864 подписчика

Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 11. Броневики Мерседес 25-го взвода штабс-капитана Былинского. 1915.

126 прочитали
Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам.
4 декабря 1915 года штабс-капитан Былинский был отстранен от руководства 25-м автопулеметным взводом и был списан из истории российской бронетехники. А началось все в начале года, когда штабс-капитан на волне мифов, объясняющих поражения русской армии в 1914 году, написал в штаб 10-й армии, воевавшей на территории современнной Западной Беларуси и Польши, прошение о создании за свой счет и по своему проекту автопулеметного взвода. В письме Былинский с жаром описывал несуществующие немецкие броневики, которые наводят ужас на русские войска. Начало 1915 года было временем, когда военные чины поддерживали любые начинания в военной сфере, особенно когда они шли не за счет бюджета, а Былинский обещал все сделать за свой счет. Штабс-капитану были выделены два 45-ти сильных Мерседеса и вместе с ними он отправили на Обуховский сталелитейный завод. Так началась история одного из удачных и оригинальных броневиков Российской императорской армии и первых броневых машин Обуховского завода.

Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам. Предыдущая часть о бронеавтомобилях мастерской Братолюбова здесь - Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 10. "Руссо-Балт" Некрасова-Братолюбова. 1916. Отличная машина на негодном шасси.

Бронеавтомобиль штабс-капитана Былинского/Бронеавтомобиль Мерседес (условные названия)

Страна: Российская империя

Год производства: 1915

Производитель: Обуховский завод

Кол-во произведенных: 2

Шасси : Mercedes 45 PS

Экипаж: 6

Бронирование: 4,5-6

Боевая масса: 2,5-3 тн

Вооружение: 37-мм пушка Гочкис, 7,62-мм пулемет Максим, 2х7,62-мм пулемет Мадсена.

Двигатель: 6785 см3, 45 л.с.

фото из Книги: Михаил Барятинский  Максим Коломиец  БРОНЕАВТОМОБИЛИ 
РУССКОЙ АРМИИ 1906-1917 гг., Техника-молодежи. 2000
фото из Книги: Михаил Барятинский Максим Коломиец БРОНЕАВТОМОБИЛИ РУССКОЙ АРМИИ 1906-1917 гг., Техника-молодежи. 2000

За несколько месяцев на Обуховском заводе построили два броневика на шасси Мерседес. 15 июня машины были представлены на испытания в Офицерской стрелковой школе, где совсем недавно испытывались совершенно неудачные бронемашины Некрасова-Братолюбова. Генерал Филатов, руководивший испытаниями благоразумно отказался серьезно проверять дорожные качества машин, что бы на его складах количество неликвида не увеличилось еще на два броневика, а вот боевые качества оценил очень высоко. Отвечавший за автомобильную часть представитель Военной автошколы штабс-капитан Мгебров, автор собственных проектов бронемашин, оценил броневики так же очень положительно, особенно конструктивную часть. А небольшой или большой перегрузкой страдали все бронемашины на легковых шасси. Оба броневика Былинского были признаны удачными и пригодными для фронта, после внесения небольших усовершенствований. Так машины строились фактически по индивидуальному проекту и подгонялись на месте, они имеют немного отличающееся бронирование лобовой части.

Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам.-3

Во многом благодаря тому, что броневики строились и по проекту Былинского, и за его деньги, и под его присмотром и фактически для него лично, так как штабс-капитан сам создавал 25-й автопулеметный взвод, машины были построены быстро с использованием качественной брони и материалов. Проверка обстрелом показала, что все жизненно важные "органы" машины защищены удачно. Броневая сталь поставленная Обуховским заводом качественная. Самым оригинальным в машине было вооружение, и даже не само вооружение, а его расположение. Главное оружие - 37-мм пушка Гочкис, ставшая благодаря своей малой отдаче уже стандартной для броневиков, располагалась в центре боевого отделения на тумбе,. Огонь мог вестись через откидывающие на всю ширину верхние бортовые или задние листы брони. На той же тумбе монтировался сверху пушки и станковый пулемет Максим, который был защищен башней. В дополнение к основному оружию прилагалось два ручных пулемета, по трактовке того времени ружья-пулемета, Мадсен, стрелять из которых предполагалось так же поверх откинутых листов брони. Откинутые большие листы брони так же обеспечивали хорошую вентиляцию боевого отделения и возможность ведения огня в разных направлениях одновременно. Отделение управления и боевое управления были разделены броневой перегородкой, и если бронирование боевого отделения представляло из себя простой ящик с вертикальными бортами, то отделение управление бронировали сложно изогнутыми листами брони, попытавшись обеспечить более рациональные углы встречи пули и брони по крайней мере на одной машине. Бронирование моторного отсека так же было произведено достаточно удачно, как и сопряжение бронирования мотора и лобовой брони. Колесные диски так же были защищены броневыми листами.

Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам.-4

В июле Былинский, получив в свое распоряжение 2 броневика на шасси Мерседесов, запросил у командования еще одну машину. Все российские бронеавтомобильные взвода были трех-бронемашинными, и штабс-капитан считал, и правильно считал, что и его 25-й взвод должен иметь три броневика. На оружие - пулеметы и пушку Максима-Норденфельда денег еще хватило, а вот уже новое шасси и бронирование он запросил у государства. 23 августа получив третий броневик на шасси немецкого грузовика Ллойд. Когда 25-й взвод отправился в 5-ю Армию Северного фронта, Мерседесы получили личные названия "Обуховец", в честь завода, где их и бронировали, и "Опальный", наверно в честь самого себя так назвал машину Былинский. На фронте в должности командира возможно самого мощного бронеавтомобильного взвода Российской императорской армии штабс-капитан прослужил только три месяца, уже 25 ноября началось расследование о самоуправстве и превышении власти, а 4 декабря он был снят с должности.

Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам.-5

В документах остался отчет о состоянии машин 25-го взвода по состоянию на ноябрь 1915 года. Из отчета было очевидно, что главной проблемой были запчасти к изношенным, ещё при их передаче Былинскому, шасси. Можно предположить, что Былинский стал у всех уже костью в горле своими требованиями к начальству об обеспечении его взвода запчастями и материалами, хотя часть активно воевала. Уже в феврале 1916 года материальная часть взвода была полностью изношена и требовала заводского ремонта, все машины были отправлены в тыл, где было признано нецелесообразным проведение работ, так как это были единственные Мерседесы на тот момент в броневых частях и к ним просто не было запасных частей. Желание их поставить на железнодорожный ход уперлось в ту же проблему. Единственные в армии Мерседесы были крайне неудобны для эксплуатации, несмотря на свои отличные боевые качества.

Эта статья является частью цикла статьей о российских броневиках Первой мировой войны, построенных в 1915-1917 годах по российским проектам.-6
Штабс-капитан Былинский возможно построил один из самых удачных малосерийных бронеавтомобилей Первой мировой войны. Хорошее бронирование, удачная конструкция, мощное вооружение, качественно изготовление могли дать бронемашинам долгую и удачную боевую жизнь, но уже прилично поношенных шасси не оставили на это шансов.

Эта статья продолжения цикла о российских бронеавтомобилях времен первой мировой войны, продолжение о пулеметных броневиках Былинского здесь - Русские "офицерские" бронеавтомобили. Часть 12. Броневик Ллойд 25-го взвода штабс-капитана Былинского. 1915.

Источники:

А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов «Отече­ственные бронированные машины. ХХ век.» (1 том)- М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2002.

Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008. -448 с.: ил.

Коломиец М.В. К 61 Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коломиец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).