Найти в Дзене
Петр Власов

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – от V до E

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Мне довольно часто приходилось общаться с авиамоделистами и с молодыми людьми, интересующимися историей авиации, но еще не имеющих достаточного объема знаний. Иногда у них возникали вопросы: чем одна модификация того или иного самолета внешне отличается от другой. Для этих любопытных я составил ряд простейших «ликбезов» по нескольким наиболее популярным самолетам; самодельных «справочников», не отягощенных цифрами и техническими подробностями, а только указывающих на детали внешнего отличия одной модификации от другой. Не знаю, пригодится ли эта работа кому-то на Дзене, но рискну для проверки выставить здесь один из своих «ликбезов». По отзывам будет видно, стоит ли его продолжать…

Мессершмитт Bf.109 был основным, самым многочисленным истребителем Германии с первого и до последнего дня войны. Представлять читателю этот самолет не имеет смысла – он и так более, чем знаменит; «Месс» давно и повсеместно стал настоящим символом германской авиации. Однако так как в определении многочисленных модификаций Мессершмиттов-109 можно легко запутаться, я сделал галерею основных моделей этого истребителя с краткими комментариями об их отличиях. Сегодня речь пойдет о ранних «Мессерах» - от первых экспериментальных «Фау» (V) до лучших немецких истребителей начального периода Второй мировой войны - «Эмилей».

Bf.109 от V-1 до V-13 (1935 г)

-2

Это экспериментальные экземпляры, каждый из которых получал личную маркировку (Bf.109V-1,-2,-3 и т.д.). На этих машинах отрабатывались будущие «фишки» знаменитого истребителя. Но, хотя самолеты еще являлись опытными, некоторые из них уже применялись в боях – проходили боевую проверку в гражданской войне в Испании.

Характерные особенности: деревянный двухлопастной винт фиксированного шага Schwartz с заостренным коком, выхлопные патрубки заподлицо с обшивкой капота. Большой радиатор под мотором, маленький воздухозаборник карбюратора наверху капота сразу за правым пулеметом, под левым крылом рядом с колесом небольшой маслорадиатор. Сдвижная часть фонаря сделана откидывающейся вбок (чтобы у пилотов не было соблазна открывать ее в полете, уменьшая тем скорость самолета). Законцовки крыльев плоские. Хвостовое оперение с подкрепляющими подкосами. Шасси с узкой колеей, складывалось от фюзеляжа к крыльям. Двигатель: Jumo-210А (610 л.с.). Скорость – 460 км/ч. Вооружение – 2х7,9-мм пулемета MG17 под капотом мотора.

-3

Bf.109В «Бруно» (1936 г) и Bf.109С «Цезарь» (1937)

-4

«Бруно» - первый серийный «Мессер». Выпускался в двух версиях: В-1 и В-2. Малосерийная версия В-1 (выпущено всего 30 самолетов) внешне была полностью идентична экспериментальному Bf.109V. Более многочисленная версия В-2 (365 самолетов) внешне отличалась от В-1 только другим винтом – металлическим двухлопастным VDM Hamilton Standard изменяемого шага, с коком в виде усеченного конуса. В центре кока было сделано отверстие для третьего пулемета, размещенного в развале цилиндров мотора (правда, пулемет этот практически не стрелял, так как сильно перегревался из-за работающего мотора). Малозаметным внешним отличием В-2 (и последующих версий) от V и В-1 стали узкие вентиляционные прорези на передней верхней кромке капота, сразу за коком винта. Двигатель: на В-1 - Jumo-210А на 610 л.с. (скорость 460 км/ч); на В-2 - Jumo-210D на 680 л.с. (скорость – 470 км/ч). Вооружение: 2-3х7,9-мм пулемета MG17.

-5

Модификация Bf.109С («Цезарь») численностью всего в 60 машин официально стала последней версией Мессершмиттов под мотор Jumo. Внешне «Цезарь» абсолютно идентичен варианту В-2, отличаясь только несколько выступающими из капота выхлопными патрубками мотора. Кроме того, на «Цезаре» усилили вооружение, и в передних кромках крыльев появилось по отверстию для стволов пулеметов. Основной версией являлась С-1; версии С-2 выпустили всего несколько машин. Они отличились наличием пятого пулемета в развале цилиндров мотора (который от перегрева тоже сразу переставал стрелять). Двигатель: Jumo-210G (700 л.с.), скорость – 470 км/ч, вооружение – 4-5х7,9-мм пулеметов MG17.

