Найти в Дзене
Манжета театроведа

«Корнет, вы женщина?!». Топ-7 фильмов с женским переодеванием.

Оглавление

Фильмы, где мужчины переодеваются в женщин, очень популярны. Об этом я писала в предыдущей статье. А теперь поговорим о ровно обратной ситуации!

Кадр из фильма "Петер", 1934 г.
Кадр из фильма "Петер", 1934 г.

Традиция женского переодевания в мужчин также имеет богатую театральную историю.

Героини, примеряющие на себя мужской костюм, были очень и очень популярны на ренессансной сцене. Многие связывают это с шекспировской традицией. Действительно, шекспировские героини очень часто переодеваются в мужчин и активно действуют под мужским именем. И во многом это и правда было связано с технической проблемой. Актерам-мальчикам, исполнявшим женские роли, было тяжело подолгу носить громоздкий женский наряд того времени.

Женщина в одежде елизаветинской эпохи. Источник: https://silver-meridian.livejournal.com/26827.html
Женщина в одежде елизаветинской эпохи. Источник: https://silver-meridian.livejournal.com/26827.html

И хотя одной Англией театр Ренессанса не ограничивался, традиция переодевать героинь в мужчин первой широко прижилась именно там. Следом подтянулась и Испания: самой знаменитой пьесой с женским переодеванием можно считать комедию Тирсо де Молины "Дон Хиль Зеленые штаны" (1630 г.), которая с успехом дожила до наших дней.

Тирсо де Молина, «Дон Хиль Зеленые штаны». З. а. РФ Людмила Лозицкая — донья Хуана. Фото © Владимир Кусков, 1959.
Тирсо де Молина, «Дон Хиль Зеленые штаны». З. а. РФ Людмила Лозицкая — донья Хуана. Фото © Владимир Кусков, 1959.

Что касается Англии – когда в 1656-1661 годах на сцену стали выходить первые английские актрисы, обнаружилось, что у мужского костюма есть еще одно преимущество: в нем премило смотрятся женские ножки. И вновь Англия оказалась впереди планеты всей: драматурги взялись за перо и начали особенно активно прописывать в пьесах breeches parts ("роли в бриджах"). И это были как роли женщин, наряжающихся мужчинами, – так и роли юношей. Например, в переделке шекспировской "Бури" (я писала о ней тут) появился мальчик Ипполито, которого, конечно же, играла молодая красивая женщина. Огромную популярность имела актриса Сусанна Сентливр, исполнявшая breeches parts до сорокалетнего возраста (о ее весьма необычной судьбе я рассказывала здесь).

Истории девиц, переодевшихся мужчинами, чтобы достигнуть своей цели, захватили сцены всего мира. А галантный XVIII век на них просто помешался. Именно тогда написана знаменитая комедия Карло Гольдони «Слуга двух господ». Она использует маски итальянского театра дель арте, но вот мотив переодевания девицы в мужчину – вполне модный.

Клариче - Е.Дриацкая, Беатриче - В.Кособуцкая. Кадр из х/ф "Труффальдино из Бергамо", 1976 г.. Реж. В.Воробьев
Клариче - Е.Дриацкая, Беатриче - В.Кособуцкая. Кадр из х/ф "Труффальдино из Бергамо", 1976 г.. Реж. В.Воробьев

В том же веке образ прекрасного охотника или пастушка стал одним из самых популярных женских нарядов на европейских маскарадах. Так, императрица Елизавета Петровна просто обожала охотничьи костюмы, в которых демонстрировала изящные щиколотки.

Георг Гроот. Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком
Георг Гроот. Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком
Д.Левицкий. «Портрет  Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской». 1773 г. Девочки исполняют сценку из комической оперы Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Десятилетняя Катенька Хрущева исполняет роль пастушка Кола, а ее подруга – пастушки Нинетты.
Д.Левицкий. «Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской». 1773 г. Девочки исполняют сценку из комической оперы Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Десятилетняя Катенька Хрущева исполняет роль пастушка Кола, а ее подруга – пастушки Нинетты.

К XIX веку окончательно закрепилась традиция травести – исполнения ролей мальчиков и юношей женщинами. Традиция просуществовала и довольно значительную часть следующего века.

Сцена в Берендеевке из первого действия оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Лель и бобыль Бакула. В партии Леля – Евгения Селиванова. Дата съемки: июль 1954. Источник: https://russiainphoto.ru/photos/216034/
Сцена в Берендеевке из первого действия оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Лель и бобыль Бакула. В партии Леля – Евгения Селиванова. Дата съемки: июль 1954. Источник: https://russiainphoto.ru/photos/216034/

Ну а XX век с его модернистскими и постмодернистскими тенденциями придал переодеваниям дополнительные смыслы.

Одна из подписчиц спросила в комментариях к предыдущей статье: «Почему переодевание мужчины в женщину смотрится забавно, а обратное иногда - неприятно?».
Я думаю, у меня есть ответ на этот вопрос. Помимо, конечно, того, что всякий взгляд субъективен. Переодевание мужчины в женщину исторически смешно, ибо менее жизнеподобно (я о Западе, не о Востоке, где такое переодевание зачастую имело весьма мрачный характер). Женщина же переодевается в мужчину – даже в комедиях! – для выживания. Для нее это единственная возможность занять общественное положение, отвоевать пропавшего жениха, решить финансовые проблемы. И, увы, исторически это куда реалистичнее, чем переодевшиеся в джазисток весельчаки, убегающие от гангстеров. Вновь вспомним историю Сусанны Сентливр, которая годами скрывала в печати свой пол, боясь, что писания женщины не будут интересны зрителю. По этой-то причине в подобных сюжетах часто подчеркивается скованность героини, ее невозможность быть счастливой в чужом облике, необходимость подавить свою природу ради достижения целей.

Ну и в завершение статьи – обещанная семерка фильмов с переодеваниями. Напоминаю, что в рейтинге сказались исключительно мои личные предпочтения.

Двенадцатая ночь, 1996. Режиссер Т.Нанн. Переодевалась: Имоджин Стаббс

-8

Классическая комедия Уильяма Шекспира перенесена в антураж начала XX века. Умная и предприимчивая Виола разыскивает пропавшего брата. Для этого она переодевается юношей и под именем Цезарио нанимается на службу к герцогу Орсино. Герцог дает слуге задание: помочь ему завоевать сердце неприступной соседки. Но вот беда: Виола и сама любит герцога. А соседка... соседка, кажется, влюбилась в красавца Цезарио!

Влюбленный Шекспир, 1998. Режиссер: Дж.Мэдден. Переодевалась: Гвинет Пэлтроу

-9

Как уже было сказано, сам Шекспир часто использовал в пьесах прием с женским переодеванием. А здесь переодевание двойное! В этой фантазийной истории героиня наряжается мальчиком-актером, играющим женские роли.

«Таинственный Альберт Ноббс», 2011. Режиссер: Р.Гарсиа.
Переодевалась: Гленн Клоуз

-10

Драма маленького человека в этом фильме принимает особую окраску. Вокруг жестокий мир, в Ирландии царит нищета, а женщине надо как-то выживать. Поэтому в течение двадцати лет героиня Клоуз живет и работает под мужским именем, полностью перевоплотившись и слившись с придуманным ею персонажем по имени Альберт Ноббс. Самое печальное – фильм полностью основан на реальных событиях.

Обыкновенное чудо, 1978. Режиссер М.Захаров. Переодевалась: Евгения Симонова.

-11

На эту роль пробовались Лариса Удовиченко и Евгения Глушенко, а Марк Захаров в итоге утвердил Симонову. В сценах, где ее Принцесса переодевается мальчиком, решив убежать от своего возлюбленного, актрису действительно можно принять за мальчишку.

Орландо, 1992. Режиссер: С.Поттер. Переодевалась: Тильда Суинтон

-12

Тильда Суинтон блестяще воплощает на экране героя романа Вирджинии Вульф. Или героиню. Орландо-Орландина – что это за существо, проживающее несколько эпох в разных обликах? И имеет ли это на самом деле значение?

Мулан, 2020. Режиссер: Н.Каро. Переодевалась: Лю Ифэй

-13

В прошлом году Disney предложил очередное прочтение древнекитайской легенды, по которой дочь ушла воевать, чтобы не дать погибнуть немощному отцу. Впрочем, можно устроить себе неделю под названием «Семь дней с Хуа Мулань»: ведь именно столько раз экранизировали этот сюжет. И это не считая двух мультфильмов!

Гусарская баллада, 1962. Режиссер Э.Рязанов. Переодевалась: Лариса Голубкина

-14

И раз уж мы заговорили о женщинах, назвавшихся мужчинами для ухода на войну, – как не вспомнить этот чудесный фильм! Он основан на истории Надежды Дуровой, но ее жизнь была куда драматичнее. А фильм о Шурочке Азаровой и поручике Ржевском – веселый, нежный и акварельный. И как-то очень естественно, ненатужно патриотичный!
Кстати, на роль Шуры пробовались еще Алиса Фрейндлих и Людмила Гурченко.

Приятного всем просмотра, друзья! И, конечно же, подруги.
И буду рада вашим любимым фильмам на тему статьи.

© Ольга Гурфова
--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
Подписывайтесь на мой канал
здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней –
вот тут))

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Почему мне не нравится игра Чиаурели? И кого я считаю лучшей актрисой в фильме "Ищите женщину"
Решил сделать рейтинг женских ролей в фильме "Ищите женщину". И вот что у меня получилось: №4 (последнее место) Софико Чиаурели в роли Алисы Постик, секретаря-телефонистки в нотариальной конторе мэтра Роше. Я не сомневаюсь, что момент съемки фильма "Ищите женщину" Софико Чиарели была веселой и жизнерадостной женщиной с бешеной харизмой. Но я все же вынужден усомниться в ее гениальности как актрисы. По крайней мере, в этой роли. Еще можно было бы как-то смириться с некоторой шаблонностью актерской...
«Настоящая и ненастоящая королева»… Ещё раз о кино по роману «Королева Марго»
«Если рядом поместить портреты Аджани и Добровольской и спросить себя, кто из них королева, неужто ответ не очевиден?» – написали мне в комментариях к статье «Море грязи и крови не делает кино историческим»… О фильмах «Королева Марго». И мне сразу вспомнились персонажи «Властелина колец»: И мелькнула мысль: «А ведь режиссёр «Властелина колец» смотрел фильм Патриса Шеро»… Арагорн и Арвен – герои совершенно другие. Однако нельзя не заметить определённого внешнего сходства. Только вот манеры у Арвен, как у настоящей принцессы...
«Звезда пленительного счастья»… Почему у героинь костюмы разного стиля?
Если смотреть фильм и обращать внимание на костюмы, то можно заметить, что не наблюдается стилистического единства платьев и причесок. Кто-то одет в платья с высокими талиями, кто-то – с талиями на своем естественном месте… А у многих нарядов Полины Гебль талия находится между местом под грудью и естественной талией. Завышенная, но не высокая. Не ампирная, говоря по-простому. Так в то время и было. Ведь с 1822 по 1826 год формировался новый модный стиль – бидермейер, сменивший поздний ампир. Я писала...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты