Жила-была семья с двумя очаровательными детьми: мальчиком и девочкой. Мама их обожала. Это были её желанные дети, она их родила уже в зрелом возрасте и души в них не чаяла. Дети были симпатичные и смышлёные, с оригинальным мышлением. Они любили творчество, особенно рисование. И вся семья была счастлива, пока дети не пошли в школу. Вот тут-то всё и началось!
Из школы сын стал приносить плохие оценки. Мать забеспокоилась. Оказалось, что её милый мальчик не такой уж чудесный ребёнок, как она себе представляла. Правда, она отправила его в престижную английскую школу с большой нагрузкой. И всё же ей неприятно было видеть в его дневнике тройки и двойки. С годами сын разочаровывал маму всё больше и больше. Она наняла ему репетитора. Толку от репетитора было мало, тогда она нашла другого. В конце концов, она добралась до самого дорогого репетитора в городе. Она очень гордилась, что ребёнок учится у такого репетитора, и верила, что он выведет сына в отличники. Не получилось! У мальчика не было способностей к математике. Не было - и всё! Мальчик много читал, рисовал, но математика ему не давалась. К тому же, школьная система ему не подходила. Он был чувствительный, тревожный, пугался, когда на него кричат.
Мама поняла, что ничего изменить она не сможет, её мечты о благополучном ребёнке рухнули, и она все свои надежды стала возлагать на дочь. И вот дочь тоже пошла в школу. И повторила судьбу брата! В школе она получала двойки и тройки. Способности к математике также отсутствовали. Кроме того, в отличие от брата, дочь ещё и прославилась на всю школу своим плохим поведением. Учителя постоянно на неё жаловались.
Однажды мать спросила дочку:
- Ты почему грубишь учительнице?
На что дочка ответила:
- А как я могу ей вежливо объяснить, что она дура?
У дочери была своя линия поведения. Она видела, как школа затравила её доброго, чувствительного брата, и решила действовать по-другому.
Мать была второй раз разочарована.
"Дети не удались!" - как-то с грустью сказала она.
Отношения между матерью и детьми испортились. Мать отдалилась от них, потому что они её только расстраивали. Ведь у неё были такие планы относительно них! Она хотела гордиться ими! Непонятно только, почему за показатели успеха она принимала именно школьные оценки.
Сейчас дети выросли. Из них получились прекрасные мужчина и женщина. Они добрые, порядочные, нашли своё место в жизни. Отсутствие способностей к математике никак не помешало им достичь своих целей . Но мать так и не простила детей за плохие оценки в школе, за свой позор на родительских собраниях, за разбитые мечты. Она не смогла понять, что не оценки определяют достоинство человека, что счастье не всегда должно соответствовать общепринятым критериям. Счастье и престиж - это ведь не одно и то же! Её дети счастливы, но по-своему. Дочь, например, занимается приютом для собак, спасла много собачьих жизней.
Да, конечно, каждый скажет, что в этой ситуации виновата мать со своими тараканами в голове, а вовсе не школа. Не надо было строить планы на детей! Но я бы хотела посмотреть на эту проблему под другим углом. А если бы в школе не было оценок? Если бы школа не транслировала матери постоянно, что её дети глупы и бесперспективны? Эти четыре циферки: 5,4,3,2 - как они могут быть критериями человеческой личности? "5" - хороший, "2" - плохой, "3" - "посредственный", "4" - "звёзд с неба не хватает, но вполне удобный". Это ужасно! Человеческая личность - это космос, это нечто многогранное и непознаваемое, развивающееся. Разве её можно пригвоздить оценкой? Может быть, действительно лучше бы оценок не было, и люди бы нормально развивались, любили бы школу, где им ничего не грозит. И с родителями были бы прекрасные отношения! Может, оставить оценки только для поступления в вуз? Как Вы думаете?
Хотя я знаю, что скажут учителя. Им бы только кого-нибудь прижучить. Скажут: "А как же наша власть? Нас жучат, наших предков жучили, и мы должны..." Да и родители тоже хороши. Одна моя знакомая мама школьника выдала незабываемую фразу: "Если учитель по русскому не будет ставить двойки, как же я узнаю, что сын неправильно пишет?"
Переход на безоценочную систему в школе будет сложным. Но он будет! Может быть, через сто лет, а может, и раньше.. Для этого надо признать наше разнообразие, уникальность каждого из нас. Нельзя лепить из человека что-то по образцу, по ФГОС и пр. Нужно дать возможность ученику развиваться естественным путём, следовать своим целям, раскрывать свои таланты и не сравнивать себя с другими. И родители не должны сопоставлять ребёнка с его оценками. Пусть они смотрят на него, на этого уникального человечка, а не в его дневник!