Bf.109D «Дора» (1938)

-6

«Дора» - модификация под другой двигатель, фирмы Daimler-Benz. Однако версия Bf.109D получилась промежуточной: в то время, как «Доры» с мотором DB.600 начали строить, завершилась разработка более мощного DB.601; к тому же DB.600 требовались в большом количестве для постройки бомбардировщиков Не.111. Поэтому Bf.109D изготовили всего 200 экземпляров, после чего сделали упор на производство Bf.109Е с мотором DB.601.

Внешне «Дора» все еще полностью походила на Bf.109С (из-за недостатка DB.600 на части «Дор» приходилось устанавливать Jumo-210G, поэтому форму капота и радиатора под ним не меняли – благо, DB.600 «влезал как родной» на место Jumo). Двигатель – Daimler-Benz DB.600A (720 л.с.), скорость – 499 км/ч, вооружение – 4х7,9-мм пулемета MG17.

Bf.109E «Эмиль»

-7

Многоверсионная модификация Bf.109E «Эмиль» стала основным германским истребителем начального периода Второй мировой войны: если самолетов Bf.109В, Bf.109С и Bf.109D было произведено вместе около 650 штук, то «Эмилей» немцы «наклепали» не менее 3.500 экземпляров. К тому же последние «Бруно», «Цезари» и «Доры» перестали использоваться на фронте уже весной 1940-го. А «Эмили» как истребители воевали на всех фронтах с первого дня войны и вплоть до осени 1942 г. В варианте же истребителя-бомбардировщика немцы применяли «Эмиль» и в 1943 г.; а союзники Германии использовали переданные им Bf.109E в боях даже в начале 1944-го!

Ниже я сделал разбор стандартных отличий Мессершмиттов-109Е по модификациям –отличий, характерных именно для той или иной модели. Однако в ходе войны бывали случаи смешения деталей разных версий в одном самолете. Например, при ремонте повреждений простреленная деталь заменялась похожей, снятой с другой машины, уже не подлежавшей восстановлению; и не всегда эта списанная машина соответствовала по модификации ремонтируемой. Так же при восстановлении поступивших в ремонт машин их по возможности старались усовершенствовать, «дотягивая» до уровня более поздних моделей. Например: на изначально чисто пулеметных Bf.109E-1 часто заменяли крыльевые пулеметы на пушки, усиливая огневую мощь истребителя. А после потерь в боях «Битвы за Англию» стали устанавливали в кабинах «единичек» бронеспинки от Е-3. На Bf.109E-4 иногда ставили лобовое бронестекло, более характерное для «семерок».

Bf.109E-1 (1938) и Bf.109Е-3 (1939 г)

-8

На «Эмилях» установили новый, более мощный и надежный мотор; из-за этого изменились количество и форма выхлопных патрубков двигателя. Смена мотора так же привела к исчезновению с верха капота маленького воздухозаборника карбюратора, и появлению с левой стороны капота над патрубками удлиненного воздухозаборника компрессора. Двухлопастной винт был заменен на трехлопастной VDM изменяемого шага.

Для улучшения аэродинамики была пересмотрена система охлаждающих радиаторов, заметно изменившая форму носа самолета. Размеры радиатора под мотором значительно уменьшили, и убрали из-под левого крыла маслорадиатор; ослабление охлаждающего воздушного потока компенсировали установкой двух плоских радиаторов под крыльями.

-9

В 1939-1940 гг. основными версиями «Эмилей» были Е-1 (построено 1.183 шт.) и Е-3 (1.276 экземпляров); экспериментальный Е-2 серийно не выпускался. Внешне Е-1 и Е-3 идентичны, но на «тройке» двигатель был форсирован, что увеличило мощность и скорость самолета; к тому же на «тройке» усилили вооружение – вместо крыльевых пулеметов поставили пушки. Установка пушек вызвала на нижних плоскостях крыльев появление небольших обтекателей. А в кабине Bf.109Е-3 установили бронеспинку с заголовником. Это была первая броня на Мессершмитте – до модификации Е-3 ни одна версия Bf.109 не имела ни защиты пилота, ни протектирования бензобаков (впрочем, протектора не было на всех «Эмилях»; он появился только на «Фридрихе»).

-10

Bf.109E-1: Двигатель – DB-601A (1.100 л.с.), скорость – 530 км/ч, вооружение – 4х7,9-мм пулемета MG17 (в ходе войны на многих машинах крыльевые пулеметы заменили на 2х20-мм пушки).

Bf.109E-3: Двигатель – DB-601Aа (1.175 л.с.), скорость – 550 км/ч, вооружение – 2х7,92-мм пулемета MG17 и 2 крыльевые 20-мм авиапушки MG-FF. Третья 20-мм пушка стояла в развале цилиндров мотора; но она при стрельбе вызывала сильные вибрации, поэтому в частях ее обычно снимали.

Bf.109E-4 и Bf.109E-7 (1940 г)

-11

«Четвертый Эмиль» (произведен 561 самолет) внешне отличался от «тройки» только фонарем кабины новой формы. Обтекаемые вверху обводы фонаря «тройки» исчезли, верх кабины стал плоским, угловатым. Защита пилота была усилена броневой плитой, установленной за креслом в дополнение к бронеспинке с заголовником. Первые серии Bf.109E-4 оснащались мотором DB-601Aа на 1.175 л.с. Но уже с середины 1940 г. на часть «четверок» стали ставить двигатель DB-601N, работавший не на 87-октановом, а на 96-октановом бензине (октановое число указывалось в маленьком желтом треугольнике у лючка топливного бака позади кабины пилота). DB-601N давал мощность на взлете 1.200, а на высоте даже 1.270 л.с. (самолеты с этим мотором обозначались как Bf.109E-4/N). ТТХ Bf.109E-4: двигатель – DB-601Aа (1.175 л.с.), скорость – 550 км/ч, вооружение – 2х7,92-мм пулемета MG17 и 2 крыльевые 20-мм авиапушки MG-FF.

-12

Абсолютно так же выглядели выпущенные малыми сериями скоростные фоторазведчики Bf.109E-5 (29 штук на базе Bf.109E-4) и Bf.109E-6 (9 штук на базе Bf.109E-4/N). Они отличались от «четверок» только отсутствием оружия и круглыми вырезами для объективов фотокамер в днище фюзеляжа.

А в августе 1940 в серию пошла модификация Bf.109E-7 - изготовлено 438 экземпляров (по другим сведениям 750). Она отличалась от «четверки» возможностью установки подвесного топливного бака на 300 литров, значительно увеличивавшего дальность полета. А внешне - сплошным обтекателем винта заостренной формы (без отверстия для так и «не пошедшей» мотор-пушки). На «семерках» устанавливались двигатели DB-601N, а снизу мотор защищала от зенитного огня 5-мм бронеплита.

-13

Кроме того, на многих Bf.109E-7 ставили бронестекла, накладывая толстый пакет бронестекла на лобовую панель фонаря кабины (подобное усовершенствование делали и на некоторых Bf.109E-4). Так же на всех Bf.109E-4 и Bf.109E-7, отправлявшихся воевать в Северную Африку, на боковом воздухозаборнике компрессора крепили специальный удлиненный «тропический» фильтр, спасавший механизм от засасывания вездесущих в пустыне песка и пыли. Эти версии обозначались как Bf.109E-4/trop и Bf.109E-7/trop. ТТХ Bf.109E-7: двигатель – DB-601N (1.200 л.с.), скорость – 560-570 км/ч, вооружение – 2 носовых 7,92-мм MG17 и 2 крыльевые 20-мм авиапушки MG-FF.

Кроме того, на базе Bf.109E-7 изготовили несколько самолетов Bf.109E-8 и Bf.109E-9; но по этим редким машинам никакой ясности нет: в одних книгах обе версии называют фоторазведчиками, в других Е-8 представляют дальним истребителем. А Е-9 в одних источниках указан как вооруженный, а в других - как безоружный разведчик.

Истребители-бомбардировщики Bf.109E

-14

В ходе «Битвы за Англию» из-за постоянных перехватов англичанами их бомбардировщиков немцы начали использовать для прорыва к объектам в качестве скоростных бомберов те свои истребители, которые (как выяснилось) мало годились для боя с британскими самолетами – пулеметные Bf.109E-1. Несколько таких самолетов для эксперимента снабдили подфюзеляжными пилонами ЕТС.50, способными нести 4х50-кг бомбы. Получившие обозначение Bf.109E-1/В, эти истребители-бомбардировщики отлично зарекомендовали себя в налетах на британские транспортные суда, и германское командование решило часть новых, более сильных истребителей выпускать в варианте истребителя-бомбардировщика. Так появились Bf.109E-4/В, а за ними Bf.109E-7/В, оснащавшиеся как бомбодержателями ЕТС.50 на 4х50-кг бомбы, так и пилонами ЕТС.500, позволявшими Мессершмиттам нести одну, но более мощную 250-кг бомбу.

-15

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версия F («Фридрих»)

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версии G («Густав»)

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «Змееграфия»

Определитель «Ишаков» - модификации советского истребителя И-16

Определитель модификаций японского истребителя «Зеро»

Определитель модификаций немецкого пикировщика Ju-87

Определитель модификаций советского истребителя ЛаГГ-3

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (01). Бомбардировщик для Люфтваффе

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.110 (01). От «А» до «F»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.