Воспоминания лётчика-испытателя
После подготовленной для демонстрации очередной версии "Ласточки", на испытания прибыл инспектор истребительной авиации (General der Jagdflieger) легендарный лётчик-истребитель генерал майор Адольф Галланд.
Первый прототип, на котором собирался взлететь Галланд, был Ме-262 V3 "Ласточка". Самолёт был капризный, так как, на реактивных двигателях Jumo 004, не было, какой бы то ни было автоматической системы подачи топлива. При резкой подаче оборотов двигателю, образовывалась переобогащенная смесь, что приводило к возгоранию двигателя. Из-за своей неопытность Галланд поджёг один из двигателей прототипа V3, хорошо, что на этот случай, рядом находились механики с огнетушителями. Для генерала тут же подготовили другую машину Ме-262 V4.
После проведенного испытательного полёта, "Ласточка" произвела на Галланда сильное впечатление, после приземления Генерал в разговоре с Мильхом сказал: " Это похоже на полёт к ангелам!".
Эволюция в самолётостроении
Учитывая, что "Ласточку" стали производить в марте 1944 года, то данная машина в своём реактивном классе, была самой массовой. И стояла на первом месте перед Ме-163 "Комета". А идею создания самолёта с реактивной тягой, начали реализовывать, ещё, до начала второй мировой войны. Обычно, война помогает в развитии прогресса и в эти сложные для человечества времена, весь научный потенциал, идёт большими шагами. Но, вернёмся во времена, когда в довоенный период авиация развивалась быстрыми темпами и очертания истребителя приобрело определённый стандарт. Расположение кабины, в центре фюзеляжа, силовая установка располагалась спереди, компоновка шасси классическая и т. д. В итоге, инженеры достигли предела развития самолёта, оставалось только развивать двигатель. Поршневые двигатели имели также предел в развитии и если в начале появления самолётов, мощность двигателя составляла десятки лошадиных сил, то к концу 1945 году, это уже были многотысячные сложные системы, которые развивали скорость в 700 км/ч! Таким образом, можно подойти и к главному, к реактивному двигателю, ведь подобные разработки велись уже давно, и инженеров занимающихся в этом направлении было много и они были из разных стран. Каждый пытался запатентовать своё детище, но всё разработки имели лишь необходимые начертания будущего реактивного двигателя.
Первый полёт самолёта с реактивной тягой был совершён 27 августа 1937 года, когда компания "Хейнкель", испытала He 112, помимо реактивного двигателя, на самолёте был установлен поршневой двигатель, для безопасности лётчика, но после испытательного полёта над аэродромом, лётчик, даже не запустил поршневой двигатель. Тем самым доказав, что реактивные двигателя могут быть реализованы в будущем.
В первые, техническое управление Министерства авиации (Reichsluftfahrt Ministerium - RLM) издало документ "Ориентировочные требования к реактивному самолёту", в которых, скорость, являлась главным пунктом. Скорость прописанная в документе составляла 900 км/ч! Хотя в те времена самолёты имели скорость в два раза меньше заявленной.
О реактивном Ме-262 "Ласточка"
Конечно, речь пойдёт о компании Мессершмитт, во главе которой был сам Вилли Мессершмитт. Этот человек обладал большими связями в высших кругах рейха, что помогало ему, проталкивать свои проекты, скармливая военным Германии, своё вооружения, дабы заполучить контракты для армии нацисткой Германии. К нему даже, относилось одно известное выражение "хороший конкурент - это мёртвый конкурент". Узнав о том, что фирма "Хейнкель", работает над реактивным самолётом, Вилли, тут же решил создать конкуренцию. Поручив своей компании, разработать самолёт под реактивные двигатели, тогда ещё, он планировал использовать двигатели, разрабатываемые фирмой BMW . "Мессершмитт", сотрудничал с компанией BMW, которая на тот период времени уже работала над проектом реактивного двигателя, в этом то и была проблема, компания "Мессершмитт", не работала сама, над созданием собственного двигателя. Похожая ситуация была и в Японской промышленности, при создании A6M. Да и в Советской истории был такой конструктор самолётов С. В. Ильюшин, который разработал штурмовик Ил-2.
