Пропаганда и рекламные трюки. Как это работает?

Продолжение предыдущей статьи

В прошлой статье мы рассмотрели 5 ошибок мышления (когнитивных искажений), знания о которых могут помочь вам скорректировать свои жизненно важные решения, а также делать правильные выводы о поведении окружающих. Если вам не показалось это слишком нудным, то скорее всего вам будет интересно почитать и эту статью. Ведь вы наверняка знаете, что мозг выбирает между легкой и сложной задачей - легкую. Думаю, что догадываетесь также, что если постоянно идти на поводу у таких “его желаний”, то можно со временем деградировать. Ну да ладно, сейчас не об этом, продолжим рассматривать остальные ошибки мышления.

6. Эффект контекста

Это конструирование понятия об объекте на основании уже имеющегося представления о нем, с учетом добавления нового пережитого опыта, связанного с данным объектом.

Он может иметь большое влияние на маркетинговые и потребительские решения. Допустим, когда вы заходите в супермаркет, то к примеру, вам необходимо купить кофе, и вы чувствуете приятный аромат кофе, думая, что так пахнет, потому, что вы находитесь рядом с этим товаром, но это не так. На самом деле маркетологи, чтобы увеличить количество покупок, крепят к полке незаметный разбрызгиватель, который наполняет пространство ароматом кофе, чем увеличивает стимул к покупке. В данном случае “конструирование” происходит на основании того, что потребитель уже знал о кофе плюс в дополнение послужил аромат. Это упрощенная модель, так как в данном случае стимулов к покупке могло быть достаточно много. О таких уловках вы можете дополнительно почитать вот в этой статье.

7. Склонность к негативу.

Несколько десятилетий назад в США открылась радиостанция, которая решила транслировать только хорошие новости. Данная радиостанция долго не просуществовала, и была вынуждена прекратить вещание в связи с тем, что добрые известия не пользовались успехом среди слушателей. Так эволюционно сложилось, что мы склонны переоценивать значение отрицательных вещей, от этого во многом зависело насколько правильно человек мог оценить опасную ситуацию, это напрямую было связано с выживанием.Отсюда вывод, что информационное пространство просто переполнено плохими новостями, потому, что они находят отклик аудитории.

8. Эффект якоря

В книге «Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения» (Judgment Under Uncertainty Heuristics and Biases) Канеман, Тверски и Словик пишут:

"Во многих случаях люди оценивают что-либо, исходя из первоначальной величины, которая затем подгоняется под конечный ответ. Первоначальная величина, или точка отсчета, может быть подсказана в формулировке проблемы, или может являться результатом собственных расчетов. И в том, и в другом случае эти выкладки как правило необоснованны… то есть различные точки отсчета приводят к различным оценкам, которые склоняются к первоначальным величинам."

Например, если у вас спросят: “Как вы думаете, эта книга стоит дешевле 500 руб. или дороже?” Этот вопрос как-бы привязывает вас к числу 500, и вы уже, сами того не замечая, начинаете делать предположения, отталкиваясь от него. Если бы вам просто задали вопрос: “Сколько стоит по-вашему мнению данная книга?”, тогда результат был бы совершенно другим, нежели предыдущий. Это доказано экспериментально учеными-психологами, и этот эффект распространяется абсолютно на всех людей. Эффект все-равно работает, даже если человек знает о данном когнитивном искажении в нашем мышлении! И, наверное, не стоит объяснять, насколько широко применение данного эффекта маркетологами. Мы знаем, что в магазинах есть двойные ценники: старая цена и новая цена, и все-равно отталкиваемся от того, что нам навязывают, хотя и знаем, что это ложь.

Продолжение предыдущей статьи
В прошлой статье мы рассмотрели 5 ошибок мышления (когнитивных искажений), знания о которых могут помочь вам скорректировать свои жизненно важные решения, а также делать

9. Эффект фрейминга

Это когнитивное искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком. Это из серии таких утверждений, например, как: “стакан наполовину пуст” и “стакан наполовину полон”. Был проведен эксперимент, когда зрителям в разных группах показывали один и тот же ролик, где 2 автомобиля столкнулись друг с другом. Только вот вопрос после просмотра данного видео для каждой группы ставился по-разному. Глагол “столкнулись” заменялся на “врезались”, “налетели”, “задели”, “ударились”. Оказалось, что изменение постановки вопроса влияло на оценку изменения скорости автомобилей, несмотря на то, что ролик показывали во всех группах один и тот же.

Продолжение предыдущей статьи
В прошлой статье мы рассмотрели 5 ошибок мышления (когнитивных искажений), знания о которых могут помочь вам скорректировать свои жизненно важные решения, а также делать-2

10. Предпочтение нулевого риска

Предпочтение контролируемой, но потенциально более вредоносной (вследствие частого ее возникновения), ситуацией перед обратной. Происходит это по причине переоценки возможности контроля, то есть человек считает, что он полностью избавляется от риска, на самом деле не имея полного контроля. Но если посмотреть в целом, то это является снижением до нуля лишь одного, причем не самого большого риска. Например большинство людей предпочли бы уменьшить количество терактов до 0, вместо снижения аварийности на дорогах, даже несмотря на то, что второй эффект давал бы больше сохраненных жизней.

Продолжение предыдущей статьи
В прошлой статье мы рассмотрели 5 ошибок мышления (когнитивных искажений), знания о которых могут помочь вам скорректировать свои жизненно важные решения, а также делать-3

11. Эффект морального доверия

Заключается в том, что мы склонны приписывать человеку с “безгрешной” репутацией то, что любые его поступки в будущем будут безгрешны, то есть выдаем ему “кредит доверия”.

________________________________

И так, теперь вы в курсе всех ошибок мышления, и возможно будете применять эти знания на практике. Спасибо за внимание, подпишитесь на мой канал, и до новых встреч!