных реакциях щелочь в продуктах никогда не образуется (можете со мной поспорить, если не боитесь).

Кстати, абитуриент, о котором идет речь, апеллировал 30 задание, за правильное выполнение которого он получил всего 1 балл (я об этом писала в другой статье, Пример 2). Чтобы не добавлять еще 1 балл, эксперты не нашли ничего лучшего, как начать проверять задание, оценку которого ученик не оспаривал.

Привожу небольшой фрагмент из рассказа ученика об апелляции.

Оказывается, ребенка доводить до истерики можно только за то, что он не учел качественные последствия избытка реагента. А условие, в котором при избытке серной кислоты получают среднюю соль - это нормально?! Что позволено Юпитеру - не позволено быку?

Считаю, если в условии допущена ошибка, такое задание должно оцениваться максимально возможным баллом, даже если абитуриент ничего не сделал! И обязательно нужно извиниться перед учеником! За ваши ошибки, господа составители, платите сами - своими премиями, зарплатами, рабочими местами! Знания детей должны контролироваться по качественным КИМам, а не по наспех сляпанной рыбе!

Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова