Найти в Дзене
Remont1969

Путь танка. Часть 6.1. Mark IX "The Duck". Свинья везде грязь найдет. Первый плавающий БТР

Рассказ о первом в истории плавающем бронетранспортере Mark IX, получившем никнэйм "Утка" - "The Duck"

Наличие на пути перемещающейся армии любых водных преград всегда существенно влияло даже не планирование, не говоря уже о реализации планов. К концу Первой мировой войны для бронетанковой техники были разработаны несколько несколько методов переправы через водные препятствия - противотанковые рвы с помощью фашин и их заменителей, каналы и неширокие реки с использованием штурмовых мостов, широкие реки - строя быстровозводимые мосты. Но в любом случае переправиться на плечах отступающего противника, не дав ему закрепится на противоположном берегу водной преграды было мечтой командира. Единственный быстрый способ это плавающий танк-амфибия. Изначально может показаться, что британские танки типа "ромб" должны сразу неплохо плавать, ведь они реально были "танки" - "бочки". Но и масса была у боевых машин не малая. Для того, что бы плавать нужно было придумывать что-то особенное. Таким стала попытка превратить в "Утку" "Поросенка", созданный в 1918-м году бронетранспортер Mark IX "The Pig".

Mark IX "The Duck"/Тяжёлый транспортёр Марк IX для преодоления водных препятствий

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1 (из партии в 36 машин)

Производитель: Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd(прототип)/Marshall, Sons & Co (серия)

Ширина трака: 521 мм

Ширина преодолеваемого рва: 3,8 метра

Боевая масса: 29-30 000 кг (вес пустого)

Экипаж: 4 + десант (30)

Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp

Скорость: 6 km/ч

Вооружение: 2 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun

Бронирование: 10-12 мм.

Где посмотреть: Великобритания. Бовингтонском музее танков (Bovington Tank Museum)

В 1918-м году на базе углов и агрегатов крупносерийного танка Mark V был построен реальный гусеничный бронетранспортёр по подвижности и защищенности сопоставимый с английскими тяжелыми танками. Объемистый корпус танка по своему размеру был близок к танку Mark V**, двигатель Рикардо был сдвинут вперед практически под кресло мехвода. Трансмиссия была сдвинута в хвост танка. В итоге получилась боевая машина с объемным пространством для размещения десанта. Планировалось перевозить до 30 бойцов со стандартным личным оружием. Так же эта машина была крайне удобна для создания на её базе командо-штабных машин и танков-тендеров. Учитывая отсутствие спонсонов и бокового вооружения именно Mark IX был удобен для попытки создания на его базе плавающей машины.

Схема танка Mark IX
Схема танка Mark IX

Создание броневой машины с возможностью плавания началась сразу после выпуска первых прототипов БТР Mark IX "The Pig". В первую очередь была проведена герметизация всех отверстий танка. Были установлены резиновые уплотнители на двери десантного отсека и отверстия трансмиссии. Танк был оборудован насосом для откачивания воды. Самым сложным было обеспечение вентиляции бронекорпуса и обеспечение притока воздуха к системе охлаждения двигателя. У базового танка Mark IX один радиатор был расположен справа в передней части бронекорпуса. Был установлен короб, который плотно прилегал с бронекорпуса и выводил вентиляцию вверх.

-3

Основное увеличение плавучести было обеспечено 14-ю большими, скорее всего 208-литровыми бочками, размещенные по бортам танка и одной установленной перед боевой рубкой. Можно предварительно оценить дефицит плавучести танка, который был компенсирован бочками, в 3 тонны. Над боевой рубкой так же была сооружена ограждающая конструкция над всеми люками. Внутри этой конструкции были выведены две выхлопные трубы на уровень выше ограждения. Еще несколько труб возможно представляли перископ и трубу для подачи воздуха.

-4

Движение в воде обеспечивалось перемоткой гусениц. На нескольких траках устанавливались деревянные доски, которые, когда находились на верхней ветви гусеницы, лежали на гусенице, когда гусеница находилась вводе и деревянная доска становилась вертикально и работала как лопасть.

-5

Испытания были проведены на озере в Долли-Хилл на Хендонском водохранилище 11 ноября 1918 года. Это дата вошла в историю Первой мировой войны как Кампьенское перемирие. Германия решила сдаться и в этот день официально были прекращены боевые действия. Плавающая боевая машина вполне уверенно сошла в воду и поплыла. Неофициально боевой машине-амфибии Mark IX, которую в базовом варианте прозвали "поросёнок" - The Pig, в плавающем варианте получила ник-нэйм - "утка" - "The Duck".

-6

Хотя танк был медленным на земле и ещё более медленным на воде, его испытания были признаны успешными. Стало понятно, что используя дополнительные меры можно сделать плавающим практически из любой машины, достаточно привесить к ним достаточно много пустых бочек, герметизировать корпус и вывести наверх выхлоп из двигателя. Во всем остальном конечно ничего хорошего не получалось, в такой конфигурации танка выполнять задачи БТР конечно можно было, но представить себе человека, который залезет в такую бочку, понимая, что в случае любой неприятности, вплоть до течи, судьба десанта будет печальна. Если экипаж еще сможет выбраться через люки. то судьба десанта была бы печальна. Но приговором для плавающего танка-БТР, стали не технические недостатки, которые при желании можно было устранить, создав боеспособную амфибия, а именно день, когда Mark IX "The Duck" был спущен на воду - перемирие положило конец войне и необходимости, как тогда казалось, в такой технике.

-7

О первом варианте танка Маленький Вилли и серийный британских танках можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.

Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.

Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.

Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя

Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе

Путь танка. Часть 3. Mark III. Учебная парта танкового корпуса.

Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре

Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте.

Путь танка. Часть 4.2. Mark IV Fascines-Layer. 1917. Танк-путепрокладчик

Путь танка. Часть 4.3. Mark IV Wire-pulling tanks. Раздавить германскую гадину.

Путь танка. Часть 4.4. Mark I Supply tank. Танк-грузовик на поле боя

Путь танка. Часть 4.5. Mark IV Winch tank. Первый танковый морской десант

Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси "ромба"

Путь танка. Часть 4.7. Mark IV "Invicta Roller". Первый танковый колейный трал

Путь танка. Часть 4.8. Mark IV. Renolds Roller Chain. Увеличение проходимости и безопасности

Путь танка. Часть 4.9. Mark IV Supply tank. Незаметный герой битв при Камбре и Амьене

Путь танка. Часть 4.10. Mark I Wireless Comunication tank. Танковый КШМ

Путь танка. Часть 4.11. Mark IV airship tug. Танк и дирижабль совсем не пара

Путь танка. Часть 4.12. Mark IV wireless tank. Точка доступа на гусеницах

Путь танка. Часть 4.13. Mark II. Двойка превращается в пятерку. Испытательные стенды для новых трансмиссий

Путь танка. Часть 5. Mark V. Наброски будущего героя

Путь танка. Часть 6. Mark VI. Перспективный деревянный прорыв

Путь танка. Часть 5.1. Mark V. Танк-победитель

Путь танка. Часть 5.2. Mark V Tadpole. Головастик с пламенным мотором Рикардо

Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту

Путь танка. Часть 5.4. Mark V**. Танковый прапорщик или работа над ошибками

Путь танка. Часть 5.5. Mark VII. Танк c гидравлической трансмиссией

Путь танка. Часть 5.6. Mark V Crib Trench Crossing. 1918. Танк-путепрокладчик, теперь и на базе "пятерки"

Путь танка. Часть 5.7. Mark V Snaketrack. Скоростной тяжёлый танк со змеиной гусеницей

Путь танка. Часть 5.8. Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank. Универсальная машина разграждения

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

Путь танка. Часть 5.10. Royal Engeneer Tank Mark V** Inglis Assault Bridge. На службе у инженерного корпуса

Путь танка. Часть 5.11. Mark V**. С дизелем от локомотива

Путь танка. Часть 6. Mark IX "The Pig". Полноценный гусеничный БТР

О проектах предшествовавших созданию первых танков можно почитать здесь:

Путь к танку. Часть 1. Creeping Grip Texas. 1914. Первый камень в фундамент настоящего танка. Движитель.

Путь к танку. Часть 2. Foster-Daimler 105 BHP Tractor. 1914. Второй камень в фундамент настоящего танка. Двигатель.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах.

Источники:

Первые танки. Британские «Ромбы» Первой Мировой, Семен Федосеев

Семен Федосеев: Самые первые танки» год выпуска: 2011, ISBN: 978-5-699-48536-9, издательство: Эксмо,

Tanks and Trenches First Hand Accounts of Tank Warfare in the First World War. David Fletcher.

Tank Hunter: World War I - Craig Moore

The British Tanks 1915-19 David Fletcher Издательство: The Crowood Press Год: 2001

A New Excalibur: The Development of the Tank 1909-1939: 9780436475207: Smithers, A. J.

Все танки Первой Мировой войны. Самая полная энциклопедия. Автор: Семен Федосеев, ЭКСМО, 2022

http://www.wardrawings.be/WW1/Files/1-Vehicles/Allies/UK/1-Tanks/

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Самый распиаренный танк в мире. Пять интересных фактов об M1 Abrams
M1 Abrams может по праву считаться самым распиаренным танком в мире. Художественные и документальные фильмы, игры, комиксы — его можно встретить везде. Например, на выставке трофеев на Поклонной горе. О боевой эффективности танка ведутся бесконечные споры в интернете, жертвами которых стала уже не одна клавиатура. Я решил, что такую машину нельзя обойти стороной, поэтому подготовил о ней небольшой, но, уверен, интересный материал. Сначала было желание рассказать историю создания, описать конструкцию, вооружение, привести характеристики...
Во время Холодной войны шведы создали этот странный танк, чтобы громить танковые армии СССР: что получилось за машина?
Если посмотреть на шведский танк Strv.103 сзади, может показаться, что ему просто снесло башню. Если спереди, понимаешь, что танк в полной комплектности, а башню, похоже, снесло у проектировщиков. Ибо только безбашенные конструкторы могли решиться на такой креатив: создать основной боевой танк не только без башни, но и с орудием, жестко закреплённом в корпусе. Уникальная концепция родилась в конце пятидесятых. Холодная война стимулировала разработку новых видов вооружения, вариант, что она может перерасти в «горячую» рассматривался вполне серьезно...
Sd.Kfz. 250 и Sd.Kfz. 251: самый узнаваемый бронетранспорт третьего рейха
Полугусеничные бронетранспортёры в годы Второй Мировой Войны стали настоящей палочкой-выручалочкой в битве моторов. Но, к большому несчастью, самыми прогрессивными и узнаваемыми машинами в этом классе стали германские Sd.Kfz. 250 и Sd.Kfz. 251. Эти броневики сыграли ключевую роль в обеспечении мобильности моторизованных подразделений Вермахта. Почему же немцы выбрали именно такой тип ходовой части? Ответ прост: колеса позволяли развивать высокую скорость на дорогах, а гусеницы давали отличную проходимость по пересечённой местности...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты