8,2K подписчиков

Как хоронили древних славян? Часть четвёртая.

308 прочитали
Добрый день, дорогие друзья. С Вами Алексей Коновалов, и мы продолжаем беседовать про древнеславянские похороны.

Добрый день, дорогие друзья. С Вами Алексей Коновалов, и мы продолжаем беседовать про древнеславянские похороны. В прошлой публикации мы читали свидетельства арабских авторов Ахмада аль-Масуди и Абу Али ибн Даста на эту тему.

Свидетельство Ибн Даста о совместном погребении живой жены с мёртвым мужем находит подтверждение в народной былине о Потоке(Потыке). Былина напоминает, что супругов в древности хоронили вместе, но напоминает неясно, сбивчиво, смысл обычая потерян. Былина как бы старается объяснить такой обычай: Поток и Авдотьюшка Лиховидьевна (Лебедь белая) заключили между собой условие перед венчанием, и "попы соборные" привели их в том к присяге: "Кто перво умрёт, второму за ним живому во гроб идти". Первой умерла Лиховидьевна, спустя полтора года после брака. Лиховидьевна была "еретица", то есть колдунья, по-видимому, её смерть была притворной, или содержала в себе какую-то хитрость, она "мудрости искала над мужем своим". Тело Лиховидьевны привезли на санях в церковь и поставили на паперти. "Вырыли могилу глубокую и великую, глубиною, ширишою по двадцати сажен", в этой могиле погребали тело Авдотьино. Туда же был опущен Михайло Поток с конём и сбруей ратною. Могилу (погреб) заворочали потолком дубовым и засыпали песками жёлтыми. В полночь в могилу собрались гады змеиные, потом пришёл и большой огнедышащий змей, которого убил Поток, и его головой стал мазать тело Авдотьевно. От этого Лиховидьевна ожила, и обоих их вынули из могилы.

Добрый день, дорогие друзья. С Вами Алексей Коновалов, и мы продолжаем беседовать про древнеславянские похороны.-2

А когда потом Поток состарился и умер, его похоронили и с ним зарыли живой в могилу его жену Авдотью Лиховидьевну. Былина заканчивается традиционным стихом: "То старина, то и деянье"(Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым).

Действительно, здесь сохранились многие старинные черты, погребение живой жены с умершим мужем, воин погребается с конём и оружием, покойника везут на санях. В первый раз живого Потока хоронят с Авдотьей, как известно, так не делали, живого мужа не хоронили с умершей женой. Былина отмечает, что этот случай был исключением, следствие особого договора, который был скреплён присягой при посредстве соборных попов. Сани действительно применялись для перевозки покойников на Руси. В сказании о Борисе и Глебе в рукописи XlV века отображена перевозка их тел на санях(Гнедич П.П. История искусств. СПБ. 1897 год). Сани применялись для перевозки покойника, возможно, потому, потому что они были изобретены раньше,чем телега.

Итак, на основании различных свидетельств можно установить, что древние русские славяне применяли к умершим сожжение и погребение. Самым сильным и величественным явлением для первобытного человека было солнце. Множество форм языка и поэзии, множество древних мифов свидетельствует, что в ежедневном движении солнца человек видел целую жизнь живого существа, подобие своей собственной, оно рождалось, быстро становилось юношей, затем мужчиной, старело, и скрываясь за горизонтом, умирало. По поверьям племён, живших возле моря, солнце, окончив свой жизненный путь, сгорало и погружалось в морские волны. У жителей равнин и гор, оно остывало и оускалось под землю или за горы. То место, куда опускалось оно, на далёком западе, представлялось людям местом, которое ожидало его после смерти, куда прежде отошли его предки, где они наслаждаются новой жизнью (Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. Москва. 1868 год).

Наши летописи помнят сожжение покойников, но в начале Русского государства преобладающей формой похоронного обряда было погребение. Может быть погребение распространилось у нас вследствие греческо-христианского влияния.

Друзья, надеюсь вам понравилась сегодняшняя статья, до следующей встречи, всего хорошего.

Это четвёртая часть цикла. Остальные части можно прочитать, перейдя по ссылке:

Часть первая.

Часть вторая.

Часть третья.