Время движется к Новому году – маскарадно-карнавальной поре. В эти месяцы хотелось бы вспомнить о старой забавной традиции – переодевании в костюм противоположного пола.
В театральной истории это стародавний обычай: ведь при зарождении театра женщины, как правило, не были заняты в сценическом действе. В античном театре (вплоть до поздних десятилетий существования Римской империи) все женские роли исполняли мужчины. Более того, и среди зрителей было больше мужчин: женщинам разрешалось посещать трагедии, а вот комедии смотреть не полагалось – там нежных ушей могла коснуться неприличная шутка.
В площадном средневековом театре и в церковной драме также были задействованы в основном мужчины-актеры. В разных странах ситуация стала меняться в разное время: первые женщины появились в итальянских труппах дель арте, испанском, французском театрах; позже всех актрисы вышли на английскую и немецкую сцены.
Но оставались сферы, где переодевание в женщин все еще было для артистов привычным делом. Карнавальные шествия. Театры при учебных заведениях (например, в английских закрытых мужских школах до середины XX века, если не дольше, активно играли Шекспира, не смущаясь давать женские роли мальчикам). Традиционные самодеятельные спектакли, устраиваемые по праздникам (скажем, mummers' plays, о которых я писала год назад – там на пол занятых людей часто и вовсе не смотрели, руководствуясь скорее числом и составом артистов).
Именно поэтому, возможно, мужское переодевание – один из распространенных комических приемов на сцене и в кино. И сейчас– мой личный топ-7 фильмов, где главные герои примеряли женское платье, и отнюдь не только в комических целях.
1. «Тутси», реж. С.Поллок. 1982 год. Переодевался: Дастин Хоффман
Несмотря на легкомысленное название (tootsie - пренебрежительное обращение к девушке; в советском прокате название переводили как «милашка»), это не просто картина о том, как один актер взял да и переоделся женщиной. Это довольно невеселая трагикомедия о настоящем артисте, превращающем в искусство все, к чему он прикасается. Талантливый актер Майкл Дорси не востребован в мире коммерческого искусства. Даже сниматься в рекламе его не берут: кому нужен артист, полчаса вживающийся в роль помидора? Остается лишь самому браться за постановку пьесы, чтобы заодно дать работу другу-драматургу и подруге-актрисе. А для этого Майкл скрепя сердце идет в дрянной, но популярный сериальчик, где открыта вакансия на женскую роль. И происходит чудо: Майкл поднимает мыльную оперу на уровень настоящего искусства. Его героине пишут письма. Женщины всех США берут с неё пример. Но вот беда: придуманная им актриса Дорси Майклз начинает уже отнимать славу, силы, время и даже любимую женщину у своего создателя...
2. «М.Баттерфляй», реж. Д.Кроненберг. 1993 год. Переодевался: Джон Лоун.
В основу этого печального, даже мелодраматического фильма легла реальная история. Франузский дипломат (Джереми Айронс), приехавший в Китай, очарован прелестной оперной певицей. В ней он находит свою идеальную женщину. Но... не является ли этот идеал плодом его богатого воображения и чьей-то хитрости?
3. «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячее»), реж. Б.Уайлдер. 1959 год. Переодевались: Тони Кёртис и Джек Леммон
История о двух музыкантах, убегавших от гангстеров, стала настоящей классикой голливудской комедии. Артисты, сыгравшие главные роли, специально для фильма учились ходить на каблуках – и достигли в этом такого совершенства, что на съемках их пришлось переучивать. Ведь герои должны были смешно ковылять, а Леммон с Кёртисом вышагивали как заправские модели!
Фильм вдохновил и театральных режиссеров. Мюзикл «Some like it hot» под разными названиями обошел многие сцены мира, а в 2004 году драматург Кен Людвиг написал знаменитую комедию «Примадонны», не скрывая, что многие мотивы для пьесы взял из культового фильма Уайлдера.
4. "Красота по-английски" («Сценическая красота»), реж. Р.Эйр. 2004 год. Переодевался: Билли Крудап.
Удивительно красивый, эффектный, трогательный – но, увы, совершенно неисторичный фильм об Эдуарде Кинастоне, одном из последних актеров, игравших женщин на английской сцене. Фильм основан на пьесе Джеффри Хэтчера «Совершенная сценическая женская красота» (название – цитата из дневника чиновника XVII в. Сэмуэла Пипса).
Исторические неточности фильма я разбирала здесь и здесь.
На русской сцене пьеса тоже ставилась (в театре Олега Табакова – под названием «Кинастон»).
5. "Миссис Даутфайр", реж. К.Коламбус. 1993 год. Переодевался: Робин Уильямс.
Дэниел Хиллард теряет сразу и работу, и семью. Теперь ему разрешено видеться с детьми лишь раз в неделю. Но находчивый герой принимает неожиданное решение: ведь теперь его жене нужна домработница, которая будет приглядывать за детьми... Фильм снят в фирменном стиле Криса Коламбуса – мастера американского «семейного» кино и создателя знаменитого фильма «Один дома».
6. «Девушка из Дании», реж. Т.Хупер. 2015 год. Переодевался: Эдди Редмэйн.
Наряду с «М.Баттерфляй» это, пожалуй, самый грустный фильм в подборке. Он посвящен судьбе Эйнара Вегенера – первого мужчины в истории, совершившего полный гендерный переход. К сожалению, в 1920-х годах еще не были исследованы возможности деторождения для людей, перенесших подобное вмешательство, и Эйнар пошел на повторный риск... Фильм обращается не только к судьбе Эйнара (после операции – Лили), но и к образу его мужественной жены Герды, нашедшей в себе силы принять и поддержать непростой выбор мужа и остаться с ним в теплых дружеских отношениях. Эдди Редмэйн и Алисия Викандер ведут на экране пронзительный дуэт. А после выхода фильма Викандер получила «Оскара» за лучшую женскую роль.
7. «Здравствуйте, я ваша тётя», реж. В.Титов. 1975 год. Переодевался: Александр Калягин.
Просто невозможно не завершить подборку этим чудесным фильмом!
Фарс Брэндона Томаса «Тётка Чарли» (в русском переводе – «Тётка Чарлея») был впервые поставлен в Лондоне в конце XIX века. Он превратился в мюзикл и оперетту, обошел все сцены мира, несколько раз экранизировался... В 1975 году режиссер Виктор Титов задумал телепостановку в особом, театрализованном стиле. Фильм снят в эксцентрическом ключе, а времена и пласты истории связывает реальная кинохроника начала XX века. На роль донны Розы – то есть авантюриста-бездомного Бабса Баберлея пробовались и Владимир Этуш, и Евгений Леонов, и Олег Табаков, но Титов предпочел им молодого Калягина.
На сегодня всё. А в ближайшее время появится подборка фильмов с женским переодеванием – конечно же, не без краткого исторического экскурса! (И обязательно – продолжение цикла «Тайны "Театрального романа"»).
А пока делитесь в комментариях вашими любимыми фильмами, где актеры играют женщин.
© Ольга Гурфова
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))