Об одном случае черного Иисуса как говорится «задолго до того как это стало мейнстримом.»
«Антонианизм (антонианство, англ. Antonianism) — синкретическое христианское движение, сформировавшееся в Королевстве Конго между 1704 и 1706 годами внутри Римско-католической церкви в Конго (англ.)русск.. Его основателем была молодая харизматическая девушка по имени Беатрис Кимпа Вита (англ.)русск., утверждавшая, что к ней явился святой Антоний Падуанский[1][2].
Католицизм был введён в странах Африки южнее Сахары в XV веке. Беатрис утверждала, что в видении Антоний Падуанский повелел ей создать новый конголезский католицизм, в который она включила различные народные традиции и обычаи. Основными различиями между римским католицизмом и антонианизмом были отказ от креста, крещения, исповеди и молитвы. Иисус Христос и другие библейские фигуры провозглашались конголезцами. Беатрис также разрешала многобрачие.
Проповедь Беатрис Кимпы Виты пришлась на сложный период в истории королевства Конго: в 1665—1709 годах королевство захлестнула гражданская война между враждующими домами Кимпанзу и Кинлаза и многочисленными мелкими группами. К концу войны столица Конго была разрушена, и множество баконго были проданы в рабство. Девушка-пророчица ставила своей целью воссоединение страны, и с этой целью она обращалась к противоборствующим правителям — Педру IV Нусаму в Кибангу и Жуану III Нзузи в Лембе, но оба отказались поддержать её проповедь. В результате, Беатрис начала действовать самостоятельно и призвала тысячи своих последователей восстановить старую столицу Мбанза-Конго (Сан-Сальвадор-де-Конго). Из-за своей политической деятельности (она поддержала избрание королём Педру Константинью да Силвы) Беатрис стала угрожать Педру IV, который вскоре арестовал её.
Движение начало приходить в упадок со смертью Беатрис, которая была казнена за ересь и колдовство по законам Конго и по настоянию португальских капуцинских монахов в июле 1706 года. 20 тысяч её разгневанных последователей выступили маршем против Педру IV в 1708 году, но тот разгромил их и в следующем году взял штурмом их столицу.»
* все персонажи этой драмы с европейскими именами чернокожие
Да, и такое бывало, история много что знает, о необычном преломлении христианства через разные культы и возникновение очень причудливых синкретических форм. В том числе и о очень ранних черных Иисусах, каких то европейских ересях связанных с черной Мадонной и тому подобном. Разумеется речь пойдет не о всех подобных течениях, а о том что возникло в первую очередь в США среди рабов и их потомков в 19 начале 20 века. Но это хороший пример того, как среди не сильно образованных (прямо скажем совсем не образованных), вчерашних дикарей, при контакте с христианством возникали свои версии. Это не единственный вариант подобного.
Белый расизм в США был по-настоящему ужасен. В 19 веке пало американское рабство, и заодно по настоящему оформились и выпестовались научные расовые теории. Все как одна, говорившие о том, что негры низшая раса. Они глупы, аморальны, не имеют нормальных чувств, не имеют ощущения времени, падки на самые простые инстинктивные действия, не имеют чувства времени, трусливы и все такое. Я ни один из эпитетов не придумал, к примеру про не имеют чувства времени говорили про чемпиона по боксу Джека Джонса когда ему предстоял бой белым Джеймсом Джеффрисом. Мол Джеффрис его убьет, а он просто не имеет чувства самосохранения и не может представить что случится в ближайшие дни, потому всем улыбается. Про трусливых негров говорили в армии, если те туда попадали, мол трусливые недисциплинированные, ничего не умеют, потому надо поручать только работы в тылу по копанию траншей. Это из времен первой мировой. Негр это встречал снизу доверху, в самом низу общества это говорил какой-нибудь белый посредник через которого негр должен был искать работу, а на самом интеллектуальном верху, если негру все-таки, как-то удалось получить нормальное образование он бы встретил эти самые расовые теории. Почему-то западное общество всегда очень нуждалось в том что бы иметь когда религиозное, когда научное обоснование, для того что бы считать кого-то неправильным и нуждающимся в грабеже опеке. О небольшом фрагменте тех реалий можно почитать тут о Красном Лете.
Но расизм никогда не бывает одинок, он как правило вызывает ответный расизм. И черные в первую очередь американские, а потом и другие, имевшие дела с европейцами начинали выстраивать свою антисистему как бы отрицающую белых. Грубо говоря, начали делать зеркалочку, как вы к нам, так и мы к вам. Религиозная проповедь это была та малость, которую белая Америка давала своим черным пасынкам, однако христианизируя их, своими братьями во Христе не считала, потому первые зеркалочки стали появляться именно на религиозной почве, единственной доступной черным массам идеологии.
