Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

По следам Врубеля в Третьяковке: не путайте хтоническое с демоническим

Каждого великого человека подстерегает опасность стать заложником мифа о самом себе. Большинство не видит Ван Гога дальше подсолнухов и отрезанного уха. Для большинства Врубель — это «Демон» и ничего, кроме «Демона».

Почему у его Богородицы большие глаза? Потому что она демоническая. Почему он не был счастлив? Потому что его преследовал Демон. Почему он сошёл с ума? Потому что его догнал Демон. Конечно, это огромное упрощение, но это миф, а любой миф продаёт и привлекает внимание, так что даже Третьяковская галерея порой злоупотребляет мифологией.

Михаил Врубель. 1. Богоматерь с младенцем (фрагмент). 1885. Иконостас Кирилловской церкви в Киеве. 2. Голова Христа. 1888. Гретьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. 1. Богоматерь с младенцем (фрагмент). 1885. Иконостас Кирилловской церкви в Киеве. 2. Голова Христа. 1888. Гретьяковская галерея, Москва

В экспликациях на стенах колоссальной выставки Врубеля (я была на ней трижды и пойду ещё) мы читаем, что образ Демона «властвовал долгие годы над художником», что «лик Демона проступает так или иначе чуть ли не во всех работах Врубеля 1890-х годов».

Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. 114 × 211 см. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890. 114 × 211 см. Третьяковская галерея, Москва

Из экспликации мы узнаём, что «Лежащая обнажённая женская фигура» — «существо демонического рода». В общем, кругом демоны, никуда от них не деться. Но чтобы развенчать этот миф, достаточно всмотреться в работы на той же выставке и заглянуть в словарь. Начнём с последнего.

Михаил Врубель. «Лежащая обнажённая женская фигура (со спины)». 1902. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. «Лежащая обнажённая женская фигура (со спины)». 1902. Третьяковская галерея, Москва

Слово «демон» происходит от древне-греческого «даймон» — «дух, божество». Это вовсе не адская, сатанинская сущность, а сверхъестественный персонаж (хоть дух леса, хоть ангел-хранитель). В христианском словаре «демонами» стали все языческие божества.

Михаил Врубель. «Демон поверженный». 1902. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. «Демон поверженный». 1902. Третьяковская галерея, Москва

Обратимся теперь к наследию Врубеля. Его «Демоны» — что сидящий, что поверженный, что летящий — не исчадия ада. Демон Врубеля — это мятущийся, ищущий дух, глубоко несчастный и не знающий покоя. Он вызывает не страх, а сострадание. В нём борются противоположные устремления, что особенно хорошо видно в иллюстрации «Демон и Ангел с душою Тамары».

Михаил Врубель. 1. «Демон и Ангел с душою Тамары». Музей русского искусства, Ереван. 2. «Демон у стен монастыря». Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. 1. «Демон и Ангел с душою Тамары». Музей русского искусства, Ереван. 2. «Демон у стен монастыря». Третьяковская галерея, Москва

Здесь совершенно очевидно, что тот и другой — близнецы-братья, два проявления одной сущности. Ангел, разумеется, лишён каких бы то ни было демонических черт, которые всюду усматривают творцы мифа о Врубеле, — не считая 100% портретного сходства. Потому что не демоническим одержим Врубель, в хтоническим, и это отнюдь не одно и то же.

Михаил Врубель. «Летящий Демон». 1899. Русский музей, Петербург
Михаил Врубель. «Летящий Демон». 1899. Русский музей, Петербург

Слово «хтонический» происходит от древнегреческого «почва», и «хтоническое» суть сверхъестественное, загробное, потустороннее, природное. Хтонические существа — это и духи природы, и духи предков. Хтонические черты есть у древнегреческой богини земли Геи и у бога морей Посейдона, а не только у первым приходящего на память Аида.

Михаил Врубель. «Богатырь». 1898. Русский музей, Петербург. (справа моя фотография фрагмента картины)
Михаил Врубель. «Богатырь». 1898. Русский музей, Петербург. (справа моя фотография фрагмента картины)

Так вот, Врубель хтоничен, в его картинах почти всегда присутствуют сверхъестественные, природные, языческие силы. К примеру, «Богатырь», плоть от плоти обступившего его леса, это не просто герой русских былин — это персонификация сил природы, дух бурелома, через который не пройти без помощи волшебного проводника. По замыслу Врубеля, «исполинские фигуры богатыря и его верного коня должны были стать выразителями идеи силы и мощи Русской земли» (цитата из экспликации к картине).

Михаил Врубель. «К ночи». 1900. Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель. «К ночи». 1900. Третьяковская галерея, Москва

Или вот моя любимая картина «К ночи», которая меня завораживает каждый раз как первый. Затянутая облаками Луна, крестьянин с посохом, мирно пасущиеся кони, поросшее репеем поле — и ни намёка на «лик Демона» или что-то в том же духе. А всё-таки эта озарённая внутренним светом картина будто бы наэлектризована древней языческой магией. Если над этим полем пролетит Вакула верхом на чёрте, крестьянин вряд ли испугается.

1. Моя фотография с выставки. 2. Михаил Врубель. «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова». 1897. Третьяковская галерея, Москва
1. Моя фотография с выставки. 2. Михаил Врубель. «Портрет Саввы Ивановича Мамонтова». 1897. Третьяковская галерея, Москва

Даже Савва Мамонтов у Врубеля хтоничен — напряжённо замерший маленький человек, который внутренне несоизмеримо больше, чем внешне, который и творит нечто несоизмеримо большее, чем может себе вообразить, будто есть в нём ему самому неведомая сверхъестественная сила. Мамонтов, так же, как и почти все герои Врубеля, высечен из камня… Но об этом в следующей статье, посвящённой цвету и форме у Врубеля.