Часть XIX. Как "Аврора" демонстрировала Европе советский флаг
В 1924 году "Аврора" тряхнула стариной. Ее решено было отправить в дальний поход – с Балтики в Архангельск и обратно, с заходом в порты капиталистической Норвегии. Наркомат иностранных дел поначалу был настроен к этой идее негативно, но потом разрешил.
В грязь лицом ударить было никак нельзя. Для похода был сформирован Особый Практический отряд в составе крейсера и учебного судна «Комсомолец».
Поскольку покупку топлива за границей сочли непозволительной роскошью, крейсер завалили углем буквально от клотика до киля – в угольные ямы, во все проходы, в машинные отделения, в пространства между котельными кожухами…. Пожалуй, в последний раз "Аврора" принимала такое количество угля 20 лет назад, во время похода 2-й Тихоокеанской эскадры. Так же завалили углем и "Комсомолец".
Корабли без особых приключений добрались до Архангельска и вернулись обратно, по пути зайдя в норвежские Берген и Тронхейм. Комендант Бергена поначалу не хотел согласовывать сход на берег авроровского экипажа, мотивируя это тем, что, дескать, были у нас уже американцы, так они полгорода разнесли, - но, получив гарантии от капитана Поленова, посещение моряками города все же разрешил. И в тот раз обошлось. А вот год спустя…
Официально все было идеально-образцово:
Из приказа по РККФ от 16 сентября 1925 г. за № 407:
Заграничное плавание особого практического отряда в составе крейсера «Аврора» и учебного корабля «Комсомолец» дало весьма ценные результаты в отношении учебно-боевой подготовки нашего будущего комсостава и кадрового состава кораблей отряда. Дисциплинированное поведение команд при посещении иностранных портов показало большую сознательность нашего личного состава и снискало искренние симпатии со стороны трудящейся части населения посещаемых стран.
Однако же по прибытии в Архангельск список членов экипажей отряда уменьшился на четыре фамилии: их списали на берег «за неисправимо дурное поведение». Как явствует из секретного доклада по политической линии, начальник штаба отряда судов Домбровский не смог прибыть на прием к коменданту, будучи до безобразия пьян, а начальник курса ВМУ Билевич схлопотал 10 суток ареста без освобождения от исполнения служебных обязанностей за то, что норвежская полиция доставила его на корабль – опять же, по пьянке. Рядовые краснофлотцы не пьянствовали, но ограбили шведскую гражданку, и пытались вынести товары из магазина без оплаты.
Очень болезненно переживали моряки "Авроры", если иностранные корабли игнорировали военно-морской флаг СССР – особенно этим отличались американцы. А вот кораблям европейских держав не было зазорным салютовать советскому крейсеру. Вероятно, это связано было с тем, что США установили дипломатические отношения с Советской Россией лишь в 1933 году.
К следующей кампании "Аврора" обновила навигационное оборудование. Правда, установленные приборы – лаг и гирокомпас – были не новыми, а еще дореволюционными, найденными на складах, но совсем не лишними для корабля, совершающего дальние походы.
К 1927-му "Аврора" начала бронзоветь. Вовсю шло формирование легенды о "крейсере революции" и "историческом выстреле". В год десятилетия революции крейсер получил орден (Красного Знамени, естественно – других еще не было) и стал Краснознаменным. На баковом орудии появилась мемориальная табличка о том, что именно из этой пушки был произведен залп по Зимнему дворцу – хотя и пушка была другая, и по Зимнему дворцу крейсер не стрелял, да и залпа-то вообще никакого не было. Еще крейсеру вручили Краснознаменный военно-морской флаг, чтоб его краснознаменность точно ни у кого не вызывала вопросов.
Флаг был поднят в торжественной обстановке 7 ноября, тогда же к щиту носового орудия прикрепили мемориальную табличку.
В 1928, 1929 и 1930 годах – очередные дальние походы: Свинемюнде, Осло, Берген… Старый крейсер все больше дряхлел, и наконец стало ясно, что однажды из столь дальнего плавания он может и не дойти до дома. Пришлось ограничиться Балтикой. Но к 1933 году котлы "богини" окончательно сдали, и, хотя она еще способна была разогнаться до 17,5 узла – необходим был ремонт, на сей раз капитальный.
В октябре 1933 г. комиссия, обследовавшая крейсер пришла к заключению: главные и вспомогательные механизмы, валопроводы (в том числе дейдвудные трубы) и упорные валы с упорными подшипниками подлежат капитальному ремонту. Электропроводка, вентиляция и внутренний телефон – подлежат замене. Большой капитальный ремонт требуется корпусу судну, с заменой части шпангоутов и листов обшивки. На верхней палубе необходимо сменить весь деревянный настил и значительную часть стального настила под ним. Замены требуют дымовые трубы и кожухи, вентиляционные раструбы, батарейная палуба, санузлы, часть переборок, некоторые бимсы, многие палубные трапы, горловины и комингсы… Другими словами, корабль требовалось заменить без малого полностью.
Однако заводы были загружены постройкой новых кораблей, и такой грандиозный и дорогостоящий ремонт боевой единицы сомнительной ценности имел далеко не высший приоритет.
"Аврора" простояла на ленинградском заводе имени А.Марти с осени 1933-го до весны 1935 года. Машины были полностью отремонтированы, а вот до котлов дело так и не дошло. В результате к моменту "выписки" "богиня" утратила способность самостоятельно передвигаться. Таким образом, с 1935 года начался уже совсем другой этап ее истории – жизнь после жизни…
Часть II. "Из всех труб били огненные факелы"...
Часть III. "Крейсера зарываются носом"
Часть IV. Адмирал требовал крови механика "Авроры"
Часть V. Порт-артурская эпопея "Дианы" и "Паллады"
Часть VI. "Аврора": путь к Цусиме
Часть VII. Цусимская катастрофа
Часть VIII. Конец отряда Энквиста
Часть X. Экипажи на грани бунта
Часть XI. Крейсера возвращаются на Балтику
Часть XII. Безнадежно устаревшие
Часть XIV. Хромые утки Балтийского флота
Часть XV. Смерть капитана Никольского
Часть XVI. Выстрел, которого не было
Часть XVII. Последние дни "Дианы"
Часть XIX. Неисправимо дурное поведение
Часть XX. Последний бой крейсера "Аврора"
Часть XXI. Как "Аврора" была "Варягом"
Продолжение следует