Найти в Дзене
Remont1969

Автомобиль для войны. Protos Kriegsautomobil. 1913. Бронированный "шкаф" для Мексики

История бронеавтомобиля для Мексики Protos Kriegsautomobil, построенного в Германии в 1913-м году

Protos Kriegsautomobil/Schnellfahrender Panzer-Kraftwagen/Бронеавтомобиль Протос

Страна Германская империя/Мексика

Производитель Rheinische Metallwaaren- und Maschinenfabrik Aktiengesellschaft (Rheinmetall)

Шасси: Protos Automobile GmbH

Годы производства 1913

Кол-во построенных: 2-3?

Боевая масса 4000 kg

Экипаж 5

Бронирование: 4,5-5 мм

Вооружение: 1x7,9-mm пулемет MG.14 Parabellum/1х7,9-мм пулемет MG 08 (Maschinengewehr 08)

Двигатель 44 л.с.

Эта статья ремастеринг старого материала о бронеавтомобиле 1.23. Protos Kriegsautomobil. 1913. Бронированный "шкаф" для Мексики исправленный и дополненный.
Добавьте описание
Добавьте описание

В 1976 году на экраны советских кинотеатров вышел потрясающий комедийный фильм "Большие гонки", снятый десятью годами раньше на киностудии Ворнер Бразерс (The Great Race ). Сюжет фильма был основан на истории межконтинентальной гонки Нью-Йорк—Париж в 1908 году (1908 New York to Paris Race). Маршрут кругосветной гонки проходил через американский континент и Евразию по маршруту Нью-Йорк - Сан-Франциско-Владивосток-Москва-Париж В гонке стартовало шесть автомобилей четырех национальных команд. Гонщики САСШ стартовали на Thomas Flyer, Франция, как лидер мирового автомобилестроения, выставила три машины - Де Дион-Бутон, Мотоблок (Motobloc) и Сизайре-Надин (Sezaire-Naudin). Итальянская команда ехала на Zust, а немецкая на машинах берлинской фирмы Protos. Вторыми в Париж после 22000-километрового ралли-рейда прибыла американская команда на Thomas Flyer 30 июля 1908 года. Германская команда на Протос прибыла четырьмя днями ранее, чем гонщики из САСШ, но была оштрафована на 15 дней за использование поезда для транспортировки машины на 150 км участке ещё в США, в итоге победа досталась американцам во главе с водителем Джорджем Шустером. Итальянская команда прибыла только через месяц в сентябре 1908 года, а все три машины французской команды так и не смогли дойти до финиша. Главным итогом трансконтинентальных гонок было доказательство, что автомобиль это достаточно надежное транспортное средство.

Старт 19000 километрового ралли на Бродвее. https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/the-start-on-broadway-of-the-19-000-kilometre-race-from-new-news-photo/2672677?adppopup=true
Старт 19000 километрового ралли на Бродвее. https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/the-start-on-broadway-of-the-19-000-kilometre-race-from-new-news-photo/2672677?adppopup=true

Немецкая автомобильная компания Protos-Automobile GmbH была основана в 1898 году в Берлине. В 1908 году завод «Протос» вошёл в состав крупного немецкого электротехнического и машиностроительного концерна «Сименс-Шукертверке» (Siemens-Schuckertwerke GmbH), что позволило инженерам-автомобилестроителям получить достаточное количество финансовых средств для работы над новой моделью легкового автомобиля Protos Typ E1 18/35 PS, которая и участвовало в пробеге Нью-Йорк-Париж. Водителем немецкой команды был лейтенант Ханс Кёппен (Lieutenant Hans Koeppen). Команда спала на сиденьях, где была установлена ​​дополнительная койка. Автомобиль был загружен запчастями, продуктами питания, медикаментами и даже оружием. На машине было шесть баков емкостью 700 литров бензина и 100 литров масла.

Автомобиль Протос, участник гонки Нью-Йорк-Москва-Париж https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/the-great-auto-race-1908-n-y-moskau-paris-the-protos-car-of-news-photo/542382243?adppopup=true
Автомобиль Протос, участник гонки Нью-Йорк-Москва-Париж https://www.gettyimages.com/detail/news-photo/the-great-auto-race-1908-n-y-moskau-paris-the-protos-car-of-news-photo/542382243?adppopup=true

С 1908 года «автомобили Protos от Siemens-Schuckertwerke» - как официально назывались автомобили - будут строиться в Берлине-Райникендорфе. Два года спустя в 1910-м ассортимент продукции Протос включал семь различных моделей с бензиновым двигателем и три электромобиля, как бюджетные автомобили, оснащенные 1,5-литровым силовым агрегатом, так и премиальные спортивные авто с двигателем объемом 6,8 литров. Первая Мировая Война вынудила концерн «Сименс» свернуть производство гражданской техники, сосредоточившись на обеспечении вооруженных сил страны, на заводах концерна выпускались самолеты, электродвигатели, снаряды, а производство автомобилей было прекращено.

Сборка автомобилей на фабрике Протос.
Сборка автомобилей на фабрике Протос.

В 1913 году берлинская фирма Protos-Automobile GmbH построила на шасси легкового автомобиля Protos Typ E1 18/42 PS пулеметный бронеавтомобиль. Двигатель объемом 4560 cm³ и мощностью 44 л.с. обеспечивал достаточную динамику для бронированного автомобиля. Блиндирование машины было проведено Рейнским Металлическим Заводом. Первая фотография этой машины была сделана 9 марта 1913-го года. Первый образец был вооружен тогда еще прототипом пулемёта MG.14 Parabellum, стандартизированном в 1914-м как авиационный пулемет для установки на дирижабли, выпускавшийся DWM (Deutsche Waffen- und Munitionsfabriken) с учетом решений для Maschinengewehr 08. Пулемет представлял собой значительно модернизированный MG с увеличенным на 20% до 800 выстрелов в минуту темпом стрельбы и сниженным до 9 килограмм весом.

9 марта 2013 года. В ходе предварительной сборки
9 марта 2013 года. В ходе предварительной сборки

Бронирование машины получившей наименование Protos Kriegsautomobil было простейшим, фактически вокруг машины был из броневых листов сооружен высокий кожух. В центре на вертлюге устанавливался пулемет. Лобовой броневой лист имел небольшой наклон, так же как и бортовые листы кабины. Дверь в броневик находилась слева. При экспорте вооружение было заменено на стандартный MG08. Управление закрывающимися жалюзями защиты радиатора осуществлялось из кабины с помощью двух тяг. Один из вариантов бронирования включал защиту задних колес и стальные диски.

-6

Задние колеса стали сдвоенными, никакой защиты для колес и подвески предусмотрено не было. Большие окна в лобовом листе просто закрывались "бронированными ставнями". Бронеавтомобиль сразу готовился по экспортному заказу, так как прусская армия отклоняла и более сложные и концептуально более точные предложения, чем этот простой "шкаф" на колесах и с пулеметом. До последнего времени считалось, что всего было изготовлена только одна такая машина, но на форуме сайта RCforum.ru была опубликована фотография, на которой вслед за первой машиной хороша видна и вторая. А возможно была и третья машинами с защитой задних колес и металлическими дисками, хотя их возможно позднее сняли для облегчения бронемашины.

Фотография эксперта @alekse с форума RCforum.ru
Фотография эксперта @alekse с форума RCforum.ru

Просторный бронекорпус позволял перевозить до отделения пехоты и боевая машина на шасси Протос была скорее бронетранспортёром, чем простым пулеметным бронеавтомобилем. Наличие у Protos Kriegsautomobil незащищенных колес, подвески, а в особенности фар, показывало, что бронеавтомобиль предназначался для выполнения полицейских функций, чем для участия в боевых операциях.

-8

18 февраля 1913 года мексиканский генерал Хосе Викториано Уэрта Ортега совершил военный переворот, в ходе которого президент Мадеро и вице-президент Суарес были убиты, а Уэрта стал временным президентом страны. Но дела у Хосе Уэрта сразу не заладились - против генерала кроме "старых" кадров повстанцев Сапаты и Панчо Вильи добавились еще и американцы, которых не устраивало появление на юге нового мексиканского крайне левого "Бонапарта". Новый президент ездил на люксовом Протосе и, учитывая известную коррупционность любого мексиканского правителя, не удивительно, что бронемашины были закуплены именно у Protos Automobile GmbH.

Временный президент Мексики  Хосе Викториано Уэрта Ортега у автомобиля Протос
Временный президент Мексики Хосе Викториано Уэрта Ортега у автомобиля Протос

Использование бронетехники против нерегулярных войск было бы, как во всем остальном мире, очень эффективным, если бы регулярная армия Мексики серьезно отличалась бы в лучшую сторону от партизанских войск Эмилиано Сапаты или Панчо Вильи. К партизанам добавились ещё и конституционалисты, на сторону которых перешли регулярные части. Но даже в этом случае даже два или три броневика в руках режима Уэрта были бы серьезной силой. Полное техническое преимущество большевиков над остальными армиями обломков Российской империи было немаловажным фактором окончательной победы партии Ленина.

Отряды Панчо Вилья вели операции вдоль железных дорог с использованием их для быстрой переброски
Отряды Панчо Вилья вели операции вдоль железных дорог с использованием их для быстрой переброски

Оба "Военных автомобиля" от Protos Automobile GmbH приплыли в Мексику в 1913 году и сразу поступили на вооружение правительственных войск, которые увязли в гражданской войне. Нет информации о каких-то деталях использования бронетехники в гражданской войне и их эффективности. Но у генерала Уэрты было слишком много врагов и вообще не было союзников. А когда на севере страны через границу перешли войска САСШ, судьба режима была предопределена. 15 июля 1914-го года Уэрта бежал сначала в Англию, затем в США, где пытался договорится с немцами, был арестован в САСШ и умер в тюрьме от цирроза печени.

Один из броневиков на ЖД платформе, пока в руках правительственных войск
Один из броневиков на ЖД платформе, пока в руках правительственных войск

Бронетехнику Уэрты ждала близкая судьба - отсутствие запасных частей, качественного обслуживания и хорошего бензина привело к потере машин, которые были просто брошены. Одна из машин в 1914 году, брошенная войсками в Монтеррее, досталась сапатистам, членам боевых отрядов Эмилиано Сапаты. Повстанцы не смогли бронеавтомобиль сдвинуть с места, с него сняли пулемет и бросили ржаветь.

фото: https://relatosehistorias.mx/nuestras-historias/vehiculo-blindado-inicios-del-siglo-xx
фото: https://relatosehistorias.mx/nuestras-historias/vehiculo-blindado-inicios-del-siglo-xx

Еще несколько бронированных машин в ходе Гражданской войны применялось в Мексике, но Протосы были самыми качественными и первыми, которые участвовали в боевых действиях на американском континенте.

фото: https://www.facebook.com/mondragonartillery/photos/pcb.753156252754016/753144386088536
фото: https://www.facebook.com/mondragonartillery/photos/pcb.753156252754016/753144386088536

Все публикации канала можно найти через Оглавление канала. По странам и континентам.

На канале можно посмотреть другие публикации о бронеавтомобилях и носителях оружия разработанных и построенных в Германии до Первой мировой войны:

Источники:

RCforum.ru эксперты @slava i @alekse

https://new.siemens.com/global/en/company/about/history/stories/protos-car-race.html

https://relatosehistorias.mx/nuestras-historias/cuando-llegaron-los-tanques-de-guerra-mexico

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты