30 ноября 1853 г. русская эскадра в составе шести линейных кораблей вошла в Синопскую бухту и, встав на якорь, открыла сокрушительный огонь по неприятелю. Буквально в течение полутора часов дело было сделано - турецкие суда уничтожены, береговые батареи подавлены, а город сожжён. Вырваться из гавани удалось только пароходофрегату «Таиф» ("Tayf"), под командованием англичанина Адольфуса Слейда, занимавшего в турецком флоте должность Мушавер-паши (главного советника флота).
По сей день в русских источниках действия парохода «Таифа» рассматриваются через призму позорного бегства, показывающего всё ничтожество английского офицера. Оценив обстановку, Слейд понял, что дело идёт к полному разгрому и, прикрывшись от русского огня линией своих кораблей, самовольно покинул поле боя. Описание действий «Таифа» обычно подкреплялось схемами сражения, на которых курс парохода был проложен за линией турецких судов.
Однако английская и турецкая версии событий рисуют нам совершенно иную картину сражения. Прежде всего сам Слейд оставил подробные мемуары, где указал, что не участвовал в сражении, находясь в момент гибели турецкой эскадры в Босфоре в качестве военного советника на фрегате «Нусретие». Кроме того, должность «Мушавер-паша» в турецком флоте больше соответствовала командующему эскадрой и по статусу он просто не мог командовать таким мелким кораблём как «Таиф». Настоящим капитаном парохода был Арап Яхья Бей, рапорт которого о сражении был найден в турецких архивах.
Прежде всего турецкий адмирал Осман-паша не испытывал иллюзий по поводу боеспособности своей эскадры и, задолго до начала сражения, отдал приказ согласно которому при атаке русских, пароходам надлежало прорываться в открытое море.
Всё утро шёл мелкий дождь, сопровождаемый порывами холодного ветра. Едва русские паруса показались в серой пелене водяной взвеси, Яхья Бей приказал разводить пары. Пароход двинулся на прорыв спустя десять минут после первых выстрелов.
Практически все современники и участники боя указывают, что курс «Таифа» проходил не вдоль берега, за турецкими судами, а вдоль боевой линии русских кораблей. Пароход на всех парах двигался под шквальным огнём с обеих сторон. Расстояние до русских линкоров было не больше кабельтова (около 200 метров). Пароходу было достаточно получить несколько ядер в гребные колёса и гибель была бы неминуема. Однако «Таифу» удалось проскочить по «аллее смерти» без повреждений.
На «Париже», стоявшем в центре бухты, по всей видимости, не успели среагировать на выдвижение «Таифа» из линии турецких судов. Облака порохового дыма заволокли бухту и комендорам приходилось ориентироваться только по вспышкам вражеских орудий. Следующий линкор «Три Святителя» должен был изрешетить пароход, но турецкое ядро перебило на корабле шпринг и парусник развернуло кормой к берегу. Воспользовавшись этим, турецкая батарея № 6 начала расстреливать «Три Святителя» продольным огнём. В этой обстановке концевому «Ростиславу» было уже не до «Таифа». Линкор сосредоточил всю свою мощь на турецкой батарее, безнаказанно осыпающей ядрами «Три Святителя»
Но вырвавшись из огненного ада «Таиф» так и не приблизился к спасению. Путь пароходу преградили расположенные мористее основной эскадры 44-пушечный «Кагул» и 54-пушечный «Кулевчи». Имея почти пятикратное превосходство в орудиях, а главное возможность для маневра, русские фрегаты устремились на перехват беглеца. Корабли бортовыми залпами старались прижать «Таиф» к берегу, но Яхья Бей искусно маневрировал, не забывая при этом и хладнокровно отстреливаться. Турку удалось переиграть русских капитанов и к половине второго «Таиф» уже почти оторвался от лавирующих против ветра фрегатов, но впереди показались три парохода отряда адмирала Корнилова.
Пароходы «Одесса» и несколько отстающие «Крым» и «Херсонес» двинулись наперерез «Таифу», стремясь взять турецкий корабль на абордаж. Но и здесь «Таифу», отчаянно маневрируя, удалось уйти от преследования, скрывшись в налетевшем шквале. Кроме того, в ходе оживлённой перестрелки туркам удалось разбить носовое орудие «Одессы». Неизвестно, чем бы закончилась история, дойди дело до абордажа, но экипаж «Одессы» составлял 194 человека, а на «Таифе» находилось более 300 «башибузуков» которым терять было уже решительно не чего.
Капитан «Таифа» Яхья Бей показал себя умелым и хладнокровным командиром, сумевшим трижды прорваться сквозь превосходящие силы противника. К двум часам ему удалось отвлечь на себя пять русских кораблей из одиннадцати. Повернись ход сражения иначе, выпусти турки на несколько удачных выстрелов больше и положение Нахимова могло оказаться тяжёлым. Отчаянный турецкий капитан оставил русскую эскадру без пароходов, способных обеспечить маневр и вывод из-под огня повреждённых кораблей.
Вечером, огибая Синоп с севера, Яхья Бей видел зарево гигантского пожара, охватившего кварталы города. Пароход через день прибыл в Стамбул с известием о гибели эскадры. В пути на «Таифе» кончился уголь и экипаж был вынужден сжечь почти всё дерево, что было на корабле. По данным французского официоза «Le Moniteur», корреспондент которого побывал на «Таифе» сразу после его возвращения в Стамбул, на пароходе было 11 убитых и 17 раненых.
Прорыв «Таифа» тут же оброс легендами, мол, капитан Яхья Бей ожидавший награды за спасение корабля, был отдан под суд с лишением чина «за недостойное поведение», а сам султан якобы выразил своё неудовольствие поведением капитана сказав:
«Я бы предпочёл, чтобы он не спасся бегством, а погиб в бою, как все остальные».
Впрочем, никакого подтверждения в источниках эти выдумки не нашли. Капитан Яхья Бей продолжил свою службу, тихо и мирно выйдя в отставку уже после войны.
В продолжение темы, хочу предложить Вам ещё статьи о парусном флоте:
ОХОТА ЗА "СЕРЕБРЯНЫМ ГАЛЕОНОМ"
ПОТЕРЯТЬ "КОРОНУ", "МЕЧ" и "ДЕРЖАВУ"
ГАЛЕОНЫ ПОД БЕЛЫМ ОРЛОМ. ГРОМКАЯ ПОБЕДА ПРИ ОЛИВЕ
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КОРАБЕЛЬНЫХ ФЛАГАХ
"КОРОТЫШКА" ЛЮКА. САМЫЙ БОЕВОЙ КАПИТАН ФРАНЦУЗСКОГО ФЛОТА
ГИБЕЛЬ ГЕРОЯ. КАПИТАН АРИСТИД ДЮПТИ-ТУАР
ЗА ЧТО РАССТРЕЛЯЛИ АДМИРАЛА БИНГА?
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.