Первый полёт Me-262, был совершён 18 апреля 1941 года, с использованием поршневого двигателя Jumo 210G , ведь нормальной, доработанной реактивной силовой установки, ещё не было. "Ласточка", ещё на тот момент имела классическую компоновку шасси, тогда лётчик испытатель хорошо отозвался о лётных характеристиках истребителя. Собрав очередную версию Ме-262 V3, и проведя ряд наземных испытаний, были сделаны расчёты: при имеющейся массе, самолёт сможет оторваться от земли при разбеге не менее 800 м при скорости в 180 км/ч. Испытательный полёт запланировали на утро 18 июля 1942 года. Лётчик-испытатель Вендель, начал разгонять машину по взлётной полосе, но машина не желала отрываться от земли, тогда один из инженеров порекомендовал немного нажать на тормоз при достижении необходимой скорости, тем самым чтобы приподнять хвост над землёй. Рекомендация была рискованной, но Вендель пошёл на это действие, попросив нарисовать линию, где необходимо притормозить. После разгона Вендель слегка притормозил в назначенном месте и самолёт начал подниматься и рули высоты стали управляемыми, в отличии от первогоразбега. После полёта над аэродромом около 12 минут, Ме- 262 приземлился.
Как описал свой первый полёт Вендель: "как только я нажал на тормоза, хвост поднялся и в то же время я почувствовал рули. Двигатели работали как часы, и лететь на этой машине было громадным наслаждением. Никогда ещё я не ощущал такого энтузиазма после первого полёта на новом самолёте. Я восхищён Ме 262."
Исходя из исторических источников, могу сказать одно, что Вилли Мессершмитт утопил проект Хейнкеля с его истребителем-перехватчиком Не 112, а также Дорнье с самолётом Do 335 Pfeil, да и многие другие проекты. Такие ситуации в мире часто встречаются, когда не успешные и бездарные люди обычно продвигаются за счёт связей, в случае с Мессершмиттом, у конкурентов были очень многообещающие и лучшие проекты...
ТТХ (Тактико технические характеристики) Me 262 A-1a
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 10,6 м
- Размах крыльев: 12,6 м
- Высота: 3,5 м
- Площадь крыла: 21,7 м 2
- Соотношение сторон: 7,32
- Вес пустого места: 3 795 кг
- Вес брутто: 6,473 кг
- Максимальная взлетная масса: 7 130 кг
- Силовая установка: 2 × турбореактивный Junkers Jumo 004B-1
Представление
- Максимальная скорость: 900 км / ч
- Диапазон: 1050 км
- Служебный потолок: 11 450 м
- Скорость набора высоты: 20 м / с при максимальном весе 7 130 кг
- Тяга / вес : 0,28
вооружение
- Пушки: 4 × 30-мм пушка МК 108 (у А-2а было только две пушки)
- Ракеты: ракеты R4M 24 × 55 мм
- Бомбы: 2 × 250 кг или 2 × 500 кг (вариант A-2a)
Вооружение
В плане вооружения, "Ласточка" оснащалась разными калибрами пушек, в которые входили 20-мм пушки MG 151/20 , 30-мм пушки МК 108. Но основной вариант вооружения Ме-262 состоял из 4-х 30-мм пушек МК 108, верхняя пара имела 100 снарядов, а нижняя 80 снарядов. Был даже безумный вариант "Ласточки" с 50-мм авиационной пушкой BK 5. Из-за расположения 4-х пушек большого калибра в носовой части, "Ласточка" была грозным противником, четыре пушки создавали очень плотный огонь, от которого мало кто мог спастись.
Ещё Ме-262 оснащались неуправляемыми ракетами, даже была разработана тактика для применение данного вооружения. Группа из "Ласточек" выпускала по эскадре с расстояния в 1000 м залп ракет по бомбардировщикам, таким образом, какая либо ракета попадала в плотные ряды B-17. Достаточно было одного попадания в бомбардировщик, чтобы он начал падать на территорию противника.
Также разрабатывалась версия бомбардировщика под названием "Буревестник", которая могла нести 250 кг бомбы и 500 кг бомбы, Гитлер сильно настаивал именно на такой версии самолёта, планируя сбросить обратно союзные войска в Нормандии. Он даже рекомендовал вообще убрать оборонительное вооружение с "Ласточки". Но к счастью, такая версия бомбардировщика имела место быть, но в маленьких количествах, да и разрабатывался Ме-262 как истребитель. А на деле он хорошо действовал только уничтожая "летающие крепости" союзников.
