Найти в Дзене

Многозадачность: зло, которое вы не замечаете

Оглавление

О многозначности обычно говорят только хорошее — дескать, вот как здорово одновременно читать, говорить и наворачивать борщ. Красота!

Но так ли это на самом деле?

Конечно, нет.

Доказательная психология показывает нам: многозадачность — это миф.

И к тому же миф очень вредный.

Какая многозадачность возможна

Начнём с определения. Многозначностью называют умение делать несколько дел одновременно. В облегчённом варианте — не одновременно, но быстро переключаясь.

И мы вроде бы даже можем так делать. Но есть один нюанс.

Только одно из этих дел может требовать сознательного контроля, а остальные должны быть автоматизированы.

Например, мы можем идти и разговаривать. Ходьба — это навык, мы не контролируем его сознательно. А разговор — контролируем. Такая многозадачность нам доступна.

Навык ходьбы можно заменить чем угодно. Если навык отработан как следует, мы можем делать его параллельно с чем-то другим [1] .

Другими словами, чтобы делать сразу пять дел параллельно, необходимо четыре из них отточить до мелочей.

Многозадачность грозит смертью

Если же действия требуют нашего сознательного контроля, то ситуация резко меняется. Разумеется, в худшую сторону.

Представьте, что у нас есть наушники, которые работают отдельно для каждого уха. Испытуемый надевает их — и одновременно получает два разных текста.

Внимание, вопрос — сможет ли он обработать их одинаково? Ответ очевиден — нет, не сможет. Это технически невозможно для нашей психики.

Более того, иногда автоматизации всё равно не хватает, и многозадачность исчезает.

Например, разговаривая по телефону за рулём, мы управляем автомобилем хуже [2]. Казалось бы — тут ведь вождение, автоматизированный навык. Не должно такого быть!

Однако вождение — это не до конца автоматизированный навык, там требуется и сознательный контроль. Если добавить ещё и разговор по телефону — качество вождения ухудшится.

Любопытно, кстати, что разговор с пассажиром к такому не приводит. Вот загадка! 

Почему разговор по телефону ухудшает мастерство вождения, а разговор с пассажиром — нет? Как так?

Ларчик открывается просто. Пассажиры видят дорожную обстановку наравне с водителем,. Поэтому они, как пишут исследователи: «Произносят более короткие слова и чаще и дольше ссылаются на трафик».

Проще говоря, пассажир как бы помогает водителю лучше оценивать дорожное движение. [3]

Лучше не начинайте

Но, может быть, если не брать что-нибудь экстремальное, то многозадачность всё равно полезна? Хотя бы в формате быстрого переключения между задачами?

Здесь у меня для вас хороший новостей тоже нет.

Частая смена задач снижает нашу продуктивность и повышает количество ошибок. Нам трудно быстро перейти от задачи к задаче, особенно, если они требуют сознательного контроля. Нам сложно вернуться к оставленной задаче и начать заниматься ею.

В результате всего этого, мы теряем драгоценное время. По некоторым подсчётам проблемы, связанные с постоянным переключением между задачами, съедают до трети рабочего времени. [4]

Это справедливо и для учёбы. Многие студенты и школьники во время домашней работы отвлекаются на почту, мессенджеры и соцсети. Заканчивается всё это низкими оценками.

Почему? Вы знаете — из-за постоянных переключений материал усваивается хуже. Вот и весь сказ [5].

Подведём итог. Многозадачность возможна в относительно редких случаях, которые мало влияют на нашу жизнь. На работе, в учёбе, при вождении автомобиля и в других аналогичных ситуациях многозадачность вредна. Иногда вредна смертельно (если речь о вождении автомобиля). 

Стоит максимально избегать многозадачности, делая одно дело от начала до и до конца везде, где получится.

Большое подробностей о том, как это можно сделать, вы можете найти вот в это материале.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Если у вас есть замечания и/или предложения, пишите их в комментарии. Поставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы видеть больше моих статей.