Белые как то сразу упустили развитие христианства среди черных, крестили, читали проповеди, но в целом негров гнушались и церкви среди негров развивались с изрядной долей самобытности, со своими песнопениями, своими проповедниками, и своими проповедями, не такими как у белых, негры христианство стали немного африканизировать, и уже во времена рабов церковь стала основой для объединения чернокожих, по сути, единственной легальной формой. Когда в этом котле возникли первые черные Иисусы для меня вопрос на который я пока ответа не знаю, думаю что очень рано, еще во времена рабства. Самое раннее, что я нашел это Маркус Гарвей основатель движения UNIA - Universal Negro Improvement Association - Всемирной ассоциации по улучшению положения негров. Примечательнейшая личность, бизнесмен, оратор, публицист, активист, действительно много что делавший для улучшения положения черных, основатель идейного течения, получившего название гарвейизм, которое повлияло на многие другие черные идеологии, ратовало за развитие особого африканского сектора экономики и поощряло развитие негритянских бизнесов, а заодно панафриканист, боровшийся за переселение американских негров обратно в Африку, черный националист и черный же расист, которому нравился ККК (пипец) и его борьба за чистоту расы, терпеть не мог смешанные браки и мулатов. Еще до кучи объявил себя временным президентом Африки, и стал не по своей воле пророком растафарианства «предсказавшим» появление черного Царя Африки. Не ладил с еврееями, чуть чуть не дойдя по того что можно назвать антисемитизмом, и был антисоциалистом.
Вот он деятельно продвигал идею бога черных, не такого бога как у белых.
Хорошая статья о черной теологии. http://www.etheroneph.com/antireligiya/103-chto-takoe-chjornaya-teologiya.html
«Значительным своеобразием отличался и религиозный компонент гарвеизма. Гарви считал, что афроамериканцы должны иметь не просто свою чёрную церковь, но и чёрного бога. Он говорил: "Если белый человек имеет идею белого бога, пусть он поклоняется своему богу, как того желает. Если бог желтого человека принадлежит его расе, пусть он поклоняется своему богу, как он его видит. Мы, негры, обрели новый идеал. Наш бог не имеет никакого цвета, но человеку свойственно видеть все через собственные очки, и, поскольку белые видят своего бога через белые очки, мы лишь сейчас (возможно, поздновато) начали видеть нашего бога через свои очки". Негр, поклоняющийся белому богу, сам обрекал себя на угнетение. Это была программная установка и формулировка идеи чёрного Христа (Гарви не пионер в этом деле, но вопрос о приоритете в данном случае непринципиален).»
Считается что все это пока еще метафора и не есть настоящее провозглашение черного Иисуса.
«Для Гарви идея чёрного бога — условность (не случайно у него идет речь о "бесцветности" бога). В "чёрной теологии" цвет кожи Христа зачастую также трактуется не буквально, а метафорически. Его "чернота" — это социально-ценностная категория. Однако если у Гарви допускается сосуществование белого и чёрного богов, то "чёрная теология" в этом отношении бескомпромиссна: истинный бог — чёрный, как бы он ни понимался.»
В 21 году возникает такая штука как Африканская православная церковь, которую возглавил соратник Гарвея Макгайр. Её ни в коем случае не стоит путать с реальными православными церквями.
«Название «православная» (orthodox) вызывает ложные ассоциации с церквями, в той или иной мере принадлежащими семейству поместных православных церквей, однако в действительности было принято, чтобы подчеркнуть претензии церкви на апостольское преемство. Фактически единственным отличием Африканской православной церкви от Епископальной (от которой она формально ответвилась) является расовый состав прихожан (в подавляющем большинстве чернокожих).»
Вот тут уже было все вполне конкретно.
«В 1921 г. в Нью-Йорке конституируется межнациональная Африканская православная церковь, которую возглавил сподвижник Гарви Дж. А. Макгайр, возведенный в сан епископа. Он, по существу, довел до логического конца то, что было намечено в заявлении Гарви, призвав сжечь изображения белой мадонны и белого Христа, что вызвало протесты многих чёрных клириков. В своих проповедях он доказывал, что Христос был чернокожим. Во время парадов ВАУПН (церемония, которой придавалось большое значение) участники уже несли огромное изображение чёрной мадонны соответственно с чёрным младенцем.»
Так же в начале 20 века многие негры, уходя от белого угнетательного Христианства, принимали Ислам. А в 1930г. возникла «Нация Ислама». Тоже довольно таки измененная и африканизированная версия Ислама, фактически не Ислам, а секта сильно замешанная на африканском национализме, с мощными проблесками расизма, и антисемитизма. Так как по их мнению негры богоизбранный народ, то другие богоизбранные тут не нужны и наверное вообще самозванцы. Причем Нация Ислама к черному Иисусу? Библейские пророки чтутся и в Исламе, и такая радикальная религиозно-политическая секта, как НИ не могла обойти этот вопрос вниманием, объявив что они тоже были черными.
Ну и что бы мало не казалось, в конце 19 века среди черных начали возникать религиозные секты черных евреев.
"The Hebrew Israelite movement originated at the end of the 19th century, when Frank Cherry and William Saunders Crowdy both claimed to have received visions that African Americans are descendants of the Hebrews in the Bible; Cherry established the Church of the Living God, the Pillar Ground of Truth for All Nations in 1886 and Crowdy founded the Church of God and Saints of Christ in 1896.[7][8][9][10] Consequently, Black Hebrew groups were founded in the United States during the late 19th and early 20th centuries, from Kansas to New York City, by both African Americans and West Indian immigrants."
Это отдельная история. Они не имели никакого отношения к реальным черным евреям из Эфиопии. Они были именно сборной солянкой разных не больших сект, с набором практик от иудаизма и христианства. Очень разными, по своему поведению и направленности. Какие то выехали в Эфиопию к тамошним черным евреям, какие то даже смогли репатриироваться в Израиль. Там говорят отдельная песня и история как они этого добивались и как Израиль офигевал от этого. И уже я думаю не будет сюрпризом то, что, небольшая их часть представляла из себя черных расистов, радикалов и до кучи антисемитов, одобряемых ККК.
«According to the Anti-Defamation League (ADL), "Some, but not all [sects of the Black Hebrew Israelites], are outspoken anti-Semites and racists."[14] As of December 2019, the Southern Poverty Law Center "lists 144 Black Hebrew Israelite organizations as black separatist hate groups because of their antisemitic and anti-white beliefs."[15] Former KKK Grand Wizard Tom Metzger once remarked to the Southern Poverty Law Center, "They're the black counterparts of us."[16]»
Еще занимались историческим ревизионизмом.
Various sects of Black Hebrew Israelism have been criticized by academics for their promotion of historical revisionism.[13]
Что конечно естественно, ведь в их понимании евреи это черные, а белые евреи самозванцы. На этой же почве у некоторых из них возник антисемитизм, причем с реальной практикой нападений и убийства евреев. https://www.interfax.ru/world/689793 Тут не говорится, но реально два нападения было совершено последователями черных евреев. Кстати говоря, практика целования белыми ботинков чернокожих, тоже их практика внедряемая куда раньше чем началось «бунташное американское лето».
Это был старт теорий о черном Иисусе, только начало движения, о последующих его извивах, «черной теологии», его идеологах можно почитать в той статье на которую я уже давал ссылку и цитировал.
К этому добавлю только то что сторонником черного Иисуса был Мартин Лютер Кинг. И он обращался к белым пастырям американских церквей, мол как с вашим христианством соседствует угнетение ваших братьев во Христе.
Из всего этого мной сказанного может сложиться впечатление что речь идет, прямо о этаком филиале Африки среди черных в начале 20 века в США, о сплошном радикализме и тотальном неприятии белых со всеми их идеями, нет, это не так. Речь именно о радикалах, и даже скорее радикалов среди радикалов, чьи идеи никогда не разделялись большинством. У того же «президента Африки» в идейных противниках были чуть ли не все американские негритянские интеллектуалы, рассчитывавшие на последовательную борьбу черных за свои права и постепенную интеграцию, за что Гарвей полагал их прислужниками белых. Правда на своем пути этой интеграции, не радикальные борцы получали от свободного американского общество премерзкие гадости, в виде Красного Лета и Талсы, линчеваний и длительнейшего периода существования расистских законов Джима Кроу. Для большинства черных того времени свойственно было скорее куда более мягкое и мистическое отождествление себя с гонимыми евреями и первыми христианами.
Так, немного в сторону.
Знаменитая песня Луи Армстронга,
про её историю написано что он, будучи выведен в люди одной еврейской семьей всегда был ей благодарен и написал её именно для них. Никогда не сомневался в этой версии, но как начал читать о борьбе черных за свои права, то смотрел на неё уже несколько иначе. И люди с описанным мной взглядами, наверное тоже.
Продолжение следует.