Основной серийный двигатель Jumo
Когда компания "Мессершмитт", подготовила прототип истребителя, BMW, затягивала все сроки поставки двигателя, для начала испытаний. В итоге, двигатель BMW 003, был готов и установлен в самолёт. После первого тестового вылета, который состоялся 25 марта 1942 года, двигатель дал сбой. После анализа комиссии, выяснилось, что сплав из которого были выполнены лопатки турбины, стал разрушаться. Таким образом, всё это затянулось на долгие сроки, ведь необходимо было создать комиссию и анализировать происшествие, что могло затянуться на долгие месяцы. Таким образом, компания BMW выбыла из гонки. Вилии Мессершмитт, решил пойти по другому пути, он обратился к компании "Юнкерс", те в свою очередь уже могли предоставить свой реактивный двигатель для испытаний, который они разрабатывали с 1938 года. Первая версия была под обозначением 009-006. Данное подразделение Junkers Motorenbau (сокращённо Jumo) занималось разработкой двигателей с 1923 года. Фирма "Юнкерс" в августе подготовила свою доработанную версию Jumo 004 А(Т1) к испытаниям, а уже 6 августа был произведён первый его запуск. Уже в июне 1943 года, были готовы новые версии двигателей Jumo 004B, с мощностью 900 л.с. Конечно, данная силовая установка находилась в постоянной доработке, и с каждой новой версией, двигатель приобретал новые возможности и избавлялся от технических дефектов. Новинкой было производство полых лопаток рабочего колеса турбины, данный двигатель назывался 004B-4. Jumo 004E, в перспективе уже должен был оснащаться системой дожигания топлива.
Данный двигатель в ранней версии имел ресурс всего 10 часов, но со временем, его довели до 25 часов. Таким образом, после отработки моточасов, самолёт необходимо было отправлять в ремонт, для замены силовых установок.
Количество построенных двигателей серии Jumo 004, до окончания войны, составляло 6000 штук. Максимальное производство было налажено в 1945 г. В январе - 950 шт; в феврале - 1100 шт; в марте - 1300 шт.
Производство
Компания "Мессершмитт", заключила контракт с "Люфтваффе" на создание трёх прототипов экспериментального двухдвигательного реактивного перехватчика, в дальнейшем, который получил заводское наименование Me-262. Производство "Ласточки", запустили на двух заводах: Augsburg и Regensburg. С марта 1944 года и до конца 1944 года, на двух заводах было построено 568 шт. А с начала 1945 и до конца войны, было построено 865 шт. Итоговая цифра ориентировочно составляет 1433 штуки. Производство Me-262 было налажено, в подземных секретных заводах, с использованием бесплатной рабской силы, в виде военнопленных. При производстве 1433 самолётов, было замучено и уничтожено от 30 до 50 тысяч узников концлагерей. Производство периодически срывалось, из-за отсутствия необходимых металлов, никеля и хрома. Данный метал использовался в производстве реактивных двигателей.
Достоинства и недостатки
Основные достоинства Me-262: большая скорость, мощное вооружение, простота в управлении, сложность в попадании по такой скоростной мишени.
Основные недостатки Me-262: Уязвимость при взлёте и посадке, плохая манёвренность в бою против истребителей, очень короткий срок при атаке противника (буквально есть несколько секунд чтобы прицелиться и выстрелить, и не столкнуться с целью), малый ресурс силовой установки (всего 25 часов), длительный подъём до цели и плохая управляемость при пикировании. Также, основным недостатком был реактивный двигатель Jumo, который при неправильной эксплуатации выходил быстро из строя и часто загорался. Для взлёта, необходима была полоса от 800 до 1500 м.
В люфтваффе для устранения недостатка "медленных" Ме-262 использовали поршневые самолёты FW-190 и BF-109, для прикрытия их на аэродроме, при взлёте и посадке. Сформировали даже специальное подразделение, под названием "Попугайная эскадрилья".
Боевое применение
В первые, "Ласточки" побывали в бою 25 июня 1944 г. Боевое крещение Me-262 бомбардировщик, под обозначением "Буревестник" получил 27 июля. Налёт совершила группа из 10 машин Me-262, которой командовал Вольфган Шенка, на пляжи Нормандии. Союзные войска в то время вели разгрузку техники, эта атака не нанесла каких либо то ни было сильных потерь среди союзников. Первый Me-262 на котором был сбит самолёт союзников имел наименование Ме-262 S12VI+AQ.
Общее число сбитых самолётов союзников с помощью Ме-262, было около 150 штук. Получается что эффективность "оружия возмездия", была не так велика, но этот показатель мог быть лучше, если бы у нацистов, имелось достаточно количество опытных пилотов умевших искусно управлять самолётами будущего.
Реактивные потери?
Казалось бы, каким образом можно сбить на поршневом истребителе реактивный, который летает со скоростью минимум 750 км/ч? Но ведь для этого и существовали профессионалы своего дела. Так например пилоты союзников выяснили, что, "Ласточки" имеют ряд недостатков, например при взлёте и посадке, их можно было легко уничтожать, так как набор высоты, разбег и посадка были очень медленными и затруднительными для пилотов Me-262. Также, "Ласточки" имели плохую манёвренность в бою. Самолёты союзников могли вести манёвренный бой с Me-262, даже не сбрасывая дополнительные баки, которые уменьшали скорость и манёвренность самолёта. И тем не менее, союзникам удалось уничтожить в небе около 100 шт Me-262, в других источниках приводят цифру в 200 шт. Есть в Советской истории случай, когда наш ас Иван Кожедуб, сбил на своём Ла-7, самолёт Me-262! Да и после это другие пилоты РККА сбивали "Ласточки".
Разные модификации "Ласточки"
Me-262 серийно выпускался в следующих модификациях:
- Me-262 A-1a «Швальбе» (нем. Schwalbe, «Ласточка») — первая серийная модификация с четырьмя 30-мм пушками MK-108 (темп стрельбы 660 выстрелов в минуту, масса снаряда 330 г.);
- Me-262 A-1a/U3 — была выпущена небольшая серия;
- Me-262 A-1b — модификация истребителя-перехватчика с ракетным вооружением (24 ракеты R4M класса «воздух-воздух»);
- Me-262 A-2 «Штурмфогель» (нем. Sturmvogel, «Буревестник») — модификация истребителя-бомбардировщика с устройствами для наружной подвески двух 500-килограммовых бомб. Пушечное вооружение сокращено до двух пушек MK-108. Самолёты этой серии дорабатывались из уже собранных истребителей Me-262A-1a;
- Me-262 A-5a — модификация самолёта-разведчика с двумя камерами для аэрофотосъёмки, установленными вместо двух из четырёх пушек в носовой части фюзеляжа. В полу кабины был сделан небольшой иллюминатор;
- Me-262 B-1a — двухместный учебно-тренировочный самолёт;
- Me-262 B-1a/U1 — двухместный ночной истребитель-перехватчик;
- Me-262 B-2a — двухместный ночной истребитель-перехватчик с радиолокационной станцией FuG-218 «Нептун» в носовой части фюзеляжа;
- Me-262 C-1a «Хайматшутцер» (нем. Heimatschutzer, «Защитник Родины») — истребитель-перехватчик с двумя турбореактивными двигателями Jumo-004C с тягой 1000 кг каждый и с жидкостно-реактивным двигателем Вальтера HWK 109-509A с тягой 1700 кг, установленным в хвостовой части фюзеляжа (этот же двигатель использовался как основной в ракетном перехватчике Me-163B);
- Me-262 C-1b «Хайматшутцер» II — истребитель-перехватчик с двумя ТРД BMW-003R тягой 800 кг и ЖРД BMW 109—718 тягой 1500 кг;
- Me-262 E — вариант Me-262A-1a с 50-мм пушкой BK 5, установленной в носовой части фюзеляжа.
Me-262 A-1/U-4 — «Пулькцерштёрер» (нем. Pulkzerstörer, Разрушитель строя — Вариант Me-262 A-1 с 50-мм пушкой MK214A с 26 снарядами в носовой части. В конце фюзеляжа был противовес, так как такая тяжелая пушка такого калибра создавала иной центр тяжести).
Итоги
Некоторые историки высказывают своё мнение, исходя из исторических данных, что ели бы промышленность нацистов, начала выпускать Ме-262 раньше чем на один год, то ситуация в небе могла бы измениться. Но тут нужно быть реалистами, при таком количественном перевесе союзной авиации, включая Советские ВВС, ситуация ни как бы не поменялась. Исходя из того, что "Ласточка" хоть и была революционной машиной, но очень сырой. А чтобы доработать подобные самолёты, необходимо было много времени, которым третий рейх не обладал.
Читайте также интересные исторические статьи на моём канале:
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали эту историческую статью. Удачи